1. Как знание законов и специфики речевой деятельности влияет на формирование человеческой личности и становление ее в социуме?
2. Каковы отличительные черты продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности?
3. Перечислите этапы речевой деятельности в их хронологической последовательности.
4. Для какого вида речи характерны прерывистость, зависимость от ситуации, избыточность, наличие невербальных средств общения?
5. В каких речевых жанрах используется устная речь, а в каких – письменная?
Тема 4. Культура речи.
Понятие о культуре речи.
2. Аспекты культуры речи.
3. Коммуникативные качества речи.
Правильность речи.
Точность речи.
Понятность речи.
Чистота речи.
Уместность речи.
Логичность речи.
Богатство речи.
Выразительность речи.
Понятие о культуре речи.
Разграничение понятий «язык» и «речь» предполагает и разграничение таких понятий, как «культура языка» и «культура речи».
Культура языка – это уровень усвоения всего разнообразия языковых единиц и знание правил их употребления (произношения; лексической, грамматической, стилистической сочетаемости и т.п.).
Культура речи –этомотивированное употребление языкового материала, использование в определенной ситуации языковых средств, оптимальных для данной обстановки, содержания и целей высказывания; использование единственно нужных слов и конструкций в каждом конкретном случае.
Таким образом, культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.