Назначение и расположение основных механизмов двигателя

Кривошипно-шатунный механизм

Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала.

Кривошипно-шатунный механизм состоит из блок-картера, коленчатого вала, маховика, шатунов, поршней и вала отбора мощности.

Блок-картер предназначен для монтажа всех деталей, узлов и служит силовым остовом двигателя. Внутри блок-картер разделен рёберными поперечными перегородками на три цилиндровых отсека и полость для установки механизма передачи. В центральные расточки перегородок запрессованы стальные обоймы. От поворачивания обоймы стопорятся штифтами. В тоннель, образованный расточками в перегородках, на четырех роликовых коренных подшипниках устанавливается коленчатый вал.

В нижней части перегородок параллельно оси коренных опор сделаны расточки для размещения вала уравновешивающего механизма. В нижней части второго отсека ввернута пробка для слива масла из картера. Полость над пробкой закрыта сеткой.

На заднем торце блок-картера выполнен фигурный фланец со шпильками для крепления к нему картера силовой передачи. С левой стороны блок-картера имеется ложе для установки стартера, крепящегося к нему полубугелями. Выше ложа стартера на приливе закреплен генератор.

Сверху по оси развала блок-картера выполнен прилив с расточкой внутри, в которой монтируется муфта опережения впрыска топлива. В развале блок-картера четырьмя шпильками крепится масляный центробежный фильтр.

В каждом цилиндровом отсеке имеются сквозные расточки, в которые вставлены стальные гильзы. В верхней части гильзы имеют бурты, которыми они опираются на торцы выточек блока.

На наружной поверхности гильз выполнены два посадочных пояса для центровки гильзы и полость, образующая со стенкой гильзы кольцевой канал для протока охлаждающей жидкости.

Гильзы цилиндров изготовлены из высоколегированной стали. Для повышения твердости и износоустойчивости внутренняя поверхность гильз азотирована. Для уплотнения полости охлаждения на нижнем посадочном пояске гильзы выполнены три канавки под резиновые уплотнительные кольца прямоугольного сечения, а на верхнем - одна канавка под круглое

резиновое уплотнительное кольцо. В верхней части гильзы установлена медная прокладка газового стыка.

Перепуск охлаждающей жидкости из полостей охлаждения гильз в полости охлаждения головок блока осуществляется через сверления в верхней части блока и в головках. Уплотнение стыка обеспечивается латунными трубками с надетыми на них резиновыми кольцами.

В перегородки блок-картера ввернуто по восемь анкерных шпилек для крепления головок блока. Для исключения попадания жидкости и масла в колодцы анкерных шпилек на шпильки надеваются резиновые уплотнительные кольца.

Головка на блоке фиксируется по трем установочным штифтам, запрессованным в блок-картер.

Для сообщения внутренней полости блок-картера с атмосферой установлен сапун. Корпус сапуна цилиндрический, заполнен проволочной фильтрующей набивкой (канителью) и закрыт крышкой.

Коленчатый вал двигателя штампованный, из легированной стали, имеет три шатунные шейки и четыре коренные опоры, между которыми расположены эллиптические щеки. На первой и второй щеках болтами крепятся противовесы. С одной стороны к валу крепится маховик, а с другой запрессован хвостовик.

Смазка в коленчатый вал подводится через канал главной магистрали, просверленный в блок-картере, канал в стакане первого подшипника, через полость хвостовика и сверления в нем в полость шатунной шейки коленчатого вала. Через радиальные сверления в шатунных шейках масло подается к трущимся поверхностям вкладышей шатунов.

Уравновешивающий механизм предназначен для уравновешивания инерционных сил, возникающих при работе двигателя. Эти силы уравновешиваются двумя (противовесами, закрепленными на щеках первой шатунной шейки, местной выборкой металла на ободе маховика и специальным уравновешивающим механизмом.)

Уравновешивающий механизм состоит из вала с противовесами на концах. Противовес выполнен в виде шестерни, входящей в зацепление с шестерней коленчатого вала.

Уравновешивающий механизм предназначен для уравновешивания инерционных сил, возникающих при работе двигателя. Эти силы уравновешиваются двумя (противовесами, закрепленными на щеках первой шатунной шейки, местной выборкой металла на ободе маховика и специальным уравновешивающим механизмом.

Уравновешивающий механизм состоит из вала с противовесами на концах. Противовес выполнен в виде шестерни, входящей в зацепление с шестерней коленчатого вала.

Шатунный механизм

Шатунный механизм служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. Он состоит из трех спаренных шатунов двутаврового сечения, изготовленныхиз высоколегированной стали. Каждая пара шатунов состоит из вильчатого шатуна и внутреннего (прицепного) шатуна. Нижняя головка вильчатого шатуна устанавливается на шатунной шейке коленчатого вала, а нижняя головка внутреннего шатуна входит в паз вильчатого шатуна и охватывает про ставку и крышку. Верхние головки вильчатых шатунов соединяются с поршнями левого блока цилиндров, а внутренних - с поршнями правого блока. Ход поршней правого и левого блоков одинаковый.

Нижние головки вильчатых шатунов закрепляются на шатунных шейках коленчатого вала с помощью болтов, стягивающих с помощью гаек крышки, вкладыши и проставку со стержнем. Гайки контрятся шплинтами.

Впускной и выпускной коллекторы

Впускной коллектор крепится на шпильках к боковой плоскости головки цилиндров с внешней стороны. Стык между фланцами коллектора и головкой уплотняется железоасбестовой прокладкой.

Коллектор штампованный сварен из двух половин. Сбоку коллектора выполнен фланец с двенадцатью отверстиями для прохода шпилек крепления коллектора. В нижней части коллектора приваренабонка с резьбовым отверстием, закрытым пробкой. Отверстие служит для слива смазки, попадающей в коллектор из впускных окон головки цилиндров при консервации двигателя.

Механизм газораспределения

Механизм газораспределения служит для обеспечения наполнения цилиндров воздухом и очистки их от отработавших газов в порядке, соответствующем рабочему циклу двигателя. Он смонтирован на головке блока и состоит из клапанов впуска и выпуска и распределительных валов с шестернями привода.

Клапаны впуска и выпуска отличаются один от другого размерами грибков и материалом. Выпускной клапан имеет меньший диаметр грибка и изготовлен из жаропрочной стали.

В стержне клапана выполнено резьбовое отверстие для ввертывания тарелки клапана. Резьбовое соединение позволяет устанавливать необходимый зазор между тарелкой клапана и затылком кулачка распределительного вала при регулировке фаз газораспределения.

Положение тарелки фиксируется замком. Две концентрические пружины прижимают торцовые шлицы замка шлицам тарелки.

Впускной и выпускной распределительные валы установлены в четырех подшипниках на верхней плоскости головки цилиндров.

На концах распределительных валов смонтированы шестерни, находящиеся между собой в зацеплении. Шестерня, установленная на распределительном валу, получает вращение от шестерни механизма передач. Шестерни соединены с распределительными валами регулировочными втулками и прижаты к упорным буртам валов гайками.

Механизм передач к распределительным валам и навесным агрегатам двигателя

Механизм смонтирован в фигурном кармане блок-картера со стороны маховика. Непосредственно с шестерней коленчатого вала в зацеплении находятся шестерня уравновешивающего механизма, промежуточная шестерня, передающая вращение шестерне масляного и водяного насосов, и большая шестерня блока шестерен.

Муфта привода генератора

Муфта привода генератора смонтирована в фасонном приливе блок-картера. Она состоит из полого цилиндрического корпуса вращающегося на двух подшипниках и качения, валика с внутренними шлицами и шести резиновых шпонок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: