Механизм защиты служит для предохранения двигателя от попадания в него воды при преодолении водных преград.
Механизм состоит из двух клапанных коробок 8 и 10 (см. рис. 44) с тарельчатыми клапанами 7, клапана 13, эжектора 9 отсоса газов из силового отделения и привода управления клапанами.
Клапаны 7 предотвращают попадание воды в двигатель из короба эжектора через выпускные коллекторы. Клапан 13 защищает силовое отделение от проникновения воды через эжектор 9 отсоса газов. Клапан 7 укреплен на шаровой опоре в рычаге 29, который качается на оси 27, установленной в клапанной коробке 8. На машинах выпуска до 1970 г. вместо шаровой опоры установлена ось 27.
Рис. 44. Механизм защиты двигателя от попадания воды:
А - общий вид; б - механизм привода клапанов; в - клапанная коробка; г - старая конструкция клапана; д - новая конструкция клапана; 1 - рукоятка привода открывания клапанов; 2 - перегородка силового отделения; 3 и 26, - пружины; 4 - болт крепления троса; 5 - трос; 6 - механизм привода клапанов; 7 - клапан; 8 - правая клапанная коробка; 9 - эжектор отсоса газов из силового отделения;10 - левая клапанная коробка; 11 - короб эжектора; 12 - пружина привода; 13 - клапан, предотвращающий попадание воды; 14 - трубка отсоса газов из компенсаторов; 15 - тросы привода; 16 - фланец крепления; 17 - сухарь крепления троса; 18 - шток с зубом; 19 - рычаг конечных выключателей; 20 - конечный выключатель; 21 - электромагнит ЭЛС-3; 22 - замок; 23 - ролик; 24 - зуб штока; 25 - корпус клапанной коробки; 27 - ось клапана; 28 - палец клапана; 29 - рычаг клапана.
|
|
Для предотвращения попадания воды в двигатель через эжектор отсоса пыли, воздухоочиститель и впускные коллекторы установлен клапан, который закрывается одновременно с поднятием волноотражательного щитка и воздухозаборной трубы.
Привод механизма защиты электрический, автоматического действия и дублируется ручным взводом.
Привод электрический, состоит из механизма 6 (см. рис. 44), привода клапанов, в который входят замок 22, шток 18, связанный тросами 15 с клапанами 7, электромагнит 21, конечный выключатель 20 в цепи электромагнита и реле РКД, установленного в релейной коробке КР-40 системы защиты.
В ручной привод входят рукоятка 1 с эксцентриком, шток с пружиной 3, связанный тросом 5 со штоком 18, и ролик.
На центральном щитке водителя имеется сигнальная лампа КЛАПАН системы защиты.
На машинах выпуска с 1975 г. изменено крепление тросов 15. Вместо планок крепления введено соединение с помощью муфты.
Перед входом в воду необходимо привести в готовность систему защиты двигателя, для чего рукоятка 1 привода должна быть переведена в верхнее положение, и включить выключатель ПЛАВ на центральном щитке. Кроме того, при подъеме волноотражательного щитка закроется клапан эжектора отсоса пыли из воздухоочистителя.
|
|
Назначение, общее устройство системы воздушного пуска
Для запуска двигателя на машине имеется две системы: система запуска сжатым воздухом (основная) и система запуска электрическим стартером.
Обе системы действуют независимо и в особо тяжелых условиях могут применяться одновременно (комбинированный запуск).
Система запуска сжатым воздухом состоит из электропневмоклапана 9 (см. рис. 45), воздухораспределителя 12, обратного клапана 13, воздухопроводов и пусковых клапанов 4.
На машинах выпуска до 1970 г. установлен кран 15 (см. рис. 45 б) аварийного запуска двигателя. Кран введен на случай неисправности в системе электрооборудования, так как вместо электропневмоклапана ЭК-48 на этих машинах стоит электропневмоклапан ЭК-69, который не имеет рычажка ручного пуска.
Сжатый воздух поступает в систему из баллона 7 системы пневмооборудования.
Электропневмоклапан служит для дистанционного управления подачей сжатого воздуха из баллона 7 к воздухораспределителю 12 при запуске двигателя. Он приводится в действие кнопкой, расположенной на центральном щитке водителя (ПУСК ВОЗД.), а в случае отказа электровключения — рычажком ручного включения, расположенным на корпусе электропневмоклапана.
Электропневмоклапан 9 (см. рис. 45) расположен на борту машины слева от сиденья водителя. Воздухораспределитель (см. рис. 46) служит для распределения воздуха по цилиндрам двигателя в порядке их работы. Воздухораспределитель установлен на левом блоке со стороны маховика.
Корпус 1 воздухораспределителя штампованный, из алюминиевого сплава. В центральной расточке корпуса установлен валик 12. Опора валика смазывается маслом, поступающим из системы смазки двигателя по каналам г.
В корпусе просверлено шесть каналов а и б, в которые ввернуты зажимы 2 крепления трубок подвода воздуха к цилиндрам.
Валик 12 с помощью регулировочной втулки 4 сочленен с распределительным диском 3, имеющим золотниковое окно в. Протяженность золотникового окна по дуге равна 60°. Путем перестановки регулировочной втулки, имеющей внутренние мелкие и наружные крупные шлицы, осуществляется правильная установка золотникового окна в распределительного диска по отношению к каналам б в корпусе воздухораспределителя и регулируется момент начала подачи воздуха в цилиндры.
Рис. 45. Система запуска сжатым воздухом:
а - схема измененной системы; б - схема до изменения; 1 - редукторы пневмосистемы; 2 - воздушный фильтр; 3 - распределительная коробка; 4 - пусковые клапаны; 5 - перегородка силового отделения; 6 - спускная пробка маслоотстойника; 7 - воздушный баллон; 8 - вентиль; 9 - электропневмоклапан; 10 - распре-делительная коробка; 11 - отстойник; 12 - воздухораспределитель; 13 - обратный клапан на трубопроводе к воздухораспределителю; 14 - обратный клапан на трубопроводе к электропневмоклапану; 15 - кран ручного запуска.
Рис. 46. Воздухораспределитель:
1 - корпус воздухораспределителя; 2 - зажим; 3 - распределительный диск; 4 - регулировочная втулка; 5 -пружина; 6 - тарелка; 7 - гайка; 8 - штуцер; 9 - колпак; 10 - замковое кольцо; 11 - прокладка; 12 - валик; 13 - шплинт; 14 - трубопровод для подвода воздуха из системы воздухопуска; а, б - каналы для подвода сжатого воздуха к цилиндрам; в - золотниковое окно;г - канал для подвода смазки.
В расточке ступицы распределительного диска 3 установлена тарелка 6, которая стопорится замковым кольцом 10. Тарелка прижимается к гайке 7, контрящейся шплинтом 13. Пружина 5, установленная между регулировочной втулкой и тарелкой б, отжимает распределительный диск 3 и обеспечивает зазор между корпусом воздухораспределителям распределительным диском во время работы двигателя.
|
|
Корпус воздухораспределителя закрыт колпаком 9, который уплотняется алюминиевой прокладкой 11. Через штуцер 8 воздух подводится к воздухораспределителю.
При запуске двигателя сжатый воздух поступает в полость воздухораспределителя и, преодолевая усилие пружины 5, прижимает распределительный диск к корпусу воздухораспределителя. При этом золотниковое окно в совпадает с одним из шести каналов б в корпусе. Сжатый воздух поступает через пусковой клапан в цилиндр и, воздействуя на поршень, заставляет вращаться коленчатый вал. При повороте коленчатого вала, и следовательно распределительного диска, золотниковое окно сообщается последовательно с каждым из цилиндров в порядке их работы.
Для запуска двигателя достаточно, чтобы давление воздуха было не менее 30 кгс/см2. Максимально допустимое давление воздуха, поступающего в воздухораспределитель — 70 кгс/см2.
Пусковые клапаны служат для впуска сжатого воздуха в цилиндры при запуске. Клапаны ввернуты в головки блока цилиндров под впускными коллекторами. От каждого гнезда клапана просверлен сквозной канал 12 в камеру сгорания.
Пусковой клапан состоит из цилиндрического корпуса 2 (см. рис. 47), в котором установлен тарельчатый клапан 1 со стержнем 7, пружины 5, шайбы, гайки 6 и колпачка 4.
Пружина постоянно прижимает тарель клапана к седлу. Сжатый воздух к клапанам подводится по трубкам от воздухораспределителя. Поворотный угольник трубопровода надевается на гладкую выточку корпуса с радиальными отверстиями а, уплотняется медно-асбестовыми кольцами 3 и прижимается колпачком 4.
Рис. 46. Пусковой клапан:
1 - тарельчатый клапан; 2 — корпус; 3 - уплотнительные кольца; 4 - колпачок; 5 - пружина; 6 - гайка; 7 - стержень клапана; а - радиальное отверстие.
Воздух, поступая в полость клапана, нажимает на тарель клапана, сжимает пружину 5 и открывает проход в цилиндр.
Отстойник предназначен для улавливания конденсата влаги и капель масла, содержащихся в воздухе, поступающем из компрессора. Он представляет собой пустотелый цилиндр с двумя штуцерами и пробкой 6 (см. рис. 45) для слива отстоя. Отстойник крепится к стойке на перегородке силового отделения.
|
|
Работа системы запуска сжатым воздухом. При открытии вентиля 8 баллона сжатый воздух из баллона поступает в распределительную коробку
10, проходит через войлочный фильтр 2 в редукторы 7, где снижается давление до 70 кгс/см2.
При нажатии на кнопку ПУСК ВОЗД на центральном щитке или на рычажок электропневмоклапана, а на машинах выпуска до 1970 г. при открывании крана 15 воздух из редукторов 7 проходит через распределительную коробку 10, расположенную на левом борту машины, через электропневмоклапан 9 через отстойник 11, обратный клапан 13 к воздухораспределителю 12. Из воздухораспределителя воздух попадает через пусковые клапаны 4 в цилиндры двигателя и вращает коленчатый вал двигателя.
Требуемые обороты двигателя для запуска 100-150 в минуту. Запуск двигателя электростартером применяется при неисправности системы запуска сжатым воздухом.