В процессе приобретения информационных систем или технологий необходимо осуществить их оценку и выбор, исходя их возможностей и потребностей покупателя. Однако прежде чем выполнять эти действия необходимо получить достоверную информацию о производителе покупаемого программного продукта. Как правило, эта информация включает:
1. Оценку репутации фирмы-производителя на рынке программных продуктов, число продаж данного программного продукта.
2. Количество внедрений данного продукта фирмой-производителем.
3. Соответствие покупаемой системы стандартам открытых систем.
4. Адаптируемость системы к новым информационным потребностям, новому производству, новым организационным структурам (за счет изменения параметров настроек или написания новых программ).
5. Совместимость покупаемой системы с иными системами, которые уже функционируют на предприятии, например системами управления технологическими процессами.
6. Приемлемость цены, куда должны входить следующие составляющие: покупка, внедрение, сопровождение. Опыт показывает, что полная цена в два-три раза выше, по сравнению с ценой собственно программного продукта.
|
|
Если на все перечисленные характеристики имеется положительный ответ, то можно перейти непосредственно к процессу оценки покупаемой и внедряемой информационной системы. Процесс оценки выполняется на основе действующих в нашей стране следующих стандартов: ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Оценка программной продукции, ГОСТ 28195-89. Оценка качества программных средств. Общие положения; ИСО/МЭК 12207-95 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств».
Оценка осуществляется на основе анализа соответствия продукта-претендента пожеланиям пользователя по следующим характеристикам:
- функциональные возможности;
- надежность и безопасность;
- практичность и удобство применения;
- эффективность;
- сопровождаемость.
Конкретные | |||
операционные системы | |||
системы управления базами данных | |||
наличие дополнительных интеллектуальных модулей | |||
возможность приобретения отдельных модулей | |||
способность к развитию | |||
Общие | |||
функциональные возможности | |||
надежность и безопасность | |||
практичность и удобство применения | |||
эффективность | |||
сопровождаемость | |||
Рис. 2.15. Критерии оценки и выбора информационных систем и информационных технологий
|
|
Вопросы для самоконтроля по главе 2
1. Как можно классифицировать информационные системы?
2. Охарактеризуйте структуру функционально-позадачных информационных систем
3. Опишите схему функционально-позадачных информационных систем
4. В чём состоят функции информационной системы производственной ориентации?
5. Дайте определение системы, подсистемы, надсистемы.
6. Опишите этапы системного анализа.
7. Для чего нужна стандартизация, и какие объекты информационных систем подлежат стандартизации.
8. Что такое открытая система и для чего нужны стандарты открытых систем.
9. Дайте определение процессов, бизнес-процессов и их характеристику.
10. Как можно классифицировать бизнес-процессы, приведите примеры.
11. Опишите состав и характеристику стандартов MRP и MRPII.
12. Какова структура и схема функционирования ERP – систем?
13. Какие функции выполняет CRM- систем.
14. Охарактеризуйте SCM- систему.
15. Опишите процессы планирования деятельности предприятия с помощью CRP- систем.
16. Раскройте смысл влияния информационной системы на структуру управления организацией.
17. Опишите характеристику стандарта обмена данными.
18. Укажите этапы создания информационных систем с учетом стандартов их жизненного цикла.
19. Что такое инжиниринг и реинжиниринг?
20. Опишите этапы создания информационных систем с ориентацией на бизнес-процессы.
21. Ким образом посчитать Эффективность информационных систем.
22. По каким критериям следует проводить оценку и выбор информационных систем и технологий.
Тесты по главе 2
1. Установите соответствие между информационными системами (ИС) и их свойствами:
1) степень автоматизации информационных процессов; | а) документальные и фактографические. |
2) уровень интеграции информационных процессов; | б) федеральные, региональные, муниципальные, офисные. |
3) вид обрабатываемой информации; | в) ИС предприятий связи, ИС промышленных предприятий, ИС транспортного предприятия, ИС банков и т.д. |
4) отраслевая принадлежность; | г) вычислительные и информационные (управленческие) |
5) уровень обслуживаемой системы управления; | д) автоматизированные, слабо автоматизированные и не автоматизированные |
6) класс решаемых задач. | е) интегрированные информационные системы и функционально-позадачные. |
Ответ: 1)-д); 2)-е); 3)-а); 4)-в); 5)-б); 6) – г).
2. Под бизнес-процессом понимается:
а) совокупность увязанных в единое целое операций, выполнение которых позволяет получить полную информацию об объекте;
б) совокупность процедур обработки информации,
в) элемент информационной технологии управления экономическим объектом;
г) совокупность увязанных в единое целое действий, выполнение которых позволяет получить конечный результат (товар или услугу)
Ответ: г)
3. Бизнес-процесс не характеризуется:
а) определенным во времени началом и концом,
б) определенным количеством итераций.
в) последовательностью выполнения бизнес-операций,
г) владельцем бизнес-процесса;
д) интерфейсом с другими параметрами,
Ответ б)
4. Установите соответствие:
Бизнес-процессы могут быть основными и вспомогательными, к которым относят: | |
1) операции преобразования ресурсов в конечный продукт | а) основные |
2) управление персоналом | б) вспомогательные |
3) операции с поставщиками и покупателями | |
4) бухгалтерский учет | |
5) послепродажное обслуживание | |
6) процессы на складе | |
7) маркетинг |
Ответ: 1)-а); 2)-б); 3)-а); 4)-б); 5)-а); 6)-б); 7)-б)
5. Системный анализ предполагает:
а) рассмотрение объекта, как целого, состоящего из множества элементов;
б) выделение объекта из окружающей среды и помещение его в искусственную среду;
|
|
в) рассмотрение объекта как целого, состоящего из частей и выделенного из окружающей среды.
г) абстрагирование и изучение несущественных элементов объекта.
Ответ: в)
6. Расставьте этапы системного анализа в прямом порядке:
а) определение границ системы;
б) определение прямой и обратной связей
в) формирование цели;
г) распределение функций управления
д) определение существующей структуры;
Ответ: в) →а) → д) →б) →г)
7. Какие функции не подлежат стандартизации?
а) главные функции прикладных программ;
б) базовые функции операционных систем;
в) функции управления базами данных и распределенная обработка;
г) функции пользовательского интерфейса;
д) функции взаимосвязи открытых систем.
Ответ: а)
8. Продолжите определение. Открытая информационная система – это …
а) система, которая способна взаимодействовать с другими системами посредством маршрутизации и стандартизации передачи данных;
б) система, которая способна взаимодействовать с другой системой посредством использования международных стандартов;
в) система, построенная на принципах интерактивного взаимодействия пользователей;
г) информационная система управления экономическим объектом.
Ответ: б)
9. Продолжите определение. Интегрированные информационные системы – это…
а) информационные системы, поддерживающие все функции управления экономическим объектом;
б) открытый комплекс программно-аппаратных средств, управляющих всеми производственными процессами на предприятии;
в) совокупность технических и программных и коммуникационных средств обработки информации на предприятии;
г) открытый комплекс программно-аппаратных средств, поддерживающий бизнес-процессы и объединяющий данные, функции и производственные процессы в одно целое.
Ответ: г)
10. Установите соответствие между аббревиатурой информационных систем и их названиями:
1) ERP | а) управление взаимоотношениями с клиентами |
2) MRP | б) управление цепочками снабжения |
3) SCM | в) планирование потребности предприятия в материалах |
4) CRM | г) планирование и управление всеми ресурсами предприятия |
5) CRP | д) планирование потребности в производственных мощностях. |
Ответ: 1)-г); 2)-в); 3)-б); 4)-а); 5)-д);
|
|
11. Какие из перечисленных ниже процессов не входит в состав основных процессов жизненного цикла программной системы?
а) процесс заказа.
б) процесс поставки.
в) процесс разработки.
г) процесс переработки
д) процесс эксплуатации.
е) процесс сопровождения.
Ответ: г)
12. Какие из перечисленных ниже процессов не входит в состав вспомогательных процессов жизненного цикла программной системы?
а) документирование
б) управление конфигурацией
в) верификация
г) аттестация
д) бухгалтерский учет.
е) аудит.
Ответ: д)
13. Какие из перечисленных ниже процессов не входит в состав организационных процессов жизненного цикла программной системы?
а) управление конфигурацией
б) управление
в) создание инфраструктуры
г) усовершенствование
д) обучение.
Ответ: а)
14. Под инжинирингом бизнеса понимается:
а) проектирование информационных систем, обеспечивающих функционирование всех бизнес-процессов на предприятии;
б) набор методов и средств, которые используются на предприятии для проектирования бизнеса;
в) совокупность методов и средств, используемых для проектирования информационных систем предприятия;
г) аналитическое обследование хозяйственной деятельности предприятия.
Ответ б)
15. Реинжиниринг бизнеса – это:
а) перепроектирование существующей экономико-математической модели предприятия;
б) изменение организационной структуры предприятия;
в) радикальное переосмысление технологической оснастки производства
г) радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения улучшения показателей деятельности предприятия.
Ответ: г)
16. Установите соответствие между стадиями реинжиниринга и их этапами.:
Стадия | Этапы |
1) стадия внедрения | а) описание существующих бизнес-процессов «Как есть»; разработка моделей «Как должно быть» |
2) стадия реализации проекта | б) формулирование целей, создание команды разработчиков, разработка плана и бюджета проекта |
3) стадия моделирования | в) опытная эксплуатация, документирование, обучение |
4) начальная | г) создание сервисов, реализующих модели «Как должно быть»; тестирование результатов реализации |
Ответ: 1)-в); 2)-г); 3)-а); 4)-б)