Понятие «инфокоммуникационные технологии» включает: информационные технологии (аппаратные и программные средства), телекоммуникационное оборудование (абонентское оборудование, сетевое оборудование) и телекоммуникационные услуги (услуги в телефонных сетях общего пользования, услуги в сети Интернет, услуги мобильной телефонной связи и т п.). Возрастающий спрос на инфокоммуникационные услуги объясняется потребностью общества в устойчивых удаленных связях, позволяющих организовать новые формы производства и управления реальными и виртуальными предприятиями и организациями.
В последние годы с развитием инфокоммуникационных технологий и сервиса сети Интернет стал быстро развиваться новый сектор экономики, получивший название сетевого. В России формирование сетевой экономики происходит в трех направлениях:
- электронный бизнес;
- банковские и другие расчеты;
- дистанционное обучение и выполнение работ.
Электронный бизнес - это бизнес, осуществляемый на основе информационных технологий и общедоступных средств коммуникаций (локальных и глобальных сетей). Частным случаем электронного бизнеса является электронная коммерция, под которой понимается вид хозяйственной деятельности, цель которой заключается в продаже готовых товаров ли услуг через компьютерные сети. Потребителем может выступать как физическое, так и юридическое лицо.
|
|
Электронный бизнес – одно из важнейших направлений развития бизнеса, предоставляемых возможностями инфокоммуникационных технологий. Ключевыми понятиями здесь служат виртуальный рынок и виртуальное предприятие.
Виртуальный рынок – это рынок товаров и услуг, предоставляемых за счет информационных инфокоммуникационных технологий.
Виртуальное предприятие – это сетевое объединение на основе электронных средств связи (инфокоммуникаций) нескольких традиционных предприятий, специализирующихся в различных областях деятельности. Основная характеристика виртуального предприятия состоит в разделении и специализации труда.
Последовательность формирования виртуального предприятия демонстрируется на рис. 3.6.2-3.8., где представлены этапы трансформации традиционного предприятия в виртуальное, обеспечиваемое наличием инфокоммуникационных технологий. На рис. 3.6. приведена структура традиционного предприятия, в состав которого входит производство с обеспечивающими его отделами: сбыт, снабжение, конструирование и т.д. Такой состав предприятия целесообразен в том случае, если рынок не может гарантировать своевременную поставку необходимых комплектующих деталей и полуфабрикатов требуемого качества, а сбыт выгоднее организовать собственными силами.
|
|
рис. 3.6. Традиционное предприятие.
Однако, как только исчезает экономическая целесообразность в организации непрофильных видов деятельности, последняя поручается организациям, специализирующимся на обеспечивающих производство функциях: сбыт, поставки, послепродажное обслуживание и т.д. На рис. 3.7. показана часть деятельности (поставки и сбыт), осуществляемая сторонними организациями.
рис. 3.7. Традиционное предприятие, сбыт и поставки для которого, осуществляются сторонними организациями.
Это становится возможным при достаточно мощных инфокоммуникационных технологиях, обеспечивающих оперативную координацию деятельности различных удаленных предприятий и организаций.
На рис. 3.8 представлено виртуальное предприятие. В его состав входят предприятия, которые находятся в различных географически удаленных местах. В главном же офисе находится лишь аппарат управления.
Принципиальное отличие виртуального предприятия от традиционного состоит в том, что традиционное предприятие для выпуска продукции ищет возможности и ресурсы для производства и реализации продукции, а виртуальное ищет того, кто уже обладает соответствующими ресурсами, знаниями и опытом в производстве данной продукции. В результате достигается резкое сокращение стартового капитала, так как большинство ресурсов привлекается со стороны на контрактной основе.
рис. 3.8. Виртуальное предприятие.
Трансформация традиционного предприятия в виртуальное вносит коррективы в структуру основных и оборотных средств. На рис. 3.9. представлено соотношение основных и оборотных средств, а также затрат на традиционном (рис. 3.9. а) и виртуальном (рис. 3.9. б) предприятиях.
рис. 3.9. Соотношение некоторых элементов структуры капитала традиционного и виртуального предприятия.
Объемы основных средств, куда входят средства производства, здания сооружения, транспорт и т.д., при традиционном бизнесе занимают, в зависимости от типа производства, до 70% от общей стоимости фирмы (предприятия). И в тоже время виртуальное предприятие не требует столь объемных затрат на основные средства за счет их перемещения в вешние структуры, где эти средства уже имеются. В результате высвобождаются средства для увеличения оборотных средств, потребность в которых также сокращается за счет отсутствия затрат на незавершенное производство, покупку сырья и материалов, содержание готовой продукции и т.д. Последние затраты сокращаются за счет прямых поставок продукции потребителю. Сокращение затрат на основные и оборотные средства позволяет увеличить средства на развитие отношений с поставщиками и потребителями.
Второе направление сетевой экономики развивается в направлении совершенствования банковских и других расчетов на базе инфраструктуры Интернет. Банковский сервис, использующий сетевые возможности получил название сетевого банкинга или итнтернет-банкинга. Под данными понятиями понимается совокупность банковских услуг, предоставляемых банком своим клиентам в среде Интернет.
Банковский сервис, использующий сетевые возможности, предоставляет юридическим лицам формировать и отправлять в банк следующие документы:
- поручение по обязательному платежу;
- платежное требование;
- реестр платежных документов;
- заявление на перевод валюты и т.д.
Физическим лицам предоставляются следующие услуги:
- коммунальные и периодические платежи;
- формирование и отправление в банк документов (платежное поручение, информационное сообщение и т д.);
- перевод денег с одного счет анна другой;
- получение информации о текущем состоянии своего счета и т.д.
|
|
Типовые процедуры банковской платежной системы следующие (более подробно смотри ниже):
- обработка запросов с целью авторизации;
- перечисление на расчетные счета денежных средств за товары и услуги;
- передача документов (бумажных и электронных), в которых фиксируются совершенные сделки.
Третье направление сетевой экономики сосредоточено на повсеместном внедрении дистанционного образования, под которым понимается образовательная система, обеспечивающая получение знаний с помощью сетевых технологий. Сетевые технологии обеспечивают доступ к учебным материалам и консультации с преподавателями с помощью телекоммуникаций и сети Интернет.