Введение. Настоящее пособие написано на основе материалов учебного курса "психология образования человека"

Настоящее пособие написано на основе материалов учебного курса "Психология образования человека", проведенного автором в нескольких университетах и педагогических вузах России в период 1989 – 2007 годов в рамках эксперимента по созданию новой системы высшего педагогического образования. В настоящее время курс проводится по программе УМКД учебной дисциплины дополнительной специализации. Программа учебного курса разработана для обучения студентов в ВУЗах, где практически реализуется трехступенчатая система высшего общего профессионального образования ("бакалавр" - "магистр" - "доктор"). Данный курс является фундаментальным (базовым) в программах общего образования и профессионализации. Курс также является основным и обязательным при получении специализации (на уровне степеней бакалавра и магистра психологии) по педагогическим, философским, психологическим и социологическим специальностям. Курс может быть использован как факультативный для всех гуманитарных и курс "по выбору" для инженерных специализаций.

Курс в наиболее развернутом виде предполагает обучение в течение 48 часового семестрового обучения, или 96-ти часового - двухсеместрового. Курс может быть проведен по интенсивной форме обучения. В этом случае минимальной протяженностью курса является курс общим объемом в 18 часов, преподаваемый в течение трех дней.

В курсе используются различные формы проведения занятий: беседы-введения; лекции-чтения; лекции-диалоги; занятия в форме игровых сессий; организационные игры; практикумы; практические занятия. Все формы занятий предполагают использование игровых этюдов, игровых сессий и игр по модели организационных игр, созданных автором (А.Тюков 1983).

Таким образом, книга предназначена для студентов университетов как учебное пособие к авторскому курсу по дисциплине специализации в системе профессионального психологического образования. Для ученых психологов и преподавателей психологии книга может быть интересна как изложение точки зрения автора на основные проблемы современной науки об образовании человека и предложение по организации преподавания психологии как учебной дисциплины.

В книге излагается концепция автора о категориальном строении современной общей психологии. Все содержание курса предполагает осуществление идеи построения действительно нового современного психологического анализа как метода исследования без потери культурно-исторического опыта мировой экспериментальной психологии.

Соответственно, книга состоит из разделов: “Методология психологии”, “Теория образования человека”, “Проектирование в системах образования” и “Психологическая практика в сфере образования”.

Суть авторской позиции может быть выражена в формуле: современная наука об образовании человека - педагогика это не отдельная научная дисциплина и даже не система наук. Это суперкомплекс дисциплин изучения человека, включающий в себя три типа отношений к человеку: человекознание, человекотехнику и человекопрактику. Каждый тип в свою очередь представляет собой дисциплинарный комплекс или систему наук.

С этой точки зрения психология образования должна рассматриваться как комплекс всех видов деятельности в отношении человека - то есть “практическую психологию” или психологическую практику, “эргономику” или инженерно-психологическое проектирование обстоятельств человеческой жизни и систему дисциплин рационального научного знания о жизни и развитии человека. Все содержание книги направлено на культурно-историческое обоснование высказанной точки зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: