Не описывая подробно законы обучения, мы приводим основную схему развития способов человеческих межиндивидуальных взаимодействий как иллюстрацию нашего утверждения о первичности социального обучения и формирования способностей человека к социальному существованию (см.: рисунок).
На схеме представлена действительность совместной деятельности людей, то есть социальное и операциональное содержание человеческой деятельности - со-бытие. Совместная деятельность развивается, исторически переходя с уровня на уровень организационных форм взаимодействия. Конкретный индивид, осваивая способы взаимодействия на каждом уровне, осваивает и усваивает их, “интериоризует” и, таким образом, превращает в собственную способность. Этот процесс интериоризации и автоматизации способов взаимодействия и есть процесс социального обучения.
Важнейшим для учителей (прежде всего так называемых социальных педагогов) является соблюдение закона последовательности перехода с уровня на уровень в обучении способам социального бытия. Кроме того, следует иметь ввиду требование закона полноты освоения организационных форм социального бытия в обучении. Не выполнение этого закона приводит к социальной инфантилизации человека[20].
Знания законов образования человека формируются в трех предметах психологического изучения процессов психического развития человека.