Система педагогического сотрудничества

Процессы воспитания, обучения и духовестия осуществляются в конкретном времени и пространстве развивающихся ситуаций образования. Важнейшим социальным и психологическим феноменом этих ситуаций становится встреча как минимум двух субъектов образовательной деятельности - их межличностное человеческое общение, при котором происходит передача культурного наследия от одного поколения (старшего) к другому (младшему). Несомненно, главным субъектом этой встречи является развивающийся человек - "учащийся". На обеспечение его развития направлены все процессы образования - он воспитывается, он учится, он впитывает дух - он воспринимает и осваивает культуру.

Однако осуществить он это может только в сотрудничестве с другим субъектом - воспитателем, учителем и вестником духа. Для учащегося этот субъект выступает в качестве носителя культуры и человека, способного передавать образцы и нормы человеческой деятельности и способного делать это профессионально. Мы хотим подчеркнуть, что важнейшим обстоятельством является не диплом, не квалификация и не должность, а то, что "младший" увидел в старшем Учителя. Важнейшим является случившийся факт встречи двух людей: Учителя и Ученика.

Система педагогического сотрудничества включает в себя четыре подсистемы взаимо­действий: во-первых, учителя с группой учеников на занятиях; во-вторых, воспитанников с каждым из воспитателей в стенах образовательных учреждений, в-третьих, учащихся друг с другом, в-четвертых, педагогов друг с другом в рамках педагогического коллектива. Особую систему составляет взаимодействие поколений - субкультур учащихся и педагогов[27].

Первая подсистема - это организация взаимодействия учителя с учениками. Характер и содержание этого взаимодействия определяется учебной программой, которую реализует и выполняет учитель.

Вторая и третья подсистемы взаимодействия учеников в совместной деятельности определяется характером и стилем организации урочной работы, которой владеет учитель. Это психологически интерпретируемая ситуация отношения учащихся к педагогам, детерминированная его возрастными особенностями. С другой стороны – это некоторая внутренняя программа и план поведения учителя при организации им ситуаций образования. Такая собственная программа учителя может быть декларирована и внешне представлена в той или иной форме (например, методических рекомендациях, тетради учителя, развернутых планах уроков - “урочные цепочки”). Главное в том, что как бы она ни была представлена: латентно или эксплицировано - она всегда есть.

Четвертая подсистема педагогического сотрудничества характеризует состояние и уровень развития внутриколлективных связей педагогов между собой, в которые входят, как межпредметные взаимодействия, так и межличностные отношения учителей в рамках педагогического коллектива.

Система отношения субкультур является наименее изученной и вместе с тем наиболее значимой с точки зрения оценок состояния и развития системы образования в целом. Эта система общественного отношения двух сообществ: учительства и детского общества.

Анализ системы педагогического сотрудничества в совокупности четыпех подсистем позволяет создать практически значимую систему психологического обеспечения формирования педагогических коллективов в конкретных социальных условиях функционирования и развития образовательных учреждений. Теоретической основой такой практики являяется представленное нами пространство организационных форм и уровней взаимодействий людей в организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: