Цель: формирование умения находить определители второго, третьего и четвертого порядка, вычислять миноры и алгебраические дополнения элементов определителя.
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы:
& 3.1. Запомните, какова методика нахождения определителей второго, третьего и четвертого порядка. Выучите, что называют минорами и алгебраическими дополнениями элементов определителя.
?3.2.Вычислите определитель:
а) ; б) ; в) , найдите 56% от полученного числа;
г) ; д) .
& 3.3. Выучите, какими основными свойствами обладает определитель.
?3.4. Вычислите определитель . Используя свойства определителей, найдите определитель:
а) ; б) ; в) ; г) .
?3.5. Найдите миноры и алгебраические дополнения
а) элементов первого столбца определителя ;
б) элементов второй строки определителя ;
в) элемента а 32 определителя .
¶3.6.Вычислите определитель: а) ; б) .
¶3.7. Решите уравнение и неравенство: а) б)
Методические указания по выполнению работы:
Матрица называется квадратной, если число её строк совпадает с числом столбцов.
|
|
У квадратной матрицы выделяют:
Каждой квадратнойматрице можно поставить в соответствиенекоторое число | A |, называемое её определителем, следующим образом:
1. Второго порядка: .
2. Третьего порядка:
3. Любого порядка. Определитель равен сумме произведенийэлементов любой строки или столбца определителя на их алгебраические дополнения:
=
где Аij - алгебраическое дополнение элемента аij: Аij = (-1) i+ j ·Мij;
Мij – минор элемента аij - новый определитель порядка (п -1), полученный из вычеркиванием i -й строки и j -го столбца, на пересечении которых находится элемент аij.
Свойства определителей:
1. Определитель не изменится, если его строки заменить столбцами и наоборот (свойство равноправности строк и столбцов).
2. При перестановке двух строк определитель меняет свой знак на противоположный.
3. Определитель с двумя одинаковыми строками или столбцами равен нулю.
4. Общий множитель всех элементов строки или столбца можно вынести за знак определителя.
Следствие: Если элементы двух строк или столбцов определителя пропорциональны, то определитель равен нулю.
Приведем примеры нахождения определителей второго, третьего и четвертого порядков:
Пример 1. Найдите определитель | A | =
Решение: .
Ответ: | A | = 14.
Пример 2. Найдите определитель:
Решение:
= 4 + 4 + 0 – 6 = 2. Ответ: 2.
Для нахождения определителя четвертого порядка необходимо уметь вычислять миноры и алгебраические дополнения элементов определителя.
Пример 3. Найдите миноры и алгебраические дополнения элементов третьего столбца определителя .
Решение:
1. Минор элемента а 13 (М 13 ) получаем вычеркиванием из определителя первой строки и третьего столбца:
|
|
2. Алгебраическое дополнение элемента а 13 (А 13 ) найдем по формуле: А 13 = (- 1)1+3 М 13;
А 13 =(- 1 ) 4 ∙ 24 = 24.
3. М 23получаем вычеркиванием из определителя второй строки и третьего столбца:
М 23 =
4. А 23 найдем по формуле: А 23=(-1)2+3 М 23;
А 23 = (-1)5∙(-11) = 11.
5. М 33получаем вычеркиванием из определителя третьей строки и третьего столбца:
М 33= = (-1)∙(-3) - 6∙4 = 3 - 24 = -21.
6. А 33 найдем по формуле: А 33=(-1)3+3 М 33;
А 33 = (-1)6∙(-21) = -21.
Ответ:М 13 = 24, А 13 = 24; М 23= -11, А 23 = 11; М 33= -21, А 33= -21.
Пример 4. Вычислите определитель четвертого порядка:
Решение:
1. Разложим определитель по элементам первой строки:
Так как а 11 = 2, а 12 = 0, а 13= -1, а 14 = 0, то
2. Вычислим алгебраическое дополнение А 11:
А 11=(-1)1+1 М 11, где М 11= =(-2)∙1∙4+3∙0∙2+1∙0∙(-5) - (3∙1∙1+(-2)∙2∙(-5)+4∙0∙0 =
= -8+0+0-(3+20+0) = -8-23= -31.
Тогда А 11=(-1)2∙(-31)= -31.
3. Вычислим алгебраическое дополнение А 13:
А 13=(-1)1+3 М 13, где М 13 = = 3∙0∙4+(-1)∙3∙1+0∙2∙(-2) - (1∙0∙0+4∙(-1)∙(-2)+3∙2∙3) =
=0-3+0-(0+8+18) = -3-26 = -29.
Тогда А 13=(-1)4∙ (-29) = -29.
4. Поскольку , получим:
Ответ:
Список литературы:
1. Григорьев В.П. Элементы высшей математики: Учеб. для студ. учреждений СПО / В.П.Григорьев, Ю.А.Дубинский - М.: Издательский центр "Академия", 2012. – 320с. – Глава 2, §2.2, стр. 17 – 33.
2. Лисичкин В.Т. Математика: учеб. пособие для техникумов / В.Т. Лисичкин, И.Л. Соловейчик. – М.: Высш. школа, 1991. – 480 с. – Глава 1, § 2, стр. 71 – 78.