Руководящие органы и должностные лица

К их числу отнесены председатель и заместители председателя, председатели постоянных комиссий. Они избираются из числа депутатов на первом заседании представительного органа и являются выборными должностными лицами местного самоуправления. Функции председателя имеют характер внешних и внутренних проявлений.

Внешние функции руководителя Думы связаны с представлением этого органа перед населением муниципального образования, органами территориального общественного самоуправления, предприятиями, учреждениями, расположенными на территории муниципального образования, органами государственной власти и управления, судами, органами самоуправления других территорий. В рамках этого же направления работы председатель организует прием граждан и организаций в Думе, принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе представительного органа. От имени Думы председатель заключает договора и соглашения.

Внутренние функции председателя связаны с организацией работы Думы, координацией деятельности ее органов, руководством работы аппарата. Председатель наделен широкими полномочиями, он созывает заседания Думы, руководит их подготовкой, председательствует на заседаниях, дает поручения депутатским комиссиям, подписывает акты Думы, протоколы заседаний, обладает правом приема на работу сотрудников, их увольнения, поощрения и взыскания.

Заместитель председателя в период отсутствия председателя исполняет его обязанности.


Рис. 9.1. Структура Челябинской городской Думы


Председатель представительного органа и его заместитель
избирается в соответствии с уставами муниципальных образований и
регламентами представительных органов местного самоуправления, в
которых также предусматриваются основания и, порядок досрочного
прекращения их полномочий. Так, в соответствии с регламентом Челябинской городской Думы основаниями досрочного прекращения полномочий является: отзыв городской Думой: по письменному заявлению.

К руководящим органам могут быть отнесены президиум (Совет) представительных органов, которые создаются для решения организационных, консультативных и контрольных функций. В состав этих органов, как правило, входят руководитель, его заместители, председатели постоянных комиссий, представители депутатских объединений выборного органа. В компетенцию данного органа входят выработка предложений по повышению эффективности нормативно – правовой деятельности представительного органа координация работы. Постоянных и временных комиссии, осуществление взаимоотношений с местной администрацией и населением.

Функционально-отраслевые подразделения. Статус постоянных и временных комиссий регулируется уставом муниципального образования, а также регламентом представительного органа и положениями о комиссиях, утвержденных представительными органами муниципального образования. Современный статус постоянных комиссий, как структурных звеньев представительного органа местного самоуправления характеризуется рядом отличительных признаков.

Во-первых, комиссии избираются на заседании представительного органа на срок его полномочий из числа депутатов в составе председателя и членов комиссии.

Временные комиссии, деятельность которых ограничивается определенным сроком или выполнением конкретной задачи, также создаются представительным органом. В состав временных комиссий входят депутаты и специалисты по конкретным отраслям муниципального хозяйства, численный состав которых определяется представительным органом.

Во-вторых, они наделены полномочиями самостоятельно выступать от своего имени, взаимодействуя с различными органами, должностными лицами, общественными объединениями.

В-третьих, они выполняют отдельные функции: подготовительные, организационные и контрольные. Комиссии предварительно рассматривают проекты решений представительного органа (например, планов и программ экономического и социального развития муниципального образования, местных бюджетов) и готовят заключения по ним. Реализуя организационную функцию, комиссия вправе заслушивать на своих заседаниях доклады, сообщения руководителей структурных подразделений администрации, войти с предложениями в соответствующий представительный орган, выступить с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к их ведению. Контрольные функции осуществляются комиссиями за исполнением решений Думы, отнесенных к их компетенции.

В-четвертых, комиссии ответственны перед избравшими их представительным органам местного самоуправления и им подотчетны.

Количество комиссий определяется регламентом представительного органа, так в составе Челябинской городской Думы предусматривается создание следующих восьми постоянных комиссий: по бюджету и налогам; по городской экономике, муниципальному имуществу и поддержке малого и среднего бизнеса; по социальной политике; по здравоохранению, охране материнства и детства, опеке и попечительству, по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и природопользованию; по градостроительству и землепользованию; по транспортному обслуживанию населения и улично-дорожной сети; по местному самоуправлению и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.

Численность постоянных комиссий составляет 5-6 депутатов.

В соответствии с регламентом депутаты представительного органа могут создавать депутатские объединения. В представительных органах местного самоуправления депутатские объединения создаются либо по территориальному, либо целевому принципу. Однако в крупных городах в объединении депутатов присутствуют и политические мотивы. Депутатские объединения получают в соответствии с регламентом право членства своего представителя в президиуме (Совете) представительного органа, право внесения проектов решений и тем самым оказывают существенное влияние на принятие решений представительного органа[48].

Рабочие звенья Думы. Это, в первую очередь, аппарат Думы, который создается с целью правового, организационного, финансового, информационного, хозяйственного и иного обеспечения деятельности представительного органа, ее постоянных комиссий и депутатов. Деятельность аппарата регулируется актами местного представительного органа о его структуре, штатах, должностными инструкциями его сотрудников. Штатное расписание утверждается на заседании Думы. Сотрудники аппарата являются муниципальными служащими. Аппарат Думы возглавляет руководитель аппарата, назначаемый на должность председателем Думы. Среди рабочих органов Думы могут быть и иные звенья (например, секретариат заседания Думы, счетные комиссии). Так в состав аппарата Челябинской Думы входят следующие подразделения:

- Референтура Председателя Думы;

- Организационно-правовое управление;

- Информационно-аналитическое управление;

- Управление документационного обеспечения;

- Бухгалтерия;

- Приемная по обращению граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: