Основание классификации | Характеристика видов нововведений |
Тип новшества | • Экономические; • организационно-управленческие; • социально-управленческие; • правовые; • педагогические; • другие, соответствующие природе конкретных сфер общества |
Инновационный потенциал | • Радикальные — с наивысшим потенциалом новизны, т. е. не имеющие аналогов; • комбинаторные — сочетание новых и старых элементов; • совершенствующие (модификационные) — результат улучшения характеристик социального объекта |
Отношение к своему предшественнику | • Замещающие, заменяют своего предшественника; • отменяющие, отменяют устаревшее, но не заменяют новым; • возвратные, вернувшиеся после их отклонения; • открывающие, предшествующие целому классу инноваций; • ретронововведения — своеобразные "пришельцы из прошлого" |
Объем новшества | • Точечные — единичные явления; • системные — целостные образования; • стратегические, существенно воздействующие на зону социального преобразования |
Особенности механизма реализации | • Единичные, реализуемые на одном объекте; • диффузные, распространяемые на многие объекты |
Степень завершенности | • Завершенные — целостные образования; • незавершенные — незавершенные образования |
Социальные последствия | • Дающие ощутимые социальные преимущества; • вызывающие ощутимые социальные издержки |
Суть инновационного метода заключается в том, что в содержательном аспекте это универсальная технология диагностики социальных болезней, определения болевых точек и нахождения оптимальных способов их лечения, а также разрешения конфликтов и предотвращения социальных катастроф. Этот метод является инновационным по своей природе, так как он опирается на совокупный опыт мировой науки и интеллектуальный потенциал современной цивилизации, которая в своем социальном облике должна достойно отвечать на вызовы XXI в.
|
|
Понятие "инновирование" определяют как процесс оптимизации инновационной деятельности в целях получения более высокого социального результата. В этой связи принято различать несколько его видов: а) инновирование социальных объектов; б) инновирование субъектов социального управления, т.е. организационных систем и управляющих (руководителей) различного уровня управления; в) инновирование мотивации человеческого поведения и отношения к труду, всей общественной системы социализации личности. Создание и инновирование социальных организаций – это прежде всего целеориентируемый процесс проектирования и совершенствования их структуры, которая дает их членам (т.е. сотрудникам) возможность эффективно работать для достижения совместных целей [31, с. 45].
|
|
И наконец, категория "инновационный процесс" обозначает целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества [29, с. 317]. Кроме того, инновационный процесс – это также важнейшая форма преобразования новых видов и способов человеческой жизнедеятельности (инноваций) в социально-культурные нормы и образцы, обеспечивающие их институциональное оформление, интеграцию и закрепление в сфере материальной и духовной культуры общества. В этой связи инновационный процесс – одна из основных социокультурных предпосылок поступательного развития общественной практики, а также обогащения ее новыми познавательными, технологическими, эстетическими и всеми другими формами человеческого опыта.
Содержательный аспект инновационного процесса определяется двойственной природой инновации: 1) как непосредственного опыта, формирующегося в рамках конкретного вида социальной деятельности (научно- исследовательской, производственной, художественной, управленческой и т.п.); 2) как нового опыта, получившего общесоциальное и общекультурное значение в качестве устойчиво воспроизводимого элемента общественной практики, явления культуры [31, с. 44]. Инновационный процесс, таким образом, представляет собой механизм перевода нововведений из сферы непосредственного опыта в сферу общественно-исторического опыта. Это может осуществляться в различных формах:
1) прагматизации и идеализации новых продуктов духовного производства;
2) трансляции нововведений в систему общекультурных образцов и норм.
В первом случае в результате инновационного процесса происходит перевод и переоформление новых продуктов духовного производства в нормы практической деятельности. Новое знание (например, возникшее как непосредственный опыт в рамках исследовательской работы) выводится из сферы познавательного процесса и переоформляется благодаря инновационному процессу в новые схемы технологической деятельности. Наука выступает здесь как механизм инновационного процесса по отношению к различным формам практической деятельности; она делает своим объектом эмпирически возникающие инновации, дает им рациональную интерпретацию и возводит их в формы теоретического знания.
Во втором случае инновационный процесс является важной формой трансляции нововведений в систему общекультурных норм и образцов, в результате чего культурные ценности (образцы и нормы) воспроизводятся в процессе их освоения новыми поколениями людей. В связи с этим в инновационном процессе в современных условиях возрастает роль таких общественных институтов, как образование, средства массовой информации, культурно-просветительские и другие учреждения, которые, по существу, обеспечивают динамику культуры, ускоренное обращение нового опыта в различных сферах общественной практики.