Лекция особенности использования информационных и коммуникационных технологий при обучении праву

Особенности использования информационных и коммуникационных технологий при обучении праву чаще всего сводятся к проведению практических занятий с использованием компьютера. Для того чтобы повысить эффективность проведения практического занятия, может использоваться компьютер по следующим направлениям:

• поиск информации в Интернете по поставленной проблеме (в этом случае преподаватель представляет обучающимся перечень рекомендуемых для посещения интернет-сайтов).

• использование прикладных обучающих программ (например, «Виртуальное трудоустройство»);

• выполнение заданий с использованием обучающимися заранее установленных преподавателем программ (например, информации Госкомстата по блоку «Труд и занятость в РФ»).

• использование программного обеспечения и др.1 при проведении занятий, связанных с моделированием социально-экономических процессов: использование трудового потенциала, занятость населения и безработица, организация и условия труда, рост производительности труда, уровень заработной платы и др.;

• использование программы EXCEL, позволяющей сформировать базу данных, провести их группировку по заданным параметрам, рассчитать структурные средние.

Контрольные вопросы

1. Каково значение использования информационных и коммуникационных технологий при обучении праву?

2. Назовите виды и особенности использования информационных и коммуникационных технологий при обучении праву

ЛЕКЦИЯ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Цель информатизации общества - создание гибридного интегрального интеллекта всей цивилизации, способного предвидеть и управлять развитием человечества. Образовательная система в таком обществе должна быть системой опережающей. Переход от консервативной образовательной системы к опережающей должен базироваться на опережающем формировании информационного пространства Российского образования и широком использовании информационных технологий.

Вхождение России в единое мировое информационное пространство ставит серьезные проблемы перед отечественным образованием. Начиная с 80-х годов, сумма знаний в обществе возрастает вдвое каждые 2 года. Изменится и структура знаний: доля традиционных знаний уменьшится с 70 до 40%, прагматических - с 15 до 10%, но возрастет доля новых знаний - с 5 до 15% и знаний, направленных на развитие творческих способностей личности - с 3 до 25%. Современное образование является поддерживающим, перспективное образование должно стать в информационном обществе опережающим[8].

Такое развитие информационного пространства требует обеспечения как психологической, так и профессиональной подготовленности всех участников образовательного процесса. В условиях радикального усложнения жизни общества, его технической и социальной инфраструктуры решающим оказывается изменение отношения людей к информации, которая становится важнейшим стратегическим ресурсом общества. Успешность перехода к информационному обществу существенным образом зависит от готовности системы образования в кратчайшие сроки осуществить реформы, необходимые для ее приспособления к нуждам информационного общества. По существу, речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды (пространства) обитания российского образования в сопряжении с отечественной наукой и общественной практикой, а также в сопряжении с мировой высшей школой и мировой наукой. Решение этой задачи открывает новые возможности для ускоренного прогрессивного индивидуального развития каждого человека в системе образования и для роста качества совокупного общественного интеллекта, что в перспективе окажет свое положительное влияние на все стороны общественной жизни России. В процессе информатизации образования необходимо выделить следующие аспекты: методологический; методический; экономический; технический; технологический.

Главной проблемой методологического аспекта является выработка основных принципов образовательного процесса, соответствующих современному уровню информационных технологий. На данном этапе новые технологии искусственно накладываются на традиционные образовательные формы. Поэтому необходимо найти новые подходы к формированию основных требований к каждому уровню образования. Например, как сочетать традиционные требования умения грамотно писать и считать с возможностями компьютера, который это делает лучше и в силу присущей человеку лени не способствует формированию таких навыков. Аналогичный пример касается чтения. Легкий доступ к информационным ресурсам, создание которых никто не контролирует, атрофирует у человека стремление работать с литературой. Такие же тенденции прослеживаются в области черчения и других дисциплин. Реальные лабораторные исследования заменяются работой в виртуальной среде. Но поскольку технический прогресс остановить невозможно, крайне важно выработать новые образовательные стандарты.

Основные преимущества современных информационных технологий (наглядность, возможность использования комбинированных форм представления информации - данные, стереозвучание, графическое изображение, анимация, обработка и хранение больших объемов информации, доступ к мировым информационным ресурсам) должны стать основой поддержки процесса образования, в этом заключается сущность методического аспекта.

Экономической основой информационного общества являются отрасли информационной индустрии (телекоммуникационная, компьютерная, электронная, аудиовизуальная), которые переживают процесс технологической конвергенции и корпоративных слияний. Происходит интенсивный процесс формирования мировой «информационной экономики», заключающийся в глобализации информационных, информационно-технологических и телекоммуникационных рынков, возникновении мировых лидеров информационной индустрии, превращении «электронной торговли» по телекоммуникациям в средство ведения бизнеса. К сожалению, наша страна активно не участвует в информационной индустрии, что во многом приводит к навязыванию западных стандартов в образовании.

В технический аспект в настоящее время создано и внедрено достаточно большое число программных и технических разработок, реализующих отдельные информационные технологии. Но при этом используются различные методические подходы, несовместимые технические и программные средства, что затрудняет тиражирование, становится преградой на пути общения с информационными ресурсами и компьютерной техникой, приводит к распылению сил и средств. Наряду с этим различный подход к информатизации на школьном и вузовском уровнях вызывает большие трудности у учащихся при переходе с одного уровня обучения на другой, приводит к необходимости расходования учебного времени на освоение элементарных основ современных компьютерных технологий.

Отсутствие единой политики в области оснащения техническими и программными средствами в угоду сиюминутной выгоде инициирует использование устаревших информационных технологий, вызывает трудности при переходе с одного уровня обучения на другой, является препятствием для включения в мировую образовательную систему. Очень серьезным моментом, связанным с использованием низкосортной вычислительной техники, является игнорирование вопросов экологической безопасности работы с компьютерами. Этому аспекту за рубежом уделяется серьезное внимание и расходуются значительные средства на проведение в этой области научных исследований и практических мероприятий.

Поэтому необходима интеграция усилий участников образовательного процесса в рамках формирования единого информационного пространства общероссийского и регионального образования на единых концептуальных, методологических и технологических принципах. В связи с этим новизной данного проекта является разработка типовой модели информатизации со всеми компонентами компьютеризации и видами обеспечения. Научно-технический уровень современных базовых информационных технологий образования в общем, соответствует требованиям, предъявляемым прикладными информационными технологиями. Проблема заключается в недостаточном уровне проработки методологических вопросов.

Усиление роли самостоятельной работы обучаемого позволяет внести существенные изменения в структуру и организацию учебного процесса, повысить эффективность и качество обучения, активизировать мотивацию познавательной деятельности в процессе обучения. По мнению А.ППарахонского в последнее время идущий «тотальный рост качества образования», не содействует пропорциональному росту жизненного уровня народа. Уже со школьной скамьи наблюдается общее ухудшение здоровья молодого поколения, растёт инфантилизм и конформизм, размываются морально-нравственные нормы. В сложившейся ситуации требуется кардинальный пересмотр прежних подходов к пониманию процесса обучения человека. В свете сформировавшихся интернаучных подходов и методов (системного, информационного, компьютерного моделирования и др.) проведена попытка:

1) углубить семантику понятий «обучение», «образование», «качество образования», «управление качеством»;

2) исследовать влияние различных субъектов обучения на качество образования человека в новой информационной среде;

3) обосновать необходимость формирования единой системы координации процесса обучения личности в динамичной среде современного социума [9].

Современное образование подразумевает определённую структуру знаний, умений и навыков, формируемых у личности на разных этапах её обучения в рамках системы образования. Однако, в современном социуме личность получает информацию от многих субъектов обучения и вне системы образования. Само же понятие «обучение» сегодня приобретает интернаучное звучание. Это процесс внедрения информации в сложные системы (человек и др. биосистемы, социосистемы). Средством достижения оптимальности в функционировании биологической системы является процесс адаптации или обучения. В рамках этого подхода человек является лишь одной из систем, объединённых общим термином - «обучающиеся системы». При этом термин «качество образования» логично использовать только применительно к обучению человека в системе образования.

Понятие «качества» отражает философскую категорию диалектического материализма. В рамках этой категории «качество» тесно связано со структурностью вещи, то есть определённой формой организации составляющих её элементов и их свойств, вследствие чего оно есть не просто совокупность последних, а их единство и целостность. Понятие качества неотделимо от понятия количественно-структурной организации объекта. Чем сложнее структурная организация исследуемого объекта, тем труднее она поддаётся точному количественному анализу. А так как человек, являясь самоорганизующейся информационной системой высокой сложности, непрерывно адаптируется к изменяющейся окружающей среде, то качество обучения человека имеет глубокую внутреннюю сложность.

Обучение - процесс целенаправленный. В этой связи, уровень достижения цели обучения, является критерием этого процесса и отражается в качестве обучения - конечном результате процесса обучения. Качество результата обучения имеет смысл только в диалектическом единстве с качеством процесса обучения (и наоборот). Анализ качества обучения человека в социуме и качества продукции в различных сферах деятельности позволил выявить следующие параметры «качества»: качество исходного материала, качество концепции, качество технологии преподавания, качество общего управления процессом деятельности, качество исполнителя (квалификация кадров), качество законодательной базы. Снижение качества любого параметра ведёт к снижению общего качества результатов процесса обучения.

В динамичной среде главным критерием при оценке качества результата обучения является уровень оптимизации отношений системы (человек, социум и пр.) и среды. Уровень оптимизации определяется:

1) качеством жизни человека (социума);

2) надёжным и динамичным развитием человека в социуме (живучестью, адаптивностью).

Проблема управления качеством обучения человека в социуме - важнейший параметр качества конечного продукта обучения. Наиболее эффективным является централизованное управление. В процессе обучения человека в современном социуме участвуют множество субъектов обучения. Система образования является одним из многих субъектов обучения человека в социуме и самостоятельно решить проблему «качества обучения» не может в принципе. Для повышения качества обучения человека в современной информационной образовательной среде целесообразны: централизация управления процессом обучения, формирование и координация системы обучения в современном обществе. В этой связи, методику эффективного обучения следует отнести к разряду инновационных, т.к. охватывая весь учебный процесс с начала и до его окончания, она обеспечивает единый системный подход к раскрытию и осмыслению основных понятий. Для активизации учебной деятельности и повышения её эффективности используется оригинальный инструментарий – логические структурные схемы и креативные тесты. При этом активизируются различные виды мышления, внимание концентрируется на конкретных понятиях, что обеспечивает их осмысленное усвоение. Основное назначение креативных тестов – творческий поиск нетривиальных решений с помощью всех познавательных способностей студента.

Методика активного обучения реализуется с помощью принципа доходчиво, убедительно, наглядно, интересно, который позволяет повысить эффективность взаимодействия преподавателя и студента.

Следующая проблема компьютерного обучения связана с тем, что использование компьютера не вписывается в стандартную классно-урочную систему. Отдельное направление использования компьютера в обучении - интегрирование предметных учебных курсов и информатики. При этом компьютер используется уже не как средство обучения, а как средство обработки информации, получаемой при изучении традиционных дисциплин

Контрольные вопросы

1) Назовите проблемы качества обучения в современной информационной образовательной среде.

2) Каковы перспективы совершенствования образовательного процесса в современной России?

3) Какие меры необходимо предпринять для совершенствования системы образования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: