Поскольку решение образовательных проблем и задач не исчерпывается применением ограниченного набора и строго определенных технологий, то в деятельности школьных педагогов или вузовских преподавателей на учебных занятиях, консультациях или экзаменах, вне учебного процесса предусматривается как выбор уже известных, так и разработка новых технологий.
Проблема отбора и применения технологий, применяемых в образовательной практике, отражает проблемы социально-педагогического, психолого-педагогического, операционально-технического и организационно-управленческого характера.
Выбор образовательной технологии прежде всего зависит от того, какое понимание вкладывает в этот термин педагог:
1) теоретическая информация о различных способах достижения конкретной цели в виде различных стратегий практических действий субъектов образовательного процесса;
2) преобразование имеющейся теоретической информации в предписывающую информацию для педагога или преподавателя, учителя и ученика или преподавателя и студента, только для ученика или студента о конкретных содержательно-процессуальных действиях, которые необходимо произвести и которые действительно осуществляются с целью обеспечения надлежащего (желаемого) образовательного эффекта;
|
|
3) проект действий субъектов, реализация которого в образовательной практике гарантированно обеспечит достижение поставленной цели.
Обобщая многообразие различных научных позиций необходимо отметить, что выбор определяется:
· целью, для достижения которой выбирается технология;
· возможностями самого педагога — владением технологией и пониманием ее возможностей в решении образовательных задач;
· индивидуально-психологическими особенностями субъектов образовательного процесса.
Смысл проектирования новой образовательной технологии состоит в том, чтобы создавать вариант, удовлетворяющий определенным признакам, и прогнозировать результаты его применения в образовательной практике.
В качестве теоретико-методологических подходов к проектированию образовательных технологий можно выбрать следующие:
Антропологический, связанный со смыслом и назначением образования для человека, с его интересами, правами и свободами;
Гуманистический, раскрывающий целевую направленность образования, социального взаимодействия в школе или вузе, профессионально-педагогической деятельности школьных учителей или вузовских преподавателей, а значит, целесообразность такой технологии как системы действий, выражающих: признание достоинства и прав человека, уникальности его личности; признание его права на свободное развитие и проявление творческих способностей; утверждение личностного начала в качестве критерия оценки деятельности школ или вузов в социализации и подготовке к жизнедеятельности в современном обществе и выполнению социальных ролей и функций.
|
|
Системный, позволяющий рассматривать и осуществлять процесс проектирования образовательных технологий как целостной системы, выполняющей в образовательном процессе определенный набор специальных функций. Эффективное и адекватное применение системного подхода к проектированию образовательных технологий предполагает, что объект изучения рассматривается как система. В общем случае это означает следующую последовательность действий:
· фиксация некоторого множества элементов среди применяемых в сфере образования технологий, выполняющих определенное предназначение;
· установление специфики и классификации таких технологий; определение принципов, которыми надо руководствоваться при создании новых технологий и их применении в образовательной практике;
· выделение среди множества свойств образовательных технологий системы основных признаков и их показателей, позволяющих сравнивать эффективность таких технологий;
· выявление в процессе изучения структуры и организации действий для достижения целей образовательного процесса, общих и специфичных для каждого учебного заведения с учетом его профиля, стратегии развития и роли в системе образования или подготовки отечественных специалистов высшей квалификации (структура выражает инвариантный аспект системы, а организация — количественную характеристику и направленность упорядоченности);
· анализ основных функций образовательных технологий в образовательной среде; изучение процесса управления действиями, обеспечивающими достижение запланированных результатов.
В проектировании образовательных технологий применение принципов системного подхода обеспечивает:
комплексное построение и обоснование предмета проектирования, объединяющего методы и подходы педагогики, дидактики, социологии, психологии, антропологии и других наук;
выделение этапов проектирования как системы или цикла проектировочных действий;
обоснование концепции проектирования образовательных технологий как систем.
Кроме перечисленных общих подходов педагогического проектирования при разработке образовательных технологий важнейшее значение играет логика проектирования, руководствующаяся соответствующими принципами (например, принципом повышения уровня общности при рассмотрении технологий определенного типа), а также знанием всех этапов процесса и специфики действий на каждом этапе.
Сказанное позволяет выделить следующие шаги при разработке новой технологии:
1. прогнозирование возможностей новой технологии в отношении достижения конкретной цели, ее предназначения и функций в образовательной среде;
2. конструирование алгоритма (схемы, цикла) действий, необходимых для успешного достижения цели конкретного класса;
3. моделирование стратегий действий педагога и других субъектов образовательного процесса и характера их взаимодействия в рамках сконструированного алгоритма [29].
В процессе разработки новой образовательной технологии можно воспользоваться разными моделями. С помощью программно-алгоритмической модели можно сравнить последствия всех возможных действий, не выполняя их реально, — как говорят, «проиграть» на модели. Программно-алгоритмическая модель отвечает на вопрос: «Как мы будем создавать новую группу методов и приемов для решения образовательной задачи заданного типа?». При этом большую роль играет интуиция педагога, его опыт, потенциал и ресурсы. Понятно, что одна и та же образовательная технология может быть описана различными способами. Выбор модели зависит от того, какие задачи ставит перед собой педагог, для решения каких образовательных задач эта модель будет предназначена. Изменение цели педагогического проектирования непосредственно влечет за собой и изменение модели образовательной технологии. В результате модели технологий одного и того же типа могут получиться у разных педагогов разными, в зависимости от того, какие факторы считаются важными, а какие второстепенными, какие упрощающие предположения были сделаны каждым из разработчиков. От цели моделирования зависит, какие свойства образовательной технологии включать в модель, а какие нет.
|
|
Цель моделирования новой технологии определяет, какие стороны оригинала — эмпирической системы коммуникативных действий субъектов образовательного процесса (учителя и учащихся, преподавателя и студентов) — должны быть отражены в модели и проекте действий, связанных с реальным появлением их в практике. По структуре образовательные технологии могут быть вероятностными или неопределенными. Обусловлено это тем, что среди многочисленных факторов, которые влияют на эффективность технологии в решении образовательных задач, исходя из ее концептуального понимания, главным фактором являются условия, создаваемые для получения образовательного результата самого высокого качества. Вероятностная модель образовательной технологии требует знания того, какие значения выявленной группы факторов (необходимых условий, обеспечивающих высокое качество образовательных результатов) появляются и с какой вероятностью при уточнении пространственно-средовых и временных аспектов применения этой технологии в школе или вузе. Следовательно, при одной и той же стратегии действий в рамках образовательной технологии можно получить различные результаты. Отсюда величина на выходе при разработке модели новой образовательной технологии может быть представлена только в виде ожидания (прогноза), т.е. в рамках такой модели можно предсказать, с какой вероятностью надо ожидать тот или иной результат ее применения в образовательной практике.
|
|
Неопределенная модель образовательной технологии допускает вероятность появления неконтролируемых факторов — в нашем случае условий, влияющих на результативность и эффективность ее применения в образовательной практике, которая неизвестна, но при этом должно быть известно множество всех возможных неконтролируемых факторов. При разработке неопределенной модели образовательной технологии можно оценить или спрогнозировать только границы, в пределах которых можно получить тот или иной желаемый результат ее применения в образовательной практике и использования ее возможностей. Разные модели при проектировании новой образовательной технологии могут обогатить и обновить следующие процессы: технологическое сопровождение процесса обучения, перевода ученика или студента в позицию субъекта обучения и профессиональной подготовки, духовно-нравственного роста и развития профессионально-личностных качеств; технологическое обеспечение процесса формирования образовательной среды в школе или вузе; технологическое обеспечение процесса формирования и коррекции пространства социальных отношений, возникающих в разных условиях и между разными социальными группами в школе или вузе (студентами, преподавателями, работниками деканатов и ректората, библиотеки и бухгалтерии, технических работников и лаборантов и т.д. Построение вариативных моделей эталонной технологии в соответствии с условиями образовательной практики — третий этап системного проектирования. Этот этап начинается со сбора информации о технологиях конкретного вида, которые не являются эффективными в заданных условиях при решении определенного круга образовательных проблем. Устанавливаются критерии оценки эффективности и неэффективности таких технологий, с помощью которых выбирается оптимальный вариант, подлежащий детальному описанию системы действий и внедрению в практику. Следующий этап реализации проекта на практике и контроль выполнения необходимых требований, спланированных и предъявляемых к тем, кто реализует проект на практике. На этом этапе составляется план реализации проекта, перечень работ и график их выполнения. Потенциал образовательной технологии содержит в себе лишь внутренние условия для реализации определенной совокупности целей и задач, но не более того. Чтобы актуализировать потенциал конкретной технологии и обратить ее возможности в действительность, необходимы надлежащие условия, которые учитываются на этапе реализации проекта. Экспериментальная или эмпирическая проверка спрогнозированных возможностей новой технологии в решении образовательных задач определенного вида на практике завершается описанием конкретного опыта ее применения. После апробации и внедрения производится оценка эффективности новой образовательной технологии. Значение процесса конструирования новых образовательных технологий состоит прежде всего в поиске наиболее эффективных путей решения образовательных задач в деятельности педагогов и других субъектов образовательного процесса, технологическом построении путей решения таких задач с учетом минимальной затраты ресурсов, сил и времени. Так как в инструментальном смысле технология является производной от системного применения методов для достижения поставленной цели, то, целенаправленно выстраивая систему действий, педагог может последовательно инструментовать выбранный путь ее достижения. С помощью методов на этом пути им делаются определенные технологические шаги, по сути представляющие целевые действия, организованные на базе выбранных средств. Технологический шаг — это действие, вызывающее ожидаемую динамику спроектированной системы действий в заранее известном диапазоне. Понятие технологического шага удобно для обозначения минимально необходимого периода, в котором начинает действовать тот или иной механизм преобразований, «запущенный» с помощью выбранного метода. В процессе реализации конкретной цели каждый технологический шаг, сделанный в рамках конкретной образовательной технологии, формирует предпосылочную основу для перехода к следующему логическому шагу в деятельности субъекта (субъектов). Из последовательности технологических шагов выстраивается технологическая цепочка в виде системных действий субъектов образовательного процесса. Каждому звену (или шагу) этой цепочки соответствует определенный метод, в основе которого лежат используемые средства, формы взаимодействия, позиции учителя и учеников или преподавателя и студентов, используемые приемы.
Таким образом, формируется устойчивая последовательность методов, «разворачивающих» спроектированный педагогом процесс во времени и пространстве относительно конкретной цели. Причем метод, используемый педагогом на том или ином этапе достижения цели, представляет собой организационно оформленную систему действий педагога или педагога и других субъектов. Обусловлено это тем, что «методы обучения» понимаются как «способ организации познавательной деятельности учащихся» (Т.А. Ильина) или- «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования» (Ю.К. Бабанский). Приемы, операции и методы работы педагога с содержанием или людьми (детьми, школьниками или студентами) являются технологическими компонентами спроектированного им процесса достижения поставленной цели. Непрерывность технологического действия может быть обеспечена за счет органической связи каждого ожидаемого промежуточного результата на том или ином этапе, с помощью предшествующего технологического шага, со смыслом и содержанием последующих действий. Осознанность построения технологической цепочки во многом определяет степень управляемости логикой организуемого педагогом процесса. Чтобы технология работала успешно, конечным этапом технологической цепочки действий становится инструментовка выхода субъекта из образовательной ситуации, обеспечивающая комфортное последействие. В противном случае можно получить нежелательные эффекты. Фактически в описаниях и воспроизведении технологий используются возможность и умение педагога или другого участника образовательного процесса представить желаемый процесс работы с информацией или социального взаимодействия в форме алгоритма и затем следовать ему.
Проектирование новой технологии для образовательной практики осуществляется по следующему алгоритму:
1) определяются качественные характеристики предполагаемой технологии;
2) ставятся содержательно цели в диагностическом виде, решение которых возможно осуществить средствами выбранной технологии;
3) в соответствии с поставленными целями и задачами определяется и раскрывается содержание, последовательность и продолжительность выполнения необходимой системы воспроизводимых действий;
4) описываются условия и рекомендации, при которых средствами данной технологии можно обеспечить достижение поставленной цели — опять с уточнением степени вероятности.
Можно говорить по крайней мере о двух основных стратегиях появления новых образовательных технологий. Таким образом, проектирование новой образовательной технологии представляет собой следующие действия: анализ потребностей образовательной практики в новой технологии; разработка модели такой технологии; детальное описание ее специфики, идентификация с уже существующими технологиями, применяемыми в образовательной практике; определение основных средств и условий, необходимых для апробации разработанной модели; оценка эффективности новой технологии в сравнении с другими технологиями.
К основные факторам влияющим на эффективность использования информационных ресурсов в образовательном процессе относятся:
· информационная перегрузка - избыток данных служит причиной снижения качества мышления прежде всего среди образованных членов современного общества;
· внедрение современных информационных технологий целесообразно в том случае, если это позволяет создать дополнительные возможности в следующих направлениях: доступ к большому объему учебной информации; образная наглядная форма представления изучаемого материала;
· поддержка активных методов обучения; возможность вложенного модульного представления информации;
· выполнение следующих дидактических требований: целесообразность представления учебного материала;
· достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала;
· многослойность представления учебного материала по уровню сложности; своевременность и полнота контрольных вопросов и тестов;
· протоколирование действий во время работы;
· интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом;
· наличие в каждом предмете основной, инвариантной и вариативной частей, которые могут корректироваться;
· компьютерная поддержка каждого изучаемого предмета, и этот процесс нельзя подменить изучением единственного курса информатики.
Положительным при использовании информационных технологий в образовании является повышение качества обучения за счет большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей; возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета; регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса; самоконтроля; доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня; поддержки активных методов обучения; образной наглядной формы представления изучаемого материала; модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии; развития самостоятельного обучения.
Отрицательными последствиями использования информационных технологий в образовании являются следующие:
· психобиологические, влияющие на физическое и психологическое состояние учащегося, и в том числе, формирующие мировоззрение, чуждое национальным интересам страны;
· культурные, угрожающие самобытности обучаемых;
· социально-экономические, создающие неравные возможности получения качественного образования; политические, способствующие разрушению гражданского общества в национальных государствах; этические и правовые, приводящие к бесконтрольному копированию и использованию чужой интеллектуальной собственности.
В этих условиях информатизация образования должна быть управляемой. Наиболее важным при использовании компьютерных технологий являются следующие дидактические требования:
1. целесообразность представления учебного материала;
2. достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала;
3. многослойность представления учебного материала по уровню сложности; своевременность и полнота контрольных вопросов;
4. протоколирование действий во время работы; интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом.
Делая вывод необходимо учитывать как положительные так и отрицательные факторы, влияющие на эффективность использования информационных ресурсов, так как их недооценка может не благоприятно сказаться на всем образовательном процессе.
Контрольные вопросы
1) Назовите проблемы проектирования новых образовательных технологий
2) Какие теоретико-методологические подходЫ в исследовании проектирования образовательных технологий вам известны?
3) Назовите дидактические требования предъявляемые при использовании компьютерных технологий?