Лекция подготовка учителя к преподаванию правовых дисциплин, проектирование уроков. Диагностика уровня знаний и умений по правовым курсам

Слово «диагностика» имеет греческую этимологию (от «diug nostikos») и в буквальном смысле означает «все познанное», способность распознавать». В процессе правового обучения не менее важ­ным является возможность проанализировать определенный результат работы преподавателя и деятельности его ученика. В методике права большое значение имеет проверка и оценка знаний, умений учащихся.

Все существующие варианты диагностирования можно раз­делить на две группы:

— те, которые используются для текущего контроля знаний и умений.

— те, которые выполняют роль итоговой аттестации. По­следние менее вариативны и могут выражаться в проведе­нии зачетов и экзаменов.

Текущая проверка правовых знаний имеет несколько функ­ций:

1. контрольную (посредством такой проверки обращается вни­мание на деятельность школьника, его неудачи и успехи),

2. воспи­тательную (школьник приучается к систематическому выполнению порученных заданий, стремится это сделать как можно лучше),

3. обучающую (систематизируются и закрепляются знания, умения детей),

4. развивающую (осуществляется развитие речи, мышления и проч.).

Необходимо обратить внимание на совершенствование правовых умений ученика, которое происхо­дит в процессе текущей проверки, а также формирование его грамотной речи. Очень важно, чтобы ученики при этом почув­ствовали практическую значимость права, тех знаний, обладате­лями которых они становятся благодаря учебному курсу в школе.

Текущая проверка знаний может осуществляться в форме:

1. опроса в начале урока, середине или конце.

2. выполнению индивидуаль­ных заданий по карточкам письменно, на доске и устно у доски, освещая определенную проблему. Так называемый диф­ференцированный подход по системе уровневой дифференциа­ции. Он предполагает, что каждый ученик выполняет задания того уровня сложности, который соответствует подготовлен­ности, способностям.

3. решение задач

4. тесты

Обратим внимание на рекомендации классической теории тестов, которыми руководствуются преподаватели в про­цессе их создания:

1. В заданиях необходимо использовать простые формулиров­ки вопросов, не допускающие их двусмысленного толкования.

2. Тестируемый должен выбрать только один правильный вариант из предложенных (всего рекомендуется дать четыре варианта ответов).

3. Неправильные варианты ответов (дистракторы) должны быть максимально правдоподобными, способными привлечь внимание испытуемых.

4. Вопросы и ответы должны быть подобраны таким обра­зом, чтобы ни один из них не содержал в себе ответа на другие вопросы.

5. В вопросах, содержащих в своей формулировке отрица-тельный тезис, глагол с отрицательной частицей не необходимо вьщелить (это можно сделать иным шрифтом либо путем под­черкивания).

6. Итоговый балл испытуемого надо вычислять путем сло­жения оценок, полученных им путем выполнения каждого из заданий теста.

7. При необходимости составления нескольких вариантов теста по одной и той же теме желательно руководствоваться принципом параллельных форм: тесты различных вариантов должны включать в себя одинаковое число представленных в одной и той же форме заданий с однотипным содержанием равной трудности.

При изучении отраслей процессуального права можно ре­комендовать использовать задания на определение хронологи­ческой последовательности (например, таким образом ученик указывает, как последовательно должны быть расположены стадии судебного разбирательства из тех, которые представлены в беспорядочном виде).

Практика показывает, что самым сложным видом заданий являются задания на нахождение противоречий в ряду перечис­ленных понятий или явлений. Вот пример такого задания:

В процессе контроля знаний, умений и навыков обучаемых следует обращать внимание на следующие критерии:

1. Точность представленной информации.

2. Разнообразие фактов и примеров в ответах.

3. Умение анализировать правовую информацию.

4. Знание правовой терминологии, умение использовать пра­вовые понятия в речи.

5. Умение работать в группе (необходимо понять, как обучае­мый участвует в дискуссии, слушает других, выступает от имени группы, вовлекает других в общую работу).

Необходимо помнить, что модель обученности представляет собой совокупность знаний, умений и навыков в области разли­чения, узнавания информации, ее запоминания, понимания, умения использовать при решении определенных заданий, а также переноса в нестандартную ситуацию. На этой основе и выстраи­ваются различные системы диагностики обученности тех, кто овладевает знаниями в области права для того, чтобы быть конку­рентоспособным человеком в сложном современном мире.

При оценке ответа ученика учитель может руководствоваться и традиционной системой проверки их знаний и умений, когда обращается внимание на: полноту и правильность ответа; степень осознанности и понимания изученного; речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится в том случае, когда ответ полностью правильный, ученик демонстрирует знания фактов, правовых норм, дает примеры по разъяснению теоретических положений, грамотно формулирует сущность понятий, умеет делать выводы и обобщения, высказывает самостоятельные суждения.

Оценка «4» ставится в том случае, когда при всей верности ответа есть некоторые неточности в изложении материала.

Оценка «3» ставится в том случае, когда в ответе обнаружи­вается недостаточно глубокое понимание проблемы, отсутству­ют собственные оценки сказанного, проявляются умения лишь репродуктивно излагать материал.

Оценка «2» выставляется в том случае, когда ученик вовсе не знает материал и не готов к уроку.

Итоговая проверка знаний и умений учеников в области права может осуществляться в форме зачетов, экзаменов. В на­стоящее время в некоторых школах проводятся экзамены по пра­ву, а также экзамен по «Обществознанию», где право представ­лено в виде модуля (части курса). Такая итоговая проверка требует основательной и длительной подготовки. Учитель на ос­нове примерных вопросов по курсу составляет свою систему вопросов и заданий. Но какую бы систему оценивания знаний учащихся ни выбрал учитель, важно помнить: уровень требований первичен, а оценки вторичны.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность системы подготовки учителя обществоведческих курсов?

2. Какова специфика подготовки к преподаванию обществоведческого курса и преподаванию учебной темы (проведению отдельного урока)?

3. Назовите значение, функции, виды, формы и приемы контроля результатов обучения.

4. Выявите особенности комплексной проверки знаний.

5. Дайте характеристику основным современным измерителям уровня обществоведческой подготовки личности.

6. В чем заключается сущность планирования педагогом разных видов контроля (разработка критериев оценивания).

7. Раскройте содержание проектирования уроков обществознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: