Лекция межпредметный и внутрикурсовые связи в правовом обучении

Обучение современного школьника в образовательном уч­реждении носит системный характер, а это значит, что выстраи­вание различных учебных курсов, которые предлагаются ребя­там для изучения, должно осуществляться логично, при наличии определенной взаимосвязи друг с другом. Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:

— установления взаимосвязей разных учебных курсов по со­держательным аспектам (в том числе между изучаемыми явлениями, событиями, фактами);

— проведения взаимосогласованных форм учебной работы;

— установления преемственности в формировании умений и навыков деятельности.

Являясь продуктом духовной сферы человеческой деятель­ности, право с давних времен выполняло важную функцию регу­лирования общественных отношений, оказывая влияние на многочисленные области человеческой жизни. Уже этот факт дает достаточно веские основания для возможности организации многочисленных форм установления межпредметных связей. Знания, которыми обладают ученики, следует непременно исполь­зовать при рассмотрении новых тем правового курса. Учитель права должен быть хорошо осведомлен в тех проблемах, которые изучают его ученики по другим предметам гуманитарного цикла, такимкакистория, обществознание, биология, экономика. Здесь используется прием актуализации знаний, который может быть выражен постановкой серии вопросов: «Вспомни, что представляли собой..», «Какие события происходили в этот период?» или «Какие исторические факты могут подтвердить твою позицию?» В других случаях межпредметные связи могут устанавливаться в процессе организации мотивационных установок (это приемы формирования устойчивых интересов учеников к курсу) на изучение правовых вопросов.

Таким образом, обучаемые осмысливают сущность тех нрав­ственных установок, традиций и обычаев, которые господство­вали в обществе. В понимании учеников закрепляются пред­ставления о разных социальных нормах общества. Межпредметные связи могут быть установлены и с эконо­мическими курсами. Так, изучая в правовом курсе блок вопросов о предпринимательстве, ученики могут вспомнить об особеннос­тях рыночной экономики, действии закона спроса и предложе­ния. Интеграция экономико-правовых знаний особенно акту­альна в современной системе преподавания обществознания.

Правовые и экономические понятия взаимосогласуются при изу­чении различных блоков. Разъясняя особенности правового статуса наемного работника, учитель права делает акцент на вопросах правового регулирования взаимоотношений работника и работодателя (трудовое право). Однако осознать полно эти правила невозможно без знаний экономической основы общественного производства, понимания рынка труда, юридической ответственности, знаний в сфере гражданского и трудового права.

Реализация межпредметных связей может осуществляться как по горизонтали (речь идет о необходимости учитывать содер­жание учебных курсов, которые изучаются в параллель с основ­ными), так и по вертикали (когда в каждом образовательном учреждении устанавливаются свои особенности изучения пра­вовых курсов с первого, предположим, класса до 11).

Межпредметные связи могут устанавливаться путем созда­ния определенной системы методических приемов, которые весьма результативно используются при изучении разных учеб­ных курсов. Так, предположим, проведение деловых игр и ис­пользование интерактивных технологий в обучении детей мо­жет «объединять» процесс рассмотрения тем разных курсов. Большинство специалистов выделяют устоявшиеся в ме­тодике обучения пути осуществления межпредметных связей. Среди них выделяют следующие:

— учет учителем уже имеющегося багажа знаний обучаемых при использовании разновариантных методов проведения учебного занятия;

— воспроизведение уже знакомой информации (главного) в логической связи с содержанием конкретного урока по праву. На имеющуюся базу знаний учитель предлагает на­ложить новую информацию.

Значительную роль в системе методики обучения праву играют приемы установления внутрикурсовых связей, обеспеченные внутренним логическим единством правового содержания учебного предмета. Основные правовые курсы построены весьма логично: первоначально обучаемый овладевает комп­лексом знаний в области теории права, закрепив понятия «право», «структура права», «отрасль права», «юридическая ответственность», а затем на базе изученных понятий рас­сматривает особенности правового регулирования конкрет­ных общественных отношений (семейных, трудовых, уголов­ных, гражданских, процессуальных). Таким образом, приступая, предположим, к изучению темы «Брак и семья» учитель предлагает обучаемым вспомнить сущность таких понятий, как «отрасль права», «семейное право», «нормы права», «частное право» и проч. Знания о них ребенок получил в пер­вых разделах курса. Методические приемы установления внутрипредметной связи отличаются многообразием и должны применяться с учетом отведенного на это учебного времени. Считается, что наиболее эффективным способом установле­ния таких связей является беседа, комплекс специальных вос­производящих вопросов-заданий, которые позволяют обучае­мым вспомнить, сравнивать, сопоставлять, выделять общее и отличное, выявлять сущность нового. Нельзя уделять слиш­ком много времени на воспроизведение изученного, ибо в этом случае теряется целевая установка использования межкурсо­вых связей. Прошлый материал должен стать всего лишь фо­ном для изучения нового. При установлении внутрипредметных связей используют наглядные пособия: схемы, таблицы, которые быстро помогают ученикам вспомнить изученный материал.

Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, включая цели, задачи, содержание, методы, средства, формы обучения разным пред­метам. Необходимо видеть те связи, которые учитываются в со­держании права, и те, которые идут от права в другие учебные предметы.

Контрольные вопросы

1) Каковы цели и задачи межпредметных и внутрикурсовых связей в правовом обучении?

2) Назовите особенности проведения занятий и формирование знаний, умений и навыков по правовым дисциплинам.

3) Что представляет собой соотношение и взаимосвязь отраслей права в правовой системе РФ?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: