Лекция особенности реализация дидактических принципов в юридическом образовании

Педагогическую науку традиционно делят на дидактику (теорию обучения) и теорию воспитания. Термин «дидактика» (от греч. didaktikos — поучающий) впервые ввел в педагогику немецкий ученый Вольфганг Ратке (1571 — 1635) для обозначе­ния искусства обучения. Аналогичным образом как «универ­сальное искусство обучения всех всему» трактовал дидактику и автор первого учебника по теории обучения «Великая дидакти­ка» Я. А. Коменский. Общая дидактика призвана дать ответы на вопросы: с каки­ми целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам на всех уровнях системы образования. Частные дидактики (предметные или частные методики) раз­рабатывают теорию обучения конкретным учебным предметам и (или) на определенном образовательном уровне (например, методика обучения истории, иностранным языкам, методика начального профессионального образования, дидактика выс­шей школы).

Общая дидактика составляет теоретическую базу частных дидактик, основываясь в то же время на результатах их иссле­дований. Дидактика высшей школы — это наука об обучении в вузе, исследующая его цели, закономерности, принципы, содержа­ние, методы, средства, организацию и достигаемые результаты. Она направлена также на поиск и разработку новых принци­пов, стратегий, методик, технологий и систем обучения. Более молодая дидактика высшей школы и дидактика сред­него образования совпадают в содержательном аспекте — это совместная деятельность преподавателей и обучающихся, на­правленная на усвоение учащимися определенного объективи­зированного опыта человечества. Однако между ними сущест­вуют и значимые различия, которые заключаются в следую­щем[19].

Дидактика высшей школы содержит огромное количество нерешенных методических проблем. Если в дидактике среднего образования уже давно сложились солидные научно-методиче­ские направления по обучению отдельным учебным предметам, то в дидактике высшей школы, в частности юридической, с трудом можно найти что-либо подобное.

Весьма существенное различие между дидактикой высшей и дидактикой средней школы связано с субъектами образователь­ного процесса. В вузе это, как правило, гораздо более мотиви­рованный к обучению студент и гораздо более квалифициро­ванный в научной области, соответствующей преподаваемому предмету, педагог. Вместе с тем здесь существует уже отмечав­шаяся выше острая проблема педагогической квалификации вузовского преподавателя в отличие от учителя средней школы, имеющего, как правило, профессиональное педагогическое об­разование.

Значительно отличаются друг от друга структура и содержа­ние профессиональной деятельности преподавателя высшей и средней школ. Если у преподавателя вуза она традиционно со­стоит из двух составляющих: научной и педагогической, — то у учителя школы это в основном педагогическая деятельность, правда, в весьма разнообразных формах. Школьный педагог в гораздо большей степени занимается рутинной и утомительной учебной работой, чем вузовский преподаватель, от которого ввиду большого объема и сложности учебного материала требу­ется более высокий уровень профессиональной квалификации, включая его научную компетентность. Поскольку эффективное и качественное обучение невозможно без профессиональных занятий наукой, то вузовскому преподавателю просто необходимо стремиться к гармоничному сочетанию научной и педагогической деятельно­сти. Одной из главных задач дидактики как науки является по­знание процесса обучения, в результате чего устанавливаются закономерности этого процесса. Дидактическая закономер­ность — это объективная, устойчивая, существенная, повторяю­щаяся связь между компонентами процесса обучения, а также между обучением и внешними условиями. Поскольку дидакти­ческие закономерности имеют преимущественно вероятностно-статистический характер, то по большей части они проявляют­ся как тенденции, т. е. во множестве случаев, что характерно для всех общественных процессов.

Для понимания сущности дидактики как науки следует вы­строить в логическую цепочку следующие понятия: дидактиче­ская закономерность — теория (концепция) обучения — дидак­тический принцип — форма — метод — прием — средство — результат обучения. Закономерность отвечает на вопрос о том, что установлено, принцип дает ответ на вопрос о том, как та или иная закономерность может быть реализована на практике. Дидактические принципы определяют содержание, формы, методы и средства обучения в соответствии с его целями и зако­номерностями.

В дидактике выделяют следующие закономерности:

1. социальная обусловленность целей, содержания, методов обучения (раскрывается объективный процесс определяющего влияния общественных отношений и условий на обучение);

2. воспитывающий и развивающий характер обучения (отра­жается взаимосвязь обучения, воспитания и развития: не может быть развития без обучения и воспитания);

3. обусловленность обучения характером и содержанием q6-щения субъектов образовательного процесса;

4. зависимость эффективности обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающей средой;

5. зависимость развития обучающегося от способов разре­шения основного противоречия между познавательными (прак­тическими) задачами и наличным уровнем необходимых зна­ний, умений, навыков; обусловленность результатов обучения характером педа­гогического взаимодействия преподавателя и обучающегося;

6. зависимость результатов обучения от способов педагоги­ческой деятельности преподавателя и собственной активности обучающегося;

7. целостность и единство образовательного процесса (отра­жает необходимость гармоничного единства рационального, эмоционального, информационного, поискового, содержатель­ного, операционного и мотивационного компонентов в процес­се продвижения обучающегося от незнания к знанию, от зна­ния к умению, от умения к навыку).

Концепция (частная теория) — это система взглядов, опреде­ляющих понимание явлений и процессов, объединенных веду­щим замыслом. Дидактическая концепция — это основополагающий замысел, идея теории обучения, указывающая способ построения систе­мы методов и средств обучения и воспитания на основе целост­ного понимания сущности этих процессов. В этом смысле можно говорить о концепциях личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, компетентностного подхода в образовании, диалога культур и т. д. Дидактический принцип — основное положение, первоосно­ва, руководящее начало в процессе и системе обучения. Дидак­тические принципы отражают зависимость между закономер­ностями учебного процесса и образовательными целями. Они выступают в качестве регулятивных норм педагогической дея­тельности. Различают общедидактические и частнометодиче-ские принципы (например, принцип научности в общей дидак­тике, принцип коммуникативности в методике обучения ино­странным языкам).

Эффективность обучения в вузе определяется рядом внут­ренних и внешних критериев[20]. К внешним критериям эффектив­ности процесса обучения в вузе относятся: степень адаптации выпускника вуза к социальной жизни и профессиональной дея­тельности; уровень профессионализации личности молодого специалиста, т. е. уровень его профессионального мастерства; интенсивность профессионального и личностного самосовер­шенствования как пролонгированный эффект обучения; спо­собность и готовность к повышению уровня образования и профессиональной квалификации.

В качестве внутренних критериев выступают успешность обу­чения, академическая успеваемость студентов, качество зна­ний, уровень сформированности требуемых умений и навыков, уровень развития личности студента, уровень его обученности и обучаемости. Успешность обучения является следствием эффективного руководства учебным процессом, обеспечивающим высокие ре­зультаты при минимальных затратах. Академическая успевае­мость обучающихся определяется как степень совпадения ре­альных и запланированных результатов учебной деятельности и находит отражение в балльной оценке. Качество обучения оценивают по таким показателям, как полнота, системность, глубина, действенность, прочность усво­енного обучающимся содержания обучения, т. е. степень его соответствия образовательному стандарту. Одним из основных показателей высокого качества обучения является способность обучающихся и выпускников вуза самостоятельно решать учеб­ные и профессиональные задачи. Качество образования трактуется как определенный уровень знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного и физического развития, которого достигают выпускники образо­вательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

Важнейшей дидактической проблемой является проблема отбора и формирования содержания обучения. К общим прин­ципам формирования содержания образования относятся:

а) принцип соответствия содержания обучения потребностям общественного развития;

б) принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения, который, в частности, оз­начает единство предметного содержания и способов усвоения обучающимися этого содержания; в) принцип структурного единства содержания образования на различных его уровнях[21].

Как свидетельствует история юридического образования, на конкретных этапах его развития в юридических учебных заведе­ниях в зависимости от социально обусловленных целей готовили государственных чиновников, «законоведцев», партийно-госу­дарственных функционеров, политологов, юристов широкого профиля. Однако еще дореволюционные российские профессо­ра убедительно показали, что предметом обучения юристов должно стать правоведение, а не законоведение. Замена изучения и преподавания законоведения правоведением в российских университетах последовала практически одновременно с отме­ной крепостного права и проведением судебной реформы со-гласно тогдашнему новому университетскому уставу 1863 г. Это означает, что содержанием преподавания права должны быть не только конкретные нормы закона, а прежде всего основные юридические понятия и конструкции, способы и формы их практического использования в различных правовых системах.

Модель юриста, предложенная С. С. Алексеевым и В. Ф. Яков­левым в 1976 г., остается во многом актуальной и сегодня. Она включает в себя мировоззренческую и правовую культуру, раз­витое профессиональное мышление, навыки исследования юри­дических фактов, умения поиска, обработки и систематизации нормативного материала и его толкования, коммуникативные качества, способности к научно-общественной деятельности[22]. В своих более поздних публикациях С. С. Алексеев неизменно указывает на то, что «в самом фокусе высокого профессионализ­ма и образованности правоведа, выраженных в правовой культу­ре и в юридическом мышлении, находятся строгие и точные данные математического порядка, вырабатываемые аналитиче­ской юриспруденцией и сосредоточенные в общей теории пра­ва... Освоение этих данных предполагает прежде всего овладение исходным юридическим понятийным аппаратом, юридической лексикой, правовыми формулами, которые входят в «плоть и кровь» правоведа-профессионала и которые, помимо всего ино­го, служат необходимой ступенькой к пониманию логики права, к постижению его глубин и «тайн», его смысла, миссии и пред­назначения в жизни людей»[23].

В этих положениях находят отражение ряд общедидактических принципов, прежде всего, принципы культуросообразности, научности, фундаментализации, системности, профессио­нальной направленности.

Ассоциативные связи, которые вырабатываются при систем­ном обучении, и характеризуют главным образом качество ус­ваиваемых знаний и умений. Знание одной стороны предмета для специалиста совершенно недостаточно, так как на основе таких односторонних знаний никаких профессионально компе­тентных решений принять нельзя. Существующее в вузах пред­метное обучение приносит мало пользы: дает разрозненные знания, которые не становятся системными, поскольку изуча­ются «изолированно» друг от друга, а не во взаимосвязи и ком­плексно. В этой связи, принцип межпредметных связей предполагает согласованное изучение теорий, концепций, законов, понятий, общих для преподаваемых предметов, общенаучных методов познания и методологических принципов, формирование общепрофессио­нальных видов деятельности и систем отношений. Реализация данного принципа в обучении должна воспрепятствовать тому, чтобы одни и те же явления были расщеплены в сознании сту­дентов на не связанные друг с другом сведения из различных учебных дисциплин. Поскольку правоведение относится к человековедческим наукам, то его понятийно-категориальный аппарат изобилует междисциплинарными понятиями из различных наук о челове­ке, его личности и поведении. Методологической основой меж­предметных связей выступает процесс интеграции и дифферен­циации научного знания с целью развития целостной, творче­ской, профессионально компетентной личности юриста. Так, относительно новая учебная дисциплина в юридическом обра­зовании «Концепции современного естествознания», как уже отмечалось выше, реализует идеи фундаментальности и целост­ности естественно-научного и гуманитарного знания, способст­вует осмыслению студентами мировоззренческих проблем и формированию адекватных смысложизненных ориентации лич­ности в контексте глобальных тенденций развития окружаю­щей среды. Наиболее тесно эта учебная дисциплина связана с экологическим, воздушным, космическим, морским, медицин­ским правом, биоэтикой, а также с криминалистикой, проведе­нием медицинских и технических экспертиз.

Систематизация знаний, получаемых студентами при изуче­нии учебных дисциплин, наиболее успешно происходит через установление связей значения одного и того же термина в раз­личных научных областях с помощью схем и таблиц, а также через поиск баланса между содержанием различных дефиниций в определенном спецкурсе, например, «Юридическая антропология». Курс сравнительного правоведения также позволяет широко использовать материал общегуманитарных и специальных юри­дических дисциплин при анализе российских и зарубежных правовых институтов и правовых систем в целом[24].

Принцип профессиональной направленности обучения в выс­шей школе имеет особое значение, поскольку именно он во многом отражает специфику высшего профессионального об­разования. Синтезируя межпредметные связи между гуманитар­ными, фундаментальными, общепрофессиональными и специ­альными дисциплинами и обучением профессиональным прак­тическим умениям и навыкам, данный принцип способствует первичной профессионализации личности студента, формиро­ванию его профессиональной направленности на трудовую деятельность и конкретную профессию. Реализация данного принципа в юридическом образовании предполагает соответст­вующую направленность всех учебных дисциплин на будущую профессиональную деятельность юристов, сочетание содержа­ния теоретического материала с развитием практических уме­ний, введение в содержание гуманитарных, социально-эконо­мических, естественно-научных дисциплин профессионально значимых материала, умений и видов деятельности.

Принцип связи теории с практикой требует гармоничного со­четания научно-правовых знаний с юридической практикой и повседневной жизнью людей. Этот принцип реализуется путем создания условий для перехода в образовательном процессе от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и обратно, применения получаемых знаний на практике.

Для студентов ясны результаты обучения, возможность их практического применения во время учебы, учебной практики, последующей профессиональной деятельности. На занятиях рассматриваются реальные ситуации, возникающие в практиче­ской деятельности юриста, большое внимание уделяется разви­тию профессиональных практических умений и навыков юри­ста. Аудиторные занятия и самостоятельная работа согласованы с программой учебно-производственной практики студентов.

В этой связи, дидактические принципы образуют систему и тесно взаимосвязаны друг с другом. Реализация одного связана с реализацией других: научность с системностью и доступно­стью, дифференциация и индивидуализация с природосообразностью и т. д. Поэтому преподавателю целесообразно ори­ентироваться не на отдельные принципы, а на всю систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, содержания, методов, форм и средств обучения. При этом следует рассмат­ривать каждый принцип и всю систему как рекомендации по реализации основных закономерностей и идей современного юридического образования, а также учитывать взаимодейст­вующие элементы образовательного процесса: овладение зна­ниями и развитие личности студента, соотношение конкретно­го и абстрактного, отдельные компоненты и системность.

Сегодня можно выделить следующие группы дидактических принципов юридического образования, которые объединяют все существующие принципы:

1) соответствия содержания юридического образования современным и прогнозируемым тенденциям развития юридической науки и практики;

2) ори­ентированности юридического образования на развитие лично­сти будущего юриста;

3) соответствия результатов юридическо­го образования требованиям профессиональной деятельности юристов, обеспечения их конкурентоспособности;

4) оптималь­ного сочетания общих, групповых и индивидуальных форм ор­ганизации учебного процесса;

5) рационального применения современных методов и средств обучения на различных ступе­нях юридического образования.

Современные тенденции развития юридического образования продиктованы решением ряда ключевых задач. Его задача — путем рекомендаций, советов, подготовки предложений по правовым вопросам и документов юридиче­ского характера способствовать широкому использованию пра­вовых норм и средств для повышения эффективности хозяйст­венной деятельности организаций. Юрисконсульт призван све­сти к минимуму возможность возникновения конфликтов и споров, предупредить возможные правонарушения. Широкий диапазон и разноплановость решаемых задач тре­буют от юрисконсульта творческой активности; высокого уровня интеллекта; разнообразных знаний в области экономики, гражданского, предпринимательского, трудового, финансового, уголовного права, гражданского и арбитражного процесса. Ус­пех профессиональной деятельности юрисконсульта зависит от степени адекватности предлагаемых им проектов решений по­ставленным задачам, от его положения и авторитета в органи­зации, которые базируются на деловом взаимодействии со все­ми сотрудниками, плодотворности юридической службы, пони­мании ее важности и необходимости для деятельности всего трудового коллектива. Государственная политика в области высшего и послевузов­ского профессионального образования должна основываться на принципах, сформулированных в ст. 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: непрерывность и преемственность процесса образования; интеграция системы высшего и послевузовского профессио­нального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования; конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а так же подготовки специалистов, переподготовки и повышения квали­фикации работников; государственная поддержка подготовки специалистов, при­оритетных направлений научных исследований в области выс­шего и послевузовского профессионального образования.

Для достижения нового качества юридического образования, которое определяется прежде всего соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны, необходи­мо осуществлять: информатизацию образования и оптимизацию методов обучения, включая эффективные педагогические техно­логии; углубление интеграционных и междисциплинарных про­грамм, их соединение; оптимизацию перечней специальностей, по которым осуществляется профессиональная подготовка юри­стов; прогнозирование потребностей рынка труда, создание коо­перации образовательных учреждений, рекрутинговых агентств, служб занятости; радикальное улучшение материально-техниче­ской базы юридических вузов и факультетов.

В связи с этим, к основным направлениями развития высшего и послевузовского юридического образования в современных усло­виях считаю целесообразным отнести:

1. реализацию и совершенствование правовой базы, коррек­тировку и разработку нормативных документов в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Федераль­ным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; разработку мер, способствующих выполнению системами высшего и послевузовского юридического образования функ­ций, соответствующих их общественному и государственному предназначению, в частности разработка адекватных образова­тельных технологий, их усвоение профессорско-преподаватель­ским составом; формирование и обеспечение социально-экономических механизмов расширения доступа граждан к получению высше­го и послевузовского юридического образования за счет средств федерального бюджета и других источников финансирования;

2. увеличение вклада системы высшего и послевузовского юридического образования в развитие фундаментальных и прикладных научных исследований и распространение правовых знаний; повышение правовой культуры граждан;

3. обеспечение условий для развития личности и творческих способностей студентов, индивидуализации форм, методов и систем обучения, в том числе на основе вариативных образова­тельных программ с целью преодоления отрыва получаемых знаний от реальной юридической практики;

4. совершенствование научно-исследовательской деятельно­сти вузов на основе развития научных школ по приоритетным направлениям юридической науки, оперативное использование ее результатов в юридическом образовании; разработку концептуальных основ опережающего разви­тия и функционирования послевузовского юридического обра­зования, в том числе дополнительного (повышение квалифика­ции и переподготовка специалистов) в соответствии с потреб­ностями общества и государства;

5. расширению участия юридических вузов в международной деятельности Российской Федерации на принципах эквива­лентности и экономической целесообразности.

В процессе осуществления указанных мер ожидается дости­жение следующих результатов:

1. удовлетворение потребностей граждан в высшем и после­вузовском юридическом образовании, общества и государст­ва—в воспроизводстве специалистов, получающих дифферен­цированную высшую квалификацию, в том числе посредством бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры;

2. повышение качества юридического образования и уровням подготовки специалистов, имеющих высшее профессиональное образование;

3. повышение конкурентоспособности выпускников юриди­ческих вузов и факультетов на рынке труда за счет фундаментализации и специализации юридического образования;

4. интенсификация и индивидуализация обучения, реализа­ция современных информационных технологий, развитие у студентов навыков самообразования и саморазвития;

5. развитие системы дистанционного обучения;

6. вхождение в международное информационное и комму­никационное пространство, в том числе за счет распростране­ния технологий дистанционного обучения;

7. расширение участия российских ученых, преподавателей и студентов юридических вузов в международных образователь­ных проектах;

8. реализация и совершенствование эффективных техноло­гий изучения иностранных языков;

9. создание условий для внедрения последующих широко­масштабных инноваций в образовательный процесс.

Стратегия концепции перманентного юридического образо­вания состоит в том, что приобретаемые в учебном заведении теоретические знания, умения и навыки составляют только фундамент профессионального образования, который в ходе практической работы на отрезке от окончания вуза до выхода на пенсию постоянно наращивается за счет системы повыше­ния профессионального уровня и самообразования. Нет особой необходимости доказывать, что в условиях информационного общества только такая концепция юридического образования практически состоятельна.

Сегодня главная цель высшего юридического образования должна состоять в том, чтобы в результате обучения в вузе спе­циалист высшей юридической квалификации обладал профес­сиональным потенциалом, который обеспечивал бы ему не только возможность решения рутинных практических задач на требуемом для исполнения должностных обязанностей уровне, но и профессиональное самосовершенствование, умение ре­шать новые классы задач в области профессиональной деятель­ности от начала профессиональной карьеры до ее завершения.

Внутренней интеграции высшего юридического образования сегодня может способствовать кардинальное обновление содер­жания образования. Оно еще значительно отстает от глобаль­ных тенденций развития общества, от нужд развития свободной личности в условиях демократизации общества. Попытки мо­дернизировать содержательную сторону на всех уровнях за счет введения в учебные планы отдельных учебных дисциплин или увеличения объемов уже имеющихся в учебных планах привели только к перегрузке студентов. Это лишает их возможности уг­лублять свои знания самостоятельно, приобретать навыки са­мообразования. Перегрузка студентов регламентирована ауди­торной работой. В учебных заведениях должен царить культ знаний, что существенным образом, учитывая высокий пре­стиж профессионального юридического образования, помогает выпускникам находить свою нишу на рынке труда. Главная задача заключается в постоянной адаптации содержания высшего юридического образования посредством образовательных и профессиональных программ к нуждам общества.

В последние годы ставится вопрос об изменении самой па­радигмы образования. Традиционная, веками складывавшаяся парадигма основана на субъектно-объектной модели понима­ния процесса образования. В ней ученик является объектом пе­дагогического воздействия, учитель — субъектом. Основным средством воздействия является устный, письменный текст изображения. Текст передает знание в форме информации ко­торую ученик должен усвоить. При этом предполагается, что усвоенная информация становится затем основой самостоя­тельной деятельности обученного. В современных условиях массовости юридического образования и резкого роста объема информации в учебном процессе все еще доминируют экстен­сивные формы обучения.

На этом этапе нужна система трансформации содержания высшего юридического образования на основе научно обосно­ванной программы, которая предусматривала бы создание меха­низма непрерывного обновления содержания. Сегодня важен не столько объем усвоенной информации, сколько умение ее нахо­дить, понимать, выбирать, структурировать, использовать для решения реальных проблем. Венцом вузовского периода обра­зования должна служить выработка у специалиста устойчивого осознания потребности в постоянном самосовершенствовании всеми возможными и доступными методами и средствами.

Ядром юридического образования должна стать деонтологическая подготовка, в процессе которой происходит индивиду­альное усвоение студентами профессиональных знаний, цен­ностей, норм, принципов и требований действующего права, формируется внутренняя убежденность в их необходимости и справедливости, а также готовность последовательно реализовывать их в повседневной юридической деятельности. Деонтологический компонент юридического образования значительно усиливает воспитательную направленность учебного процесса, предполагает широкое вовлечение в педагогическое взаимодей­ствие эмоций, социальных чувств, ценностных представлений, интуиции, творческих способностей участников. Высшее юри­дическое образование может и должно обеспечивать условия, средства и содержательный материал для ценностного самооп­ределения будущих юристов.

Формирование содержания юридического образования пре­имущественно «от практики» приемлемо для стабильного право­вого общества с устоявшимися профессиональными традиция­ми и сложившимся социальным порядком. Однако этот подход явно не оправдан для общества и государства, находящихся в со­стоянии реформирования. Возросший спрос на юристов требует не только увеличения их числа, но и нового качественного состава. Рынок требует все больше юристов — специалистов по предпри­нимательскому, финансовому, банковскому праву. К сожале­нию, юридическая подготовка в России не в полной мере соот­ветствует международным стандартам.

Как показывают анализ и систематизация нормативного, эмпирического и теоретико-аналитического материала, требо­вания к выпускнику вуза по специальности «Юриспруденция» не позволяют дать единую квалификационную характеристику специалиста, а все еще сводятся к простому перечню знаний, умений и навыков, полученных им за время учебы. При этом качественные параметры квалификации предельно абстрактны. Высшее юридическое образование сегодня должно быть систематизировано и структурировано не только по уровню обучения, но и по отраслям права. И стандарт юридического образования, и учебные планы вузов и средних учебных заведе­ний должны быть оптимизированы относительно структуры и содержания соответствующей отрасли права. Продолжающиеся дифференциации и специализация отраслей права требуют аде­кватного ее отражения в структуре и содержании учебных пла­нов юридических вузов. Объем нынешних правовых знаний на­столько велик, а их дифференциация настолько широка, что знания становятся недоступными для постижения каждым юристом. Сегодня практикой востребуется юрист узкой, но глу­бокой специализации.

Юридическое образование XXI в. должно быть интернацио­нальным по содержанию. Также учебные программы необходи­мо строить на принципах исторического и сравнительного пра­воведения.

Сегодня иностранными языками в должной мере не может пользоваться подавляющее большинство преподавателей и сту­дентов. Можно иметь в библиотеке тот или иной национально-государственный либо интернациональный нормативный акт, но не обладая способностью к его прочтению на языке ориги­нала, использовать его будет невозможно. Юридическое обра­зование становится не только транснациональным, но и поли­лингвистическим. Для этого учебный план должен быть по­строен так, чтобы на стадии специализации будущий юрист уже умел пользоваться, кроме родного языка, по крайней мере дву­мя иностранными языками, из которых один должен быть язы­ком стран ООН, а второй — языком того региона или народа, который составляет сферу практического приложения знаний будущего специалиста.

Для того чтобы юридический вуз соответствовал перечис­ленным выше требованиям, прежде всего необходимо надлежа­щим образом реформировать и сам вуз, и его профессорско-преподавательский корпус. В юридическом вузе должен быть профессорско-преподавательский состав соответствующего уровня квалификации, что при не всегда достаточно обосно­ванном расширении сети юридических вузов и невысокой зара­ботной плате преподавателей тоже представляет специфиче­скую проблему.

Таким образом, современные тенденции развития юридиче­ского образования включают в себя: специализацию и фундаментализацию содержания юридического образования, его многоуровневость и многоступенчатость; формирование клю­чевых компетенций; гибкость учебных планов; усиление прак­тической направленности; расширение интерактивных методов обучения; усиление интернационального аспекта; расширение сферы использования новых информационных технологий с применением компьютерной техники; индивидуализацию обу­чения и увеличение объема самостоятельной работы студентов; существенное повышение роли преподавателей с высоким на­учно-педагогическим потенциалом, способных выстраивать междисциплинарные учебные курсы и осуществлять продук­тивную профессиональную коммуникацию в сфере юридиче­ского образования[25].

Интеграция российского юридического образования в евро­пейское и мировое образовательное пространство актуализиру­ет проблематику сравнительно-педагогических исследований содержания и организации профессиональной подготовки юри­стов в российских и зарубежных вузах. Такие исследования призваны содействовать международной стандартизации юри­дического образования, повышению конкурентоспособности, качества и эффективности российского юридического образо­вания, его доступности и демократизации. При сравнительно-педагогическом анализе российского и зарубежного юридического образования следует иметь в виду, что в западноевропейских странах и США традиционной яв­ляется автономия вузов в определении направления подготовки и содержания образовательных программ, а определение содер­жания по конкретным учебным дисциплинам является преро­гативой вузовских преподавателей и в значительной степени обусловлено их квалификацией и научными интересами, тогда как структура и содержание учебных планов российских вузов регламентируются государственным образовательным стандар­том по специальности «Юриспруденция».

Право в отличие от других социальных наук обладает явно выраженным национально-государственным характером, т. е. является нормативным выражением истории, традиций, психо­логии и культуры каждой нации. А различия в национальных правовых системах неизбежно влекут за собой различия в сис­темах юридического образования. В сравнении образователь­ных систем, как и в сравнении различных культур в целом, не бывает «лучше» или «хуже», бывает только «иначе». Сегодня, несмотря на исторические различия этих систем, наблюдается процесс их сближения и взаимодействия. Правовые и образова­тельные системы больше похожи в странах континентальной Европы, включая Россию, и в большей степени в области частного права, нежели публичного. Этот процесс конвергенции, видимо, будет продолжаться, поскольку принципы рыночной экономики, на которых базируются современные гражданские и торговые кодексы, универсальны.

Итак, основными характеристиками современного юридического образования становятся антропоцентризм (личностно разви­вающее образование); самоуправление, самообразование и са­моразвитие всех участников образовательного процесса; про­фессионализм как интегральное качество выпускника вуза, которое органически синтезируется им самим в процессе обучения и овладения ключевыми компетенциями юриста.

Контрольные вопросы

1) Назовите особенности дидактических принципов в юридическом образовании

2) Какие закономерности характерны для дидактики?

3) Что представляет собой Дидактическая концепция?

4) Посредством чего можно оценить эффективность обучения в вузе?

5) Назовите группы дидактических принципов в юридическом образовании

6) Выделите направления развития высшего и послевузовского юридического образования

7) Что представляет собой деонтологическая подготовка?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: