Педагогическую науку традиционно делят на дидактику (теорию обучения) и теорию воспитания. Термин «дидактика» (от греч. didaktikos — поучающий) впервые ввел в педагогику немецкий ученый Вольфганг Ратке (1571 — 1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом как «универсальное искусство обучения всех всему» трактовал дидактику и автор первого учебника по теории обучения «Великая дидактика» Я. А. Коменский. Общая дидактика призвана дать ответы на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам на всех уровнях системы образования. Частные дидактики (предметные или частные методики) разрабатывают теорию обучения конкретным учебным предметам и (или) на определенном образовательном уровне (например, методика обучения истории, иностранным языкам, методика начального профессионального образования, дидактика высшей школы).
Общая дидактика составляет теоретическую базу частных дидактик, основываясь в то же время на результатах их исследований. Дидактика высшей школы — это наука об обучении в вузе, исследующая его цели, закономерности, принципы, содержание, методы, средства, организацию и достигаемые результаты. Она направлена также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения. Более молодая дидактика высшей школы и дидактика среднего образования совпадают в содержательном аспекте — это совместная деятельность преподавателей и обучающихся, направленная на усвоение учащимися определенного объективизированного опыта человечества. Однако между ними существуют и значимые различия, которые заключаются в следующем[19].
|
|
Дидактика высшей школы содержит огромное количество нерешенных методических проблем. Если в дидактике среднего образования уже давно сложились солидные научно-методические направления по обучению отдельным учебным предметам, то в дидактике высшей школы, в частности юридической, с трудом можно найти что-либо подобное.
Весьма существенное различие между дидактикой высшей и дидактикой средней школы связано с субъектами образовательного процесса. В вузе это, как правило, гораздо более мотивированный к обучению студент и гораздо более квалифицированный в научной области, соответствующей преподаваемому предмету, педагог. Вместе с тем здесь существует уже отмечавшаяся выше острая проблема педагогической квалификации вузовского преподавателя в отличие от учителя средней школы, имеющего, как правило, профессиональное педагогическое образование.
Значительно отличаются друг от друга структура и содержание профессиональной деятельности преподавателя высшей и средней школ. Если у преподавателя вуза она традиционно состоит из двух составляющих: научной и педагогической, — то у учителя школы это в основном педагогическая деятельность, правда, в весьма разнообразных формах. Школьный педагог в гораздо большей степени занимается рутинной и утомительной учебной работой, чем вузовский преподаватель, от которого ввиду большого объема и сложности учебного материала требуется более высокий уровень профессиональной квалификации, включая его научную компетентность. Поскольку эффективное и качественное обучение невозможно без профессиональных занятий наукой, то вузовскому преподавателю просто необходимо стремиться к гармоничному сочетанию научной и педагогической деятельности. Одной из главных задач дидактики как науки является познание процесса обучения, в результате чего устанавливаются закономерности этого процесса. Дидактическая закономерность — это объективная, устойчивая, существенная, повторяющаяся связь между компонентами процесса обучения, а также между обучением и внешними условиями. Поскольку дидактические закономерности имеют преимущественно вероятностно-статистический характер, то по большей части они проявляются как тенденции, т. е. во множестве случаев, что характерно для всех общественных процессов.
|
|
Для понимания сущности дидактики как науки следует выстроить в логическую цепочку следующие понятия: дидактическая закономерность — теория (концепция) обучения — дидактический принцип — форма — метод — прием — средство — результат обучения. Закономерность отвечает на вопрос о том, что установлено, принцип дает ответ на вопрос о том, как та или иная закономерность может быть реализована на практике. Дидактические принципы определяют содержание, формы, методы и средства обучения в соответствии с его целями и закономерностями.
В дидактике выделяют следующие закономерности:
1. социальная обусловленность целей, содержания, методов обучения (раскрывается объективный процесс определяющего влияния общественных отношений и условий на обучение);
2. воспитывающий и развивающий характер обучения (отражается взаимосвязь обучения, воспитания и развития: не может быть развития без обучения и воспитания);
3. обусловленность обучения характером и содержанием q6-щения субъектов образовательного процесса;
4. зависимость эффективности обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающей средой;
5. зависимость развития обучающегося от способов разрешения основного противоречия между познавательными (практическими) задачами и наличным уровнем необходимых знаний, умений, навыков; обусловленность результатов обучения характером педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося;
6. зависимость результатов обучения от способов педагогической деятельности преподавателя и собственной активности обучающегося;
7. целостность и единство образовательного процесса (отражает необходимость гармоничного единства рационального, эмоционального, информационного, поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в процессе продвижения обучающегося от незнания к знанию, от знания к умению, от умения к навыку).
Концепция (частная теория) — это система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных ведущим замыслом. Дидактическая концепция — это основополагающий замысел, идея теории обучения, указывающая способ построения системы методов и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. В этом смысле можно говорить о концепциях личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, компетентностного подхода в образовании, диалога культур и т. д. Дидактический принцип — основное положение, первооснова, руководящее начало в процессе и системе обучения. Дидактические принципы отражают зависимость между закономерностями учебного процесса и образовательными целями. Они выступают в качестве регулятивных норм педагогической деятельности. Различают общедидактические и частнометодиче-ские принципы (например, принцип научности в общей дидактике, принцип коммуникативности в методике обучения иностранным языкам).
|
|
Эффективность обучения в вузе определяется рядом внутренних и внешних критериев[20]. К внешним критериям эффективности процесса обучения в вузе относятся: степень адаптации выпускника вуза к социальной жизни и профессиональной деятельности; уровень профессионализации личности молодого специалиста, т. е. уровень его профессионального мастерства; интенсивность профессионального и личностного самосовершенствования как пролонгированный эффект обучения; способность и готовность к повышению уровня образования и профессиональной квалификации.
В качестве внутренних критериев выступают успешность обучения, академическая успеваемость студентов, качество знаний, уровень сформированности требуемых умений и навыков, уровень развития личности студента, уровень его обученности и обучаемости. Успешность обучения является следствием эффективного руководства учебным процессом, обеспечивающим высокие результаты при минимальных затратах. Академическая успеваемость обучающихся определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности и находит отражение в балльной оценке. Качество обучения оценивают по таким показателям, как полнота, системность, глубина, действенность, прочность усвоенного обучающимся содержания обучения, т. е. степень его соответствия образовательному стандарту. Одним из основных показателей высокого качества обучения является способность обучающихся и выпускников вуза самостоятельно решать учебные и профессиональные задачи. Качество образования трактуется как определенный уровень знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного и физического развития, которого достигают выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.
|
|
Важнейшей дидактической проблемой является проблема отбора и формирования содержания обучения. К общим принципам формирования содержания образования относятся:
а) принцип соответствия содержания обучения потребностям общественного развития;
б) принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения, который, в частности, означает единство предметного содержания и способов усвоения обучающимися этого содержания; в) принцип структурного единства содержания образования на различных его уровнях[21].
Как свидетельствует история юридического образования, на конкретных этапах его развития в юридических учебных заведениях в зависимости от социально обусловленных целей готовили государственных чиновников, «законоведцев», партийно-государственных функционеров, политологов, юристов широкого профиля. Однако еще дореволюционные российские профессора убедительно показали, что предметом обучения юристов должно стать правоведение, а не законоведение. Замена изучения и преподавания законоведения правоведением в российских университетах последовала практически одновременно с отменой крепостного права и проведением судебной реформы со-гласно тогдашнему новому университетскому уставу 1863 г. Это означает, что содержанием преподавания права должны быть не только конкретные нормы закона, а прежде всего основные юридические понятия и конструкции, способы и формы их практического использования в различных правовых системах.
Модель юриста, предложенная С. С. Алексеевым и В. Ф. Яковлевым в 1976 г., остается во многом актуальной и сегодня. Она включает в себя мировоззренческую и правовую культуру, развитое профессиональное мышление, навыки исследования юридических фактов, умения поиска, обработки и систематизации нормативного материала и его толкования, коммуникативные качества, способности к научно-общественной деятельности[22]. В своих более поздних публикациях С. С. Алексеев неизменно указывает на то, что «в самом фокусе высокого профессионализма и образованности правоведа, выраженных в правовой культуре и в юридическом мышлении, находятся строгие и точные данные математического порядка, вырабатываемые аналитической юриспруденцией и сосредоточенные в общей теории права... Освоение этих данных предполагает прежде всего овладение исходным юридическим понятийным аппаратом, юридической лексикой, правовыми формулами, которые входят в «плоть и кровь» правоведа-профессионала и которые, помимо всего иного, служат необходимой ступенькой к пониманию логики права, к постижению его глубин и «тайн», его смысла, миссии и предназначения в жизни людей»[23].
В этих положениях находят отражение ряд общедидактических принципов, прежде всего, принципы культуросообразности, научности, фундаментализации, системности, профессиональной направленности.
Ассоциативные связи, которые вырабатываются при системном обучении, и характеризуют главным образом качество усваиваемых знаний и умений. Знание одной стороны предмета для специалиста совершенно недостаточно, так как на основе таких односторонних знаний никаких профессионально компетентных решений принять нельзя. Существующее в вузах предметное обучение приносит мало пользы: дает разрозненные знания, которые не становятся системными, поскольку изучаются «изолированно» друг от друга, а не во взаимосвязи и комплексно. В этой связи, принцип межпредметных связей предполагает согласованное изучение теорий, концепций, законов, понятий, общих для преподаваемых предметов, общенаучных методов познания и методологических принципов, формирование общепрофессиональных видов деятельности и систем отношений. Реализация данного принципа в обучении должна воспрепятствовать тому, чтобы одни и те же явления были расщеплены в сознании студентов на не связанные друг с другом сведения из различных учебных дисциплин. Поскольку правоведение относится к человековедческим наукам, то его понятийно-категориальный аппарат изобилует междисциплинарными понятиями из различных наук о человеке, его личности и поведении. Методологической основой межпредметных связей выступает процесс интеграции и дифференциации научного знания с целью развития целостной, творческой, профессионально компетентной личности юриста. Так, относительно новая учебная дисциплина в юридическом образовании «Концепции современного естествознания», как уже отмечалось выше, реализует идеи фундаментальности и целостности естественно-научного и гуманитарного знания, способствует осмыслению студентами мировоззренческих проблем и формированию адекватных смысложизненных ориентации личности в контексте глобальных тенденций развития окружающей среды. Наиболее тесно эта учебная дисциплина связана с экологическим, воздушным, космическим, морским, медицинским правом, биоэтикой, а также с криминалистикой, проведением медицинских и технических экспертиз.
Систематизация знаний, получаемых студентами при изучении учебных дисциплин, наиболее успешно происходит через установление связей значения одного и того же термина в различных научных областях с помощью схем и таблиц, а также через поиск баланса между содержанием различных дефиниций в определенном спецкурсе, например, «Юридическая антропология». Курс сравнительного правоведения также позволяет широко использовать материал общегуманитарных и специальных юридических дисциплин при анализе российских и зарубежных правовых институтов и правовых систем в целом[24].
Принцип профессиональной направленности обучения в высшей школе имеет особое значение, поскольку именно он во многом отражает специфику высшего профессионального образования. Синтезируя межпредметные связи между гуманитарными, фундаментальными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами и обучением профессиональным практическим умениям и навыкам, данный принцип способствует первичной профессионализации личности студента, формированию его профессиональной направленности на трудовую деятельность и конкретную профессию. Реализация данного принципа в юридическом образовании предполагает соответствующую направленность всех учебных дисциплин на будущую профессиональную деятельность юристов, сочетание содержания теоретического материала с развитием практических умений, введение в содержание гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных дисциплин профессионально значимых материала, умений и видов деятельности.
Принцип связи теории с практикой требует гармоничного сочетания научно-правовых знаний с юридической практикой и повседневной жизнью людей. Этот принцип реализуется путем создания условий для перехода в образовательном процессе от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и обратно, применения получаемых знаний на практике.
Для студентов ясны результаты обучения, возможность их практического применения во время учебы, учебной практики, последующей профессиональной деятельности. На занятиях рассматриваются реальные ситуации, возникающие в практической деятельности юриста, большое внимание уделяется развитию профессиональных практических умений и навыков юриста. Аудиторные занятия и самостоятельная работа согласованы с программой учебно-производственной практики студентов.
В этой связи, дидактические принципы образуют систему и тесно взаимосвязаны друг с другом. Реализация одного связана с реализацией других: научность с системностью и доступностью, дифференциация и индивидуализация с природосообразностью и т. д. Поэтому преподавателю целесообразно ориентироваться не на отдельные принципы, а на всю систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, содержания, методов, форм и средств обучения. При этом следует рассматривать каждый принцип и всю систему как рекомендации по реализации основных закономерностей и идей современного юридического образования, а также учитывать взаимодействующие элементы образовательного процесса: овладение знаниями и развитие личности студента, соотношение конкретного и абстрактного, отдельные компоненты и системность.
Сегодня можно выделить следующие группы дидактических принципов юридического образования, которые объединяют все существующие принципы:
1) соответствия содержания юридического образования современным и прогнозируемым тенденциям развития юридической науки и практики;
2) ориентированности юридического образования на развитие личности будущего юриста;
3) соответствия результатов юридического образования требованиям профессиональной деятельности юристов, обеспечения их конкурентоспособности;
4) оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса;
5) рационального применения современных методов и средств обучения на различных ступенях юридического образования.
Современные тенденции развития юридического образования продиктованы решением ряда ключевых задач. Его задача — путем рекомендаций, советов, подготовки предложений по правовым вопросам и документов юридического характера способствовать широкому использованию правовых норм и средств для повышения эффективности хозяйственной деятельности организаций. Юрисконсульт призван свести к минимуму возможность возникновения конфликтов и споров, предупредить возможные правонарушения. Широкий диапазон и разноплановость решаемых задач требуют от юрисконсульта творческой активности; высокого уровня интеллекта; разнообразных знаний в области экономики, гражданского, предпринимательского, трудового, финансового, уголовного права, гражданского и арбитражного процесса. Успех профессиональной деятельности юрисконсульта зависит от степени адекватности предлагаемых им проектов решений поставленным задачам, от его положения и авторитета в организации, которые базируются на деловом взаимодействии со всеми сотрудниками, плодотворности юридической службы, понимании ее важности и необходимости для деятельности всего трудового коллектива. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования должна основываться на принципах, сформулированных в ст. 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: непрерывность и преемственность процесса образования; интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования; конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а так же подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников; государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.
Для достижения нового качества юридического образования, которое определяется прежде всего соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны, необходимо осуществлять: информатизацию образования и оптимизацию методов обучения, включая эффективные педагогические технологии; углубление интеграционных и междисциплинарных программ, их соединение; оптимизацию перечней специальностей, по которым осуществляется профессиональная подготовка юристов; прогнозирование потребностей рынка труда, создание кооперации образовательных учреждений, рекрутинговых агентств, служб занятости; радикальное улучшение материально-технической базы юридических вузов и факультетов.
В связи с этим, к основным направлениями развития высшего и послевузовского юридического образования в современных условиях считаю целесообразным отнести:
1. реализацию и совершенствование правовой базы, корректировку и разработку нормативных документов в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; разработку мер, способствующих выполнению системами высшего и послевузовского юридического образования функций, соответствующих их общественному и государственному предназначению, в частности разработка адекватных образовательных технологий, их усвоение профессорско-преподавательским составом; формирование и обеспечение социально-экономических механизмов расширения доступа граждан к получению высшего и послевузовского юридического образования за счет средств федерального бюджета и других источников финансирования;
2. увеличение вклада системы высшего и послевузовского юридического образования в развитие фундаментальных и прикладных научных исследований и распространение правовых знаний; повышение правовой культуры граждан;
3. обеспечение условий для развития личности и творческих способностей студентов, индивидуализации форм, методов и систем обучения, в том числе на основе вариативных образовательных программ с целью преодоления отрыва получаемых знаний от реальной юридической практики;
4. совершенствование научно-исследовательской деятельности вузов на основе развития научных школ по приоритетным направлениям юридической науки, оперативное использование ее результатов в юридическом образовании; разработку концептуальных основ опережающего развития и функционирования послевузовского юридического образования, в том числе дополнительного (повышение квалификации и переподготовка специалистов) в соответствии с потребностями общества и государства;
5. расширению участия юридических вузов в международной деятельности Российской Федерации на принципах эквивалентности и экономической целесообразности.
В процессе осуществления указанных мер ожидается достижение следующих результатов:
1. удовлетворение потребностей граждан в высшем и послевузовском юридическом образовании, общества и государства—в воспроизводстве специалистов, получающих дифференцированную высшую квалификацию, в том числе посредством бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры;
2. повышение качества юридического образования и уровням подготовки специалистов, имеющих высшее профессиональное образование;
3. повышение конкурентоспособности выпускников юридических вузов и факультетов на рынке труда за счет фундаментализации и специализации юридического образования;
4. интенсификация и индивидуализация обучения, реализация современных информационных технологий, развитие у студентов навыков самообразования и саморазвития;
5. развитие системы дистанционного обучения;
6. вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство, в том числе за счет распространения технологий дистанционного обучения;
7. расширение участия российских ученых, преподавателей и студентов юридических вузов в международных образовательных проектах;
8. реализация и совершенствование эффективных технологий изучения иностранных языков;
9. создание условий для внедрения последующих широкомасштабных инноваций в образовательный процесс.
Стратегия концепции перманентного юридического образования состоит в том, что приобретаемые в учебном заведении теоретические знания, умения и навыки составляют только фундамент профессионального образования, который в ходе практической работы на отрезке от окончания вуза до выхода на пенсию постоянно наращивается за счет системы повышения профессионального уровня и самообразования. Нет особой необходимости доказывать, что в условиях информационного общества только такая концепция юридического образования практически состоятельна.
Сегодня главная цель высшего юридического образования должна состоять в том, чтобы в результате обучения в вузе специалист высшей юридической квалификации обладал профессиональным потенциалом, который обеспечивал бы ему не только возможность решения рутинных практических задач на требуемом для исполнения должностных обязанностей уровне, но и профессиональное самосовершенствование, умение решать новые классы задач в области профессиональной деятельности от начала профессиональной карьеры до ее завершения.
Внутренней интеграции высшего юридического образования сегодня может способствовать кардинальное обновление содержания образования. Оно еще значительно отстает от глобальных тенденций развития общества, от нужд развития свободной личности в условиях демократизации общества. Попытки модернизировать содержательную сторону на всех уровнях за счет введения в учебные планы отдельных учебных дисциплин или увеличения объемов уже имеющихся в учебных планах привели только к перегрузке студентов. Это лишает их возможности углублять свои знания самостоятельно, приобретать навыки самообразования. Перегрузка студентов регламентирована аудиторной работой. В учебных заведениях должен царить культ знаний, что существенным образом, учитывая высокий престиж профессионального юридического образования, помогает выпускникам находить свою нишу на рынке труда. Главная задача заключается в постоянной адаптации содержания высшего юридического образования посредством образовательных и профессиональных программ к нуждам общества.
В последние годы ставится вопрос об изменении самой парадигмы образования. Традиционная, веками складывавшаяся парадигма основана на субъектно-объектной модели понимания процесса образования. В ней ученик является объектом педагогического воздействия, учитель — субъектом. Основным средством воздействия является устный, письменный текст изображения. Текст передает знание в форме информации которую ученик должен усвоить. При этом предполагается, что усвоенная информация становится затем основой самостоятельной деятельности обученного. В современных условиях массовости юридического образования и резкого роста объема информации в учебном процессе все еще доминируют экстенсивные формы обучения.
На этом этапе нужна система трансформации содержания высшего юридического образования на основе научно обоснованной программы, которая предусматривала бы создание механизма непрерывного обновления содержания. Сегодня важен не столько объем усвоенной информации, сколько умение ее находить, понимать, выбирать, структурировать, использовать для решения реальных проблем. Венцом вузовского периода образования должна служить выработка у специалиста устойчивого осознания потребности в постоянном самосовершенствовании всеми возможными и доступными методами и средствами.
Ядром юридического образования должна стать деонтологическая подготовка, в процессе которой происходит индивидуальное усвоение студентами профессиональных знаний, ценностей, норм, принципов и требований действующего права, формируется внутренняя убежденность в их необходимости и справедливости, а также готовность последовательно реализовывать их в повседневной юридической деятельности. Деонтологический компонент юридического образования значительно усиливает воспитательную направленность учебного процесса, предполагает широкое вовлечение в педагогическое взаимодействие эмоций, социальных чувств, ценностных представлений, интуиции, творческих способностей участников. Высшее юридическое образование может и должно обеспечивать условия, средства и содержательный материал для ценностного самоопределения будущих юристов.
Формирование содержания юридического образования преимущественно «от практики» приемлемо для стабильного правового общества с устоявшимися профессиональными традициями и сложившимся социальным порядком. Однако этот подход явно не оправдан для общества и государства, находящихся в состоянии реформирования. Возросший спрос на юристов требует не только увеличения их числа, но и нового качественного состава. Рынок требует все больше юристов — специалистов по предпринимательскому, финансовому, банковскому праву. К сожалению, юридическая подготовка в России не в полной мере соответствует международным стандартам.
Как показывают анализ и систематизация нормативного, эмпирического и теоретико-аналитического материала, требования к выпускнику вуза по специальности «Юриспруденция» не позволяют дать единую квалификационную характеристику специалиста, а все еще сводятся к простому перечню знаний, умений и навыков, полученных им за время учебы. При этом качественные параметры квалификации предельно абстрактны. Высшее юридическое образование сегодня должно быть систематизировано и структурировано не только по уровню обучения, но и по отраслям права. И стандарт юридического образования, и учебные планы вузов и средних учебных заведений должны быть оптимизированы относительно структуры и содержания соответствующей отрасли права. Продолжающиеся дифференциации и специализация отраслей права требуют адекватного ее отражения в структуре и содержании учебных планов юридических вузов. Объем нынешних правовых знаний настолько велик, а их дифференциация настолько широка, что знания становятся недоступными для постижения каждым юристом. Сегодня практикой востребуется юрист узкой, но глубокой специализации.
Юридическое образование XXI в. должно быть интернациональным по содержанию. Также учебные программы необходимо строить на принципах исторического и сравнительного правоведения.
Сегодня иностранными языками в должной мере не может пользоваться подавляющее большинство преподавателей и студентов. Можно иметь в библиотеке тот или иной национально-государственный либо интернациональный нормативный акт, но не обладая способностью к его прочтению на языке оригинала, использовать его будет невозможно. Юридическое образование становится не только транснациональным, но и полилингвистическим. Для этого учебный план должен быть построен так, чтобы на стадии специализации будущий юрист уже умел пользоваться, кроме родного языка, по крайней мере двумя иностранными языками, из которых один должен быть языком стран ООН, а второй — языком того региона или народа, который составляет сферу практического приложения знаний будущего специалиста.
Для того чтобы юридический вуз соответствовал перечисленным выше требованиям, прежде всего необходимо надлежащим образом реформировать и сам вуз, и его профессорско-преподавательский корпус. В юридическом вузе должен быть профессорско-преподавательский состав соответствующего уровня квалификации, что при не всегда достаточно обоснованном расширении сети юридических вузов и невысокой заработной плате преподавателей тоже представляет специфическую проблему.
Таким образом, современные тенденции развития юридического образования включают в себя: специализацию и фундаментализацию содержания юридического образования, его многоуровневость и многоступенчатость; формирование ключевых компетенций; гибкость учебных планов; усиление практической направленности; расширение интерактивных методов обучения; усиление интернационального аспекта; расширение сферы использования новых информационных технологий с применением компьютерной техники; индивидуализацию обучения и увеличение объема самостоятельной работы студентов; существенное повышение роли преподавателей с высоким научно-педагогическим потенциалом, способных выстраивать междисциплинарные учебные курсы и осуществлять продуктивную профессиональную коммуникацию в сфере юридического образования[25].
Интеграция российского юридического образования в европейское и мировое образовательное пространство актуализирует проблематику сравнительно-педагогических исследований содержания и организации профессиональной подготовки юристов в российских и зарубежных вузах. Такие исследования призваны содействовать международной стандартизации юридического образования, повышению конкурентоспособности, качества и эффективности российского юридического образования, его доступности и демократизации. При сравнительно-педагогическом анализе российского и зарубежного юридического образования следует иметь в виду, что в западноевропейских странах и США традиционной является автономия вузов в определении направления подготовки и содержания образовательных программ, а определение содержания по конкретным учебным дисциплинам является прерогативой вузовских преподавателей и в значительной степени обусловлено их квалификацией и научными интересами, тогда как структура и содержание учебных планов российских вузов регламентируются государственным образовательным стандартом по специальности «Юриспруденция».
Право в отличие от других социальных наук обладает явно выраженным национально-государственным характером, т. е. является нормативным выражением истории, традиций, психологии и культуры каждой нации. А различия в национальных правовых системах неизбежно влекут за собой различия в системах юридического образования. В сравнении образовательных систем, как и в сравнении различных культур в целом, не бывает «лучше» или «хуже», бывает только «иначе». Сегодня, несмотря на исторические различия этих систем, наблюдается процесс их сближения и взаимодействия. Правовые и образовательные системы больше похожи в странах континентальной Европы, включая Россию, и в большей степени в области частного права, нежели публичного. Этот процесс конвергенции, видимо, будет продолжаться, поскольку принципы рыночной экономики, на которых базируются современные гражданские и торговые кодексы, универсальны.
Итак, основными характеристиками современного юридического образования становятся антропоцентризм (личностно развивающее образование); самоуправление, самообразование и саморазвитие всех участников образовательного процесса; профессионализм как интегральное качество выпускника вуза, которое органически синтезируется им самим в процессе обучения и овладения ключевыми компетенциями юриста.
Контрольные вопросы
1) Назовите особенности дидактических принципов в юридическом образовании
2) Какие закономерности характерны для дидактики?
3) Что представляет собой Дидактическая концепция?
4) Посредством чего можно оценить эффективность обучения в вузе?
5) Назовите группы дидактических принципов в юридическом образовании
6) Выделите направления развития высшего и послевузовского юридического образования
7) Что представляет собой деонтологическая подготовка?