Одновременное выполнение задач

На языке когнитивной психологии любая задача, которую мы научились выполнять без участия сознания, становится автоматичной.Автоматизм позволяет выполнять сразу несколько действий одновременно. Все одновременно выполняемые задачи, за исключением не более чем одной, являются автоматичными. Когда мы выполняем одновременно две задачи, ни одна из которых не является автоматичной, эффективность выполнения каждой из них снижается в результате конкуренции за область внимания. Этот феномен психологи называют интерференцией. Чем более предсказуемой, автоматичной и бессознательной становится задача, тем больше становится эффективность ее выполнения одновременно с другими задачами, и, тем менее, она конкурирует с ними.

Человек, имитирует одновременное выполнение нескольких задач, требующих сознательного контроля, через последовательное переключение внимания с одной задачи на другую. Действительная одновременность достигается, когда все задачи, кроме разве что одной, становятся автоматичными. Например, мы можем одновременно, не спеша идти, что-нибудь есть, и при этом решать какую-нибудь математическую задачу. Для большинства людей все эти действия, за исключением поиска решения математической задачи, настолько знакомы, что могут выполняться «на автопилоте». Однако если при одновременном выполнении всех этих действий мы внезапно почувствуем какой-нибудь неприятный на вкус кусочек нашей походной еды, мы станем думать только о том, что мы такое съели, тогда, как математическая задача перестанет быть нами осознаваемой.

Не менее важным, чем понимание того, что в каждый отдельный момент времени нельзя осознавать более одной задачи, является тот факт, что человек не может избежать формирования автоматических реакций. Эта невозможность не зависит от повторения, никаким количеством повторений нельзя научиться, неформировать привычки при регулярном использовании того или иного интерфейса. Формирование привычек является неотъемлемой частью нашего ментального аппарата. Его невозможно остановить волевым действием. Например, в воскресенье утром мы нечаянно приезжали туда, где находится наша работа, хотя собирались поехать в какое-то другое место.Сделали мы это по привычке. Любая последовательность действий, которую мы регулярно выполняем, становится, в конце концов, автоматичной. Набор действий, составляющих последовательность, становится как бы одним действием, как только мы начинаем выполнять некоторую последовательность, требующую не более 1 или 2 секунд времени, мы не сможем остановиться, и проделываем все действия вплоть до завершения последовательности.

Контрольные вопросы

2.1 Что объясняет когнитивная психология?

2.2 Как выглядит упрощенная информационно-процессуальная модель мозга?

2.3 Как осуществляется внимание человека?

2.4 В чем особенность восприятия человеком цвета, звука, времени?

2.5 Что собой представляют информационные процессы человека?

2.6 В чем слабые и сильные стороны людей и компьютеров?

2.7 Что такое когнитивная психология?

2.8 Какие свойства когнитивного сознательного и когнитивного бессознательного бывают?

2.9 Какое влияние оказывает сознание и модели человеческого разума на разработку интерфейса?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: