Самостоятельная работа. Плановое регулирование промышленности

Плановое регулирование промышленности. Опыт планирования в развитых странах (индикативное, стратегическое планирование, программы, прогнозы как форма планов). Отраслевые особенности планирования.

Изначально рынок рассматривался как обмен продуктами труда в определенном месте и в конкретное время (период разложения первобытнообщинного строя). В результате развития ремесла и торговли за рынками закрепляются рыночные площади. В этом значении термин «рынок» зачастую используется и сегодня.

Общественное развитие привело к иному толкованию «рынка», а именно учету свободы отношений между продавцами и покупателями, в результате которой выравниваются цены. То есть, выделяются важные признаки рынка, такие как свобода его участников и гибкое ценообразование (А. Курно).

Дальнейшее развитие товарного обмена и товарно-денежных отношений вызвало повышение значения сферы обращения. Это нашло свое отражение в дефинициях рынка. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена (А.С. Булатов). Или, рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Но, учитывая важность сферы обращения, не стоит сводить содержание рынка лишь к сфере обмена. Категория «рынок» требует определения его места во всей системе общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление). Рынок следует рассматривать как элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, как форму движения основных составных частей этого продукта (В.И. Видяпин, Г.П. Журавлева).

Западными экономистами рынок оценивается с точки зрения субъектов рыночных отношений. Так, Ф. Котлер определил рынок как сферу потенциальных обменов. К Макконнелл и С. Брю трактуют его как институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А. Маршалл также обращает внимание на наличие связи между предложением и спросом и группы людей, участвующих в сделках по поводу любого товара. Ф. Хайек дает определение рынку как сложному передаточному устройство, позволяющему с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. П. Самуэльсон акцентирует внимание на особом значении механизма цен, который, действуя через предложение и спрос на конкурентных рынках, имеет целью разрешение трех основных проблем экономической организации - что, как и для кого производить.

Приведенные формулировки не исчерпывают полностью все многообразие подходов к трактовке рынка. Они отражают различные ступени в историческом процессе познания рынка как экономического явления. В целом рынок – комплексное понятие, включающее, с одной стороны, рынок товаров и услуг, а с другой – рынок ресурсов, во взаимосвязи и взаимодействии которых проявляется современный экономический механизм.

В широком понимании рынок есть всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой осуществляются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в различных точках экономического пространства. С функциональной точки зрения рынок можно определить как совокупность экономических отношений, охватывающих стадии производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, базирующихся на законах стоимости, спроса и предложения. Таким образом, рынок предполагает наличие определенных взаимосвязей, отношений между участниками экономической системы (ее субъектами), которые наиболее полно выражают сущность категории «рынок».

В современной экономической литературе часто параллельно используются два понятия «товарное хозяйство» и «рыночное хозяйство». Особого противоречия из-за этого не возникает, так как рынок – неотъемлемый элемент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, равно как без рынка нет товарного производства, то есть одно предполагает другое.

Возникновение рынка во многом определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства, а именно:

общественное разделение труда;

экономическая обособленность товаропроизводителей на основе частной собственности, а в дальнейшем и на коллективных формах;

самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.

Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых выступают сами деньги.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей рассматриваются домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.

Домашние хозяйства являются покупателями товаров и услуг и имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю). Они могут владеть акциями, то есть обладать капиталом. Полученные от реализации факторов производства, прежде всего, рабочей силы доходы используются для удовлетворения личных потребностей.

Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Основная цель деятельности фирм - получение прибыли. Произведенные товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг. Расширение своей производственной деятельности фирмы осуществляют за счет полученных от этого доходов.

В модели кругооборота участвует и государство, которое предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, образования и медицинского обслуживания и так далее. Обеспечение этих услуг основывается на собираемых государством налогах с фирм и домохозяйств. У них же государство покупает требуемые для поддержания деловой активности ресурсы, товары и услуги.

Кроме предоставления услуг, государство делает различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Это в основном трансфертные платежи, главная часть из которых государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и разные виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения). Второе направление трансфертных платежей – это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам-производителям товаров и услуг, а также домохозяйством для расширения их производства).

Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или же не совпадать с интересами других субъектов.

В экономической литературе выделяется несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества.

· Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы: что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.

· Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

· Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.

· Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

· Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

· Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

· Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

В экономической литературе иногда выделяются и некоторые другие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективности кооперации труда.

Реализация отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современной экономике. В конечном счете, как можно заключить из указанных выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий: свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности; свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения; конкуренция, которая является основой рынка; гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок; устойчивые денежная и финансовая системы; стабильная политическая обстановка.

В качестве условий для нормального функционирования рынка некоторые экономисты также выделяют многообразие форм собственности; товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда; свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства; четко налаженная система денежно-кредитных и финансовых отношений; поддержание здоровой конкуренции; развитая инфраструктура.

Функционирование рыночной экономики осуществляется на основе определенных принципов. В их числе можно выделить:

ü Экономическая свобода деятельности субъектов экономики.

ü Всеобщность рыночных отношений.

ü Равноправие рыночных субъектов.

ü Свободное ценообразование.

ü Саморегулирование хозяйственной деятельности.

ü Договорный характер отношений.

ü Экономическая ответственность субъектов.

ü Самофинансирование.

ü Конкуренция.

ü Государственное регулирование экономики.

Рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики. Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Можно назвать следующие признаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов. Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Все это обусловливает сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов. Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков. В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.

ü По экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок товаров и услуг (потребительский рынок); рынок ценных бумаг; рынок труда (рынок рабочей силы); рынок и валюты; рынок информации; рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.

ü По товарным группам: рынки товаров производственного назначения; рынки потребительских товаров (например, продовольствия); рынки сырья и материалов и т.д.

ü По географическому положению: местные (локальные) рынки; региональные рынки; национальный рынок; мировой рынок.

ü По субъектам или их группам: рынок покупателей; рынок продавцов; рынок государственных учреждений; рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

ü По степени ограничения конкуренции: монопольный рынок; олигопольный рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.

ü По уровню насыщения: равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок.

ü По степени зрелости: неразвитый рынок; развитый рынок; формирующийся рынок.

ü По соответствию законодательству: легальный (официальный) рынок; нелегальный, или теневой, рынок ("черный" и "серый").

ü По характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок.

ü По характеру ассортимента товаров: Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя; Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей; Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

ü По отраслевому признаку: Рынок автомобилей; Рынок нефти; Рынок компьютерной техники и т.д.

В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:

ü Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.

ü Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

ü Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

ü Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

ü Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов.

Во-первых, с учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному делению, плотности населения, климатическим условиям.

Во-вторых, если исходить из демографических факторов, то можно сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.

В-третьих, с учетом поведения различных групп потребителей можно выделить следующие сегменты рынка:

а) приобретение товаров носит случайный характер;

б) поиск выгод при покупке товаров;

в) статус постоянного клиента;

г) эмоциональное (положительное, негативное, безразличное) отношение к товару.

В-четвертых, потребителей также можно разделить на группы по социальному составу (с различной степенью достатка), стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.), личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).

Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.

Цивилизованный рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное функционирование.

Впервые термин "инфраструктура" был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). В 1940-е гг. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.

Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.

Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:

ü как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка;

ü как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка;

ü как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

В целом инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются:

ü биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

ü аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества;

ü кредитная система, коммерческие банки

ü эмиссионная система, эмиссионные банки

ü система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

ü информационные технологии и средства деловой коммуникации;

ü налоговая система и налоговая инспекция;

ü система страхования различных рисков и страховые компании;

ü специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

ü торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

ü таможенная система;

ü профсоюзы работающих по найму;

ü коммерческо-выставочные комплексы;

ü система высшего и среднего экономического образования;

ü аудиторские компании;

ü консультативные (консалтинговые) компании;

ü общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

ü специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

К основным функциям инфраструктуры рынка относят:

ü облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;

ü повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

ü организационное оформление рыночных отношений;

ü облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.

Современные рыночные отношения практически во всех странах регулируются государственным законодательством. Они связаны с изменчивой политической конъюнктурой, но строятся на основе объективно необходимых и регулируемых государственными органами хозяйственных связей, межотраслевого и международного перелива капитала, игры цен на мировом рынке, международных валютно-финансовых отношений. Современная экономика страны не в состоянии развиваться в изоляции от международного рынка, механизмы которого определяются международными законами и государственной политикой стран.

Опыт ряда азиатских стран и послевоенных Германии и Франции показал, что выход из кризиса экономики реально осуществляются методами государственного регулирования, прежде всего экономическими методами. Роль государства сводится к следующему: государство определяет приоритетные направления развития экономики; концентрирует ресурсы на престижных и выгодных для страны направлениях экономики; выделяет субсидии; предоставляет налоговые льготы предприятиям.

Особенно важна регулирующая роль государства в организации внешнеэкономической деятельности производителей продукции, так как в данной области, помимо экономических, действуют межгосударственные правила.

Анализ показывает, что главными причинами неудовлетворительной работы управленческого аппарата всех уровней (в том числе и государственного) являются:

ü отсутствие полной информации, необходимой для подготовки и принятия эффективных решений;

ü отсутствие эффективности разделения труда и синхронности в работе;

ü использование рутинных методов и средств в управлении;

ü недостаточная квалификация кадров, их слабая заинтересованность в качестве труда.

Эти недостатки устраняются за счет четкого разграничения функций персонала, определения степени ответственности каждого работника за порученную работу и эффективного контроля. В частности, государственные органы не вправе вмешиваться в текущую оперативную деятельность предприятий до тех пор, пока предприятия соблюдают законы. Но они обязаны контролировать правомерность хозяйственной деятельности предприятий, добиваться исполнения ими принятых норм законодательства.

Практика и многочисленные исследования показывают, что экономическое процветание страны и благосостояние ее народа зависят не от абстрактных экономических условий, а от конкретной экономической и политической стратегии государственного руководства. «Если руководство государства полноценно и эффективно работает, - делают вывод эксперты ООН, - не воруя при этом, и обеспечивает нормальное функционирование законов, то страна будет процветать. Экономические победы и поражения абсолютно всех стран определяются, таким образом, формой, методами и профессионализмом государственного управления». По данным ООН, за последние 30 лет ХХ века доля самых бедных стран мира, где сохранилась архаичная форма государственного управления (это 1/5 всех стран), в общемировом доходе снизилась с 2,3 до 1,4%; тогда как доля 20% самых богатых стран, где по вопросам государственного управления уделяется серьезное внимание (также 1/5 всех стран), выросла за это время с 70% до 85%.

В связи с этим в большинстве стран мира деятельность хозяйственных организаций (коммерческих и некоммерческих) охватывается государственным регулированием, нередко включая и рычаги прямого административного управления. Для этого создаются правительственные органы (министерства, комитеты), реализующие функции государственного управления экономикой. Отраслевые, по отдельным функциям (финансы, налоги и пр.), а также территориальные и центральные органы не оставляют ни одного хозяйственного объекта вне сферы своего контроля и воздействия. Это оправдано. Доказано, что полное пренебрежение регулирующей ролью государства в управлении экономикой - идея, чуждая современным условиям хозяйствования. Наглядно пагубность подобной идеи, в частности, продемонстрировала государственная власть России в 1990-е годы. Превращение перворазрядной по экономическим показателям (до реформ) страны в третьеразрядную – это и есть следствие деятельности российского правительства.

Одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики является государственный бюджет, который ежегодно разрабатывается правительством и утверждается парламентом. В бюджете предусматриваются источники формирования доходных статей, включая, поступления от коммерческих организаций, общая годовая сумма доходов и расходов по отдельным статьям. Как налоговые и прочие изъятия финансовых ресурсов в государственный бюджет и бюджеты местных органов власти, так и расходование бюджета оказывают прямое и непосредственное регулирующее воздействие на экономику страны и ее субъектов

Задачи государственного регулирования экономики

В хозяйственной практике большинства государств особую значимость приобрел механизм экономического планирования как осмысленных стратегических действий правительства. Играя порой лишь регулирующую роль в рыночной экономике, планирование, тем не менее, выступает эффективным инструментом поддержания сбалансированности между различными субъектами рынка (в частности, между государственным и частным сектором), служит средством передачи обществу информации об экономической политике правительства. При этом основные функциональные задачи государственного плана сводятся к следующему:

1. Предвидеть перспективу, в соответствии с которой национальная экономика и может развиваться.

2. Определять ключевые экономические высоты и оптимальные сроки их достижения.

3. Поддерживать и финансировать приоритетные, экономические и научно-технические программы.

4. Организовать систему средне- и долгосрочного управления экономическим развитием, таким образом, реализуя на практике принятые народнохозяйственные решения.

5. Устанавливать приоритетные внутренние и внешние социальные, экономические и политические цели, определять средства и способы их достижения.

6. Создавать и развивать систему переподготовки и обучения хозяйственных руководителей и специалистов в области управления.

Государственная власть
Законодательная Исполнительная

Государственная внешняя и внутренняя политика
Государственная экономическая политика

Государст-венные законы Указы главы государ-ства Государст-венные программы Правительст-венные инструкции, предписания Обязательные нормы и нормативы Кредитная и финансовая политика Государст-венная собствен-ность
Сфера экономики
Предприятия, объединения, организации, фирмы, юридические и физические лица
Формы и способы государственного регулирования экономики

Рисунок 2- Формы, методы и средства государственного

регулирования экономики

Обязательное условие успеха в деятельности каждого отдельного субъекта экономики - это гибкость планирования и оперативного управления, строгая увязка долгосрочного планирования с конкретной стадией развития предприятия, отрасли, страны. Планы при этом должны отражать и опираться на изменение целей политики правительства, его приоритеты. В таком случае гибкость экономического планирования выражается в постоянном пересмотре показателей плана и корректировке их в сторону объективных данных.

Грандиозные успехи в развитии национальной экономики, отмеченные во второй половине ХХ в Японии, Китае Южной Корее, Тайване и других странах, полностью обусловлены средствами прямого вмешательства государственных органов в механизмы экономики, в том числе планированием. В Японии, Китае Франции, Южной Корее, разработкой пятилетних планов правительства стали заниматься сразу после окончания второй мировой войны.

Государственные органы планирования в Японии появились в 1946 году, сразу после окончания войны, а затем они непрерывно совершенствовались и укреплялись. Система и содержание японских государственных планов представляют собой комплекс, состоящий из функциональных макроэкономических планов правительства и независимо планируемых объектов отдельных фирм. Государственные учреждения разрабатывают индикативные планы по развитию промышленности и ее отдельных отраслей, по внешней торговле, инвестициям, финансам, а фирмы, опираясь на приоритеты государственного планирования, выстраивают собственную хозяйственную политику и формируют собственные планы. Несмотря на отсутствие принудительного вмешательства в деятельность частного сектора экономики, свыше 90% всех фирм и предприятий регулярно используют государственные источники центральной плановой информации, так как игнорирование государственных планов наносит ущерб фирмам.

Различия методов и практики государственного регулирования

Вместе с тем единообразия управления экономикой в мире не существует и не может быть. В каждой стране есть свои нормы и стандарты, которые соответствуют конкретным условиям того или иного государства.

Исполняя регулирующую роль, последние десятилетия государственные органы Японии и США также действуют в основном совместно с наиболее крупными корпорациями. При этом они определяют:

1. Объем необходимых инвестиций, их направление и структуру.

2. Технический уровень, а также объем и пропорции выпуска важнейших видов продукции, ее конкурентоспособность.

3. Уровень заработной платы и некоторые другие виды деятельности предприятий.

Намеченные общенациональные задачи решаются в основном с помощью экономических регуляторов: налогов, кредитов, субсидий программ, квот и других.

Стратегический курс экономической политики Японии особый – это построение регулируемой посткапиталистической системы хозяйственного управления. Верхним звеном такой системы должны оставаться государственные органы и руководители крупнейших корпораций. Особое внимание уделяется поддержке экспорта и аграрного сектора. Японские менеджеры и специалисты видят существенные различия хозяйствования в Японии и других странах, в том числе и в США. Если американские методы ведения бизнеса они считают типичным «капиталистическим хозяйствованием», то японские – называют типичным «человеческим хозяйствованием». Американские методы хозяйственного управления японцы относят к неперспективным, отмирающим, во всяком случае, неприемлемым для них.

Таблица 4 - Цели и приоритеты хозяйствования в Японии и США

Японское хозяйствование Американское хозяйствование
Поддержка и развитие предприятия Погоня за прибылью
Доля завоеванного рынка, внутреннее накопление фирмы Доля прибыли на акционерный капитал, дивиденды
Ориентация на человека Ориентация на материальные ценности
Подход к человеку как к личности Подход к человеку как к рабочей cиле
Коллективизм (сотрудничество, межличностные контакты) Индивидуализм (контрактные отношения, личные способности)
Коллективное принятие решений Индивидуальное принятие решений
Долгосрочный наем (работники-универсалы) Краткосрочный наем (работники узкие специалисты)
Ключ к продолжению дела Ключ к получению прибыли
Верность и единство Материальная заинтересованность
Сотрудничество и сосуществование Конкуренция и победа сильного над слабым

Что касается стран Западной Европы, а также африканского и азиатского континентов, то здесь нередко наблюдается прямое вмешательство государственных органов в работу частных фирм. Так во Франции, Южной Корее, Тайване, Индонезии, Гане, Нигерии и других странах регулярно под руководством государства разрабатываются пятилетние планы, которые ставят значительные ограничения в работе как государственных, так и частных фирм.

Косвенные государственные методы регулирования

экономики

Примером либерального косвенного государственного регулирования рынка могут быть, прежде всего, Германия и Великобритания, исторический период рыночного индустриального развития, которых исчисляется столетиями. Германия и Великобритания не применяют (подобно, например, Японии или Франции) методов и правил пятилетнего государственного планирования и используют главным образом экономические рычаги. Большую роль при этом играют такие структуры, как торгово-промышленные палаты (ТПП)- бесприбыльные организации, которые осуществляют функцию связи государственного регулирования с частной инициативой.

В Германии существует центральный аппарат ТПП и 83 его земельных отделения. Центральный аппарат ТПП практически не вмешивается в работу земельных отделений, но разработанные им правила являются обязательными для всех. Создание региональных торговых палат предусмотрено законом, за исключением мелких кустарных. Торговые палаты выполняют обширный перечень задач. Это регулирование межотраслевых пропорций, экспортно-импортных операций, уровня качества и конкурентоспособности продукции, уровня заработной платы, инвестиций, цен и прочее.

Структура торговой палаты определяется законодательством, высший ее орган – общее собрание членов торговой палаты. В центральное правление торговой палаты помимо государственных чиновников входят представители промышленных и крупных торговых предприятий, розничной торговли и другие. Общее собрание немецкой торговой палаты – это «парламент экономики», который после обсуждений принимает принципиальные решения. Создаются различные комиссии, решающие специфические вопросы. Общее собрание ежегодно утверждает бюджет, размер которого определяется поступлениями, которые обязаны платить предприятия - члены ТПП. Государство предоставляет дотации только для проведения конкретных мероприятий, например, по финансированию строительства, которое осуществляются по заказам ТПП, организации обучения и другим. Крупные предприятия, внесенные в торговый реестр, должны уплачивать более крупные взносы. Они платят в бюджет ТПП не только постоянные взносы, но и взносы, сумма которых зависит от величины их дохода.

Структура палаты соответствует ее задачам и состоит из нескольких отделов: права и торговли, развития, планирования и других. Крупным отделом является отдел народного образования, задача которого - проводить мероприятия по профессиональному обучению и образованию. При этом одной из главных задач фирм - участников ТПП -является предоставление специалистам определенного числа вакантных рабочих мест. Большее значение придается осуществлению внешнеторговых операций, оказанию помощи основным и перспективным отраслям отдельных регионов. Одна из ведущих задач ТПП - оказание помощи лицам и организациям, начинающим новое дело, которое при содействии ТПП получают в достаточном объеме государственные кредиты по низким процентным ставкам и необходимую информацию. Такая же поддержка отдельным фирмам оказывается и в области промышленности, внешних отношений и туризма, строительства и особенно при создании новых рабочих мест. На ТПП возложен целый ряд правовых и обязательных функций. При решении всех правовых и экономических вопросов администрация и суды привлекают ТПП в качестве эксперта.

В Великобритании, как и в ФРГ, нет закона, который предписывает ТПП те или иные функции или определяют, какую именно территорию им охватывать. Торгово-промышленные палаты не получают финансирования, как и в Германии, из государственного бюджета за услуги, которые оказываются местным фирмам. Членство в ТПП добровольное. Фирма самостоятельно принимает решение о вхождение в ТПП в зависимости от того, окупаются ли ее затраты на услуги, которые ей оказывают. Несмотря на различия в степени участия государственных органов между системами организации ТПП в Германии и Великобритании, между ними много общего.

Рассмотрим деятельность ТПП В Великобритании на примере Бирмингема – крупнейшего промышленного города. Здесь ТПП создавалась, чтобы способствовать разработке и принятию законов, инструкций и различных правил, которые стимулировали бы развитие производства. По мере объединения различных предприятий стало возможным предоставлять услуги, нуждающимся в них предприятиям (информационные услуги, консультирование, стимулирование международной торговли, подготовка кадров).

Одно из главных направлений деятельности ТПП Бирмингема - оказание помощи местным органам власти в развитии экономики, создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости населения. С внедрением новой техники и развитием автоматизации в обрабатывающей промышленности Бирмингема сокращаются рабочие места, и ТПП вместе с администрацией города старается открывать новые предприятия в других секторах промышленности. Выгода от сотрудничества в ТПП государственных органов и частных фирм обоюдна. Для руководителей города выгода заключается в том, они имеют коллективный орган, который занимается вопросами развития частного сектора, трудоустройства населения и представляет интересы бизнеса и населения. Для бизнеса выгода состоит в том, что городские власти совместно с ТПП оказывают помощь начинающим предпринимателям. Городской совет помогает создать набольшие мастерские для начинающих, а ТПП оказывает консультационные услуги по руководству этим бизнесом.

В ТПП имеется большой отдел, который совместно с группой обработки документации занимается оперативным предоставлением информации по поступающим запросам относительно определенной продукции и оказания различных услуг в Великобритании и за рубежом. В информационном отделе имеются сведения об инженерно-технических фирмах, с которыми можно заключить контракт, и обо всех промышленных предприятиях Великобритании и других стран. Отдел оказывает помощь в поиске источника и получении более детальной информации и предоставляет информацию о стандартах; работает с документацией центрального правительства; оказывает помощь в подготовке всех необходимых документов для экспортных операций, помощь в вопросах экспорта и импорта (тарифы, пошлины и так далее); предоставляет консультации по вопросам осуществления различных видов платежей; требований, связанных с получением лицензий и различных соглашений; оказывает информационные услуги городскому совету, совету по обучению и предпринимательству и совету по промышленности и торговле; имеет доступ к национальным и международным базам данных о различных организациях. Фирмам оказываются услуги по подбору клиентов (изготовителей какого-то конкретного вида товара и т.п.).За услуги взимается плата, которая намного ниже, чем расходы на рекламу в коммерческих журналах и самостоятельный поиск данных.

Главная задача отдела внутренней политики ТПП, который отражает пожелания предприятий – членов ТПП- изучение бизнеса во всем мире (в том числе законодательные акты местного, национального и общеевропейского уровня). Отдел анализирует тенденции, характерные для мирового бизнеса, и информирует о полученных результатах членов ТПП, оказывает правовую помощь. Отдел внутренней политики на основе текущей информации определяет воздействие законодательных актов на деятельность предприятий, выносит на обсуждение государственных органов повседневные проблемы предприятий, стараясь добиться наиболее благоприятных для них формулировок законодательных актов.

В середине 1980 – годов специалисты европейских стран пришли к выводу о необходимости централизации помощи развитию бизнеса не только в рамках отдельных стран, но и Европы в целом. Указывалось, что небольшие фирмы не имеют необходимой информации о рынке. Перед европейскими информационными центрами ставится задача – оказать содействие средним и мелким фирмам. Для этого были созданы Европейский информационный центр (ЕИЦ) и сеть его отделений, которая в 1995 г. включала 210 групп в различных странах Европы, соединенных электронной связью. Европейский информационный центр получает 25% финансирования от ЕС, 75% его фондов составляют других спонсоров и средства, заработанные самостоятельно за счет оказания платных услуг.

Список рекомендуемой литературы

1. Закон РК «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансирования организаций» от 4 июля 2003 года.

2. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова.– М.: БЕК, 1994. – С. 15.

3. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999.(Стр. 81)

4. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник. – М.: Вита-Пресс, 2000.(Стр.91-99)

5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. – Т. 1. (Стр. 57-59, 101-103).

6. Мухаровский Н.В. Общая экономическая теория: курс лекций (для студентов экономических специальностей). – Омск, 2001.(Стр.169-171)

7. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие.- 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2000.- 304 с.(Стр. 15-20)

8. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2002.- 432 с. - (Серия «Высшее образование»).(Стр. 86-395)

9. Экономика предприятия: экзаменационные ответы. / Под. ред. проф. Пелих А.С. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 416 с. – (Серия «Сдаем экзамен»). (Стр.15-24)

Тема 3 Предприятие как объект хозяйствования (вопросы лекций)

1. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий объект, как основной носитель рыночных отношений. Главные задачи и функции предприятия. Предпринимательские права и обязанности предприятия.

2. Основные принципы функционирования всех видов предприятий, в соответствии с гражданским кодексом РК.

3. Виды предприятий по формам собственности. Классификация предприятий по основным и дополнительным признакам, организационно- правовым формам (крупное, среднее, мелкое). Структура предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: