Цель: развивать речевую активность детей.
Задачи:,
Я. 1. Активизация всего лексического материала по теме.
2. Понимание слов (наречий), обозначающих пространственную ориентировку в схеме тела человека (впереди — сзади, вперед — назад, вверху — внизу, вверх — вниз).
Г. Упражнения в употреблении существительных ед. ч. в род. п. (окончания -ы, -и), в тв. п. (окончания -ом, -ой, -ами).
П. Употребление в практических упражнениях простых предложений типа: П + С, П + С + Тв. п.
С. Добавление словосочетаний в играх, сопровождаемых речью.
Материал:
1.Детские альбомы.
2. Конверты с деталями куклы (из каждого конверта убрать по одной детали).
3. Тексты для игр с движениями.
4. Предметные картинки.
Приемы, упражнения:
1. Ориентировка в собственном теле:
а) показ и называние частей тела вверху, внизу, впереди, сзади; левой руки, ноги, уха, глаза, бока; правой руки, ноги, правого уха, глаза и т.д.;
б) выполнение инструкций типа: «Правой рукой покажите левую ногу».
2. Ответы на вопрос «чем?» одним словом:
— Чем мы показываем? (Рукой).
|
|
— Чем думаем? (Головой).
— Чем мы видим? (Глазами). И т.д.
Вопросы дифференцировать в зависимости от необходимости акцента на определенное окончание существительного в тв. п.: -ой (головой, рукой, ногой), -ом (носом, языком, плечом), -ами (глазами, ушами, ногами, руками, зубами, губами).
3. Составление предложений по демонстрации действий:
— Маша, топни!
— Маша что делает? (Гопает).
— Скажем про Машу. (Маша топает).
— Чем Маша топает? (Ногой).
— Маша топает ногой. И т.д.
4. Дид. игра «Да» и «нет».
— Марина слушает ушами?
— Да, Марина слушает ушами.
— Вова дышит языком?
— Нет, Вова дышит носом. И т.д.
5. Дополнение предложений существительными в тв. п.
— У зеркала мы работаем чем? (языком, губами).
— У зеркала нельзя двигать чем? (руками, ногами).
— Когда хочешь ответить, надо подумать чем? (толовой).
— Пищу надо жевать чем? (зубами). И т.п.
6. Дид. игра «Чего нет?» или «Чего не хватает?» Складывание куклы из деталей, помещенных в конверте, при отсутствии одной из них. Дети говорят: «У меня нет ноги (руки и т.п.)».
7. Подведение детей к выводу об изменении слов: нога — ноги — ногой, ноги — ногами и т.п.
8. Игра с пальчиками в сопровождении речи логопеда:.
Раз, два, три, четыре, пять, Кулак — ладонь.
Вышли пальчики гулять.
Сгибание или разгибание пальцев по одному, начиная с мизинца. |
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну, а этот все сам съел,.
Оттого и потолстел..
Обратить внимание: палец — пальчик, палец — пальцы, пальцы — пальчики, пальчик — пальчики. 9. Физкультминутка.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,.
Глазками моргают,
А после отдыхают.