Характеристика группы

Занятие проводится с подгруппой (5 детей 6-го года жизни) на пер­вом году обучения:

Алеша К. — ОНР, 3-й уровень,

Марина Л. — ОНР, 2-й уровень,

Света Ф. — ОНР, 2-й уровень,

Сережа Н. — ОНР, 1-2-й уровень,

Юля Ф. — ОНР, 1-2-й уровень.

У всех детей, по заключению психиатра, задержка психического развития разной степени выраженности.

Данная подгруппа является более слабой в составе группы по уровню речевого и общего развития. Но внутри подгруппы можно выделить детей с более или менее высоким развитием: это Алеша К. и Марина Л. (условное обозначение В).

Алеша К. имеет 3-й уровень развития речи, но страдает импуль­сивностью, необдуманностью в высказываниях, излишним много­словием при отсутствии логической последовательности. Отсюда часты аграмматизмы, фрагментарность высказываний. Неразвито произвольное внимание; мальчик не может выслушать до конца инструкцию, не дослушивает вопрос и в результате выполняет или отвечает неправильно, невпопад. Отвлекается на малейшее движе­ние, звук, голос. Теряет задачу. Но у ребенка есть интерес к учению, он эмоционально отзывчив. Память лучше развита зрительная. Слуховая память кратковременная. В произношении — механиче­ская дислалия (узкое высокое небо, отсутствуют верхние резцы, аденоиды), назализация, саливация, рот постоянно открыт. Большие трудности в формировании произносительных навыков. Ребенок подвижный, неусидчивый, но очень услужливый и добрый.

Марина Л. — девочка спокойная, тихая, довольно внимательная на занятиях и старательная, но не эмоциональная. Редко изъявляет желание высказаться на фронтальном занятии, лучше работает индивидуально. Память слабая, запоминание

изведение с ошибками. В речи — нарушение структуры слова, затруднения в согласовании слов в предложении, в употреблении предлогов. Нарушена дифференциация твердых и мягких соглас­ных звуков (С-Ц-Ч-ТЬ, Ч-Щ-Ш). Но динамика хорошая, девочка поддается обучению, программный материал усваивает.

Дети с низким уровнем развития речи и психики в целом — Юля Ф. и Сергей Н. (условное обозначение Н). Сергей в группу поступил в ноябре после оперативного лечения уха.

Эти дети, особенно Юля, с желанием работают только индиви­дуально, на фронтальном занятии теряют ориентировку в зада­ниях, не воспринимают инструкцию, обращенную ко всем детям. Юля в начале учебного года отличалась речевым негативизмом, кото­рый может проявиться на фронтальном занятии. Сережа сохраняет интерес и внимание только в начале занятия, потом быстро исто­щается, отвлекается, не слышит задания и не выполняет. Чрезвы­чайно затруднено переключение внимания. Мышление этих детей еще на низком уровне, у Сережи несколько выше по сравнению с Юлей. Юля дает лучшую динамику в формировании произно­сительных навыков, а Сережа — в формировании мыслительных операций, в развитии памяти, самостоятельной речи. Ритмико-слоговая структура слова у обоих детей резко нарушена. Юля трудно усваивает грамматические формы слов, оба затрудняются в употреб­лении предлогов. Общая и особенно мелкая моторика не развиты. У Юли походка неуклюжая (косолапость), координация движений плохая, нет ловкости, быстроты реакции. Пальцы вялые, малопо­движные, движения неточны и недифференцированны. У Сережи общая моторика лучше мелкой. Пальцы скованны, напряжены, движения выполняет только с помощью. В изобразительной деятель­ности оба ребенка требуют помощи воспитателя.

Свету Ф., девочку со 2-м уровнем развития речи, можно отнести к детям со средним уровнем развития в данной подгруппе (условное обозначение С). Девочка спокойная, пассивная, со слабой мотива­цией деятельности и с большими трудностями в ее речевом оформ­лений. Лучше выполняет неречевые задания, чем речевые. Трудно идет автоматизация поставленных звуков, дифференциация твер­дых и мягких согласных, введение звуков в самостоятельную речь. Совершенно нет самоконтроля. Память слабая, может запомнить и воспроизвести лишь 2 не связанных смыслом слова, в заучен­ных коротких стихах (из 2-4 строк) нарушает рифму, запоминает долго. Испытывает трудности в употреблении предлогов. У девочки хорошая подражательность, отраженно она повторяет слова, фразы, тексты, но как бы механически, потому что от нее этого требуют, самостоятельного интереса не проявляет. Слабо у девочки и про­странственное и временное ориентирование, недостаточна коорди­нация движений, Мелкая моторика неплохая.

Перечисленные особенности и трудности детей чрезвычайно усложняют работу педагогов, каждый из детей требует индиви­дуального подхода.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дети входят в кабинет, изображая разведчиков (упражнение «Бинокль»), встают на свои места и продолжают (по заданию лого­педа) изображать пулеметчиков (дддд), ракетчиков (ууууу — с движе­нием сомкнутых ладоней вверх), летчиков (мммм — руки в стороны).

2. Основная часть занятия.

Постановка цели:

Привлечение внимания детей к тому новому, что появилось в кабинете (картина).

Сообщение логопедом основной задачи занятия: составить рас­сказ по этой картине, а называется она... (логопед говорит название).

Рассматривание картины.

Дети встают с мест, подходят ближе к картине и рассматривают ее, делясь друг с другом впечатлениями.

Беседа по содержанию картины (выявление понимания ее).

Н Вопросы: кто это? что это? что делает? сколько?

Ответы: одним словом; повторение за другими детьми слово­сочетаний, предложений из 2-3 слов.

С Вопросы: куда? какая? (форма, звезда, машина, книга), какой? (танк, автомат), какие? (подарки, солдаты).

Ответы: одним словом, словосочетанием.

В Вопросы, требующие доказательного ответа: Как ты узнал? Почему ты так думаешь?

Ответы: распространенным предложением, возможно, с одно­родными членами. *

НСВ Хоровое проговаривание словосочетаний: два солдата, два мальчика, один мальчик, две девочки, одна девочка.

Составление предложений по картине и демонстрация действий с реальными игрушками.

Н Изображают действия с игрушками.

С Называют действие (обратить внимание на окончания -ет, -ит).

В Проговаривают предложения полностью.

НСВ Хоровое проговаривание каждого предложения.

Юля катает мишку на машине.

Сережа водит зеленый танк.

Марина говорит: «Мишка, сиди смирно!»

Света смотрит интересную книгу.

У Алеши черный автомат.

Подведение детей к выводу, заключению: Дети играют дружно.

Логопед: Но игрушки детям подарили гости-солдаты. Значит, в рассказе самое главное — это солдаты. С них начнем рассказ.

Составление рассказа коллективно с помощью вопросов лого­педа (логопед начинает предложение, дети по вопросам добавляют слова).

В детский сад пришли... кто? Н

(Все предложение повторяет В)

Солдаты принесли... что? кому? С, Н

(Все предложение повторяет С)

Солдаты подарили... что? Н какой? С

(Все предложение с однородными членами В)

Дети играют... как? В, Н

(Все предложение С)

Рассказывание индивидуально В, кто запомнил (остальные помогают).

3. Итог занятия.

Оценка деятельности детей, поощрение за дружную работу.

Задание: картину взять в группу, рассказать о ее содержании воспитателям и дома маме (папе).

Родители (или воспитатели) должны будут записать рассказ ребенка в альбом на соответствующей странице (так, как расска­жет ребенок).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: