1. • Стоят два кола, • Один говорит,
На кольях бочка, Двое глядят,
На бочке кочка, Двое слушают.
А на кочке дремучий лес. (Человек) (Рот глаза, уши)
• Раздать детям карандаши и бумагу, предложить нарисовать человека. (Оценка результатов теста по теме «Человек», по Керну — Ирасеку, актуальна на протяжении всего срока обучения детей с ОНР).
2. «Как ветер-шалун сорвал с магазинов все вывески». Различные игры на классификацию и употребление обобщающих понятий (продукты, овощи, фрукты, одежда, обувь, игрушки, аптека и т.д.).
3. «Переводы с вороньего языка на человеческий». Все предметы ворона называет по-своему: «Кар!»
А как будет по-нашему?
(карамель, карандаш, карась, карета, камень, карапуз,..)
4. «Как черепашка Клара искала себе домик» (дупло, берлога, гнездо, нора, панцирь, улей, курятник, болото). Объяснять нелепые ситуации, искать правильное решение проблемы.
5. «Человек какой профессии так говорит?»
• Открой рот, скажи «А-а-а!».
• Осторожно, двери закрываются. Следующая станция «Кана- винская»%
|
|
• Вам взвесить крупных или мелких яблок?
• Товарищ водитель, предъявите ваши права.
• Товарищи пассажиры, приготовьте, пожалуйста, билеты для проверки.
• Добрый вечер, дорогие зрители, начинаем наш концерт.
И т.д.
6. «Пятнадцать лягушек палили из пушек в дубовый пенек!» — «Ой, врешь, куманек!» Сочинение небылиц.
7. «Вы устали? Не хотите ли кофе? Кофе снимает усталость, дает заряд бодрости!» Как можно поблагодарить хозяйку за вкусный кофе? (Аналогичные ситуации создавать с другими несклоняемыми существительными: какао, пальто, пианино, меню...).
8. «Я знаю очень интересные слова: мое, твое, наше». Что здесь твое, что мое, а что наше? (Моя заколка, ваша ручка, наши игрушки. и т.д.).
9. «На что это похоже?» Предложить детям пятна-кляксы разного цвета — активизировать ассоциативные высказывания.
10. «Что может произойти, если...»
Художественная литература по лексико-тематическим циклам