Критерии | Показатели | Методики | Сроки | Ответственный |
При разработке программы мониторинга важно учитывать уровни сформированности результатов воспитания и социализации, предложенные в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся на основной ступени общего образования. Условно эти уровни воспитания и социализации обучающихся можно представить таким образом: ПОНИМАЮ→СТРЕМЛЮСЬ→ДЕЛАЮ.
Первый уровень сводится к тому, что у школьника имеются:
-понимание значимости получаемых знаний, обозначенных в Программе;
-ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношениях с окружающими людьми;
-понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества;
-способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности;
-понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.
|
|
Второй уровень предполагает, что обучающийся стремится:
-проявлять осознанное желание к расширению получаемых знаний, обозначенных в Программе, и развивать умения в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации;
-оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали;
-определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны;
-освоить определённый социальный и культурный опыт и присвоить базовые национальные ценности своего народа;
-оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды.
Третий уровень, самый высокий, свидетельствует о том, что у подростка наблюдаются:
-действия, которые учитывают запросы времени, собственные интересы и индивидуальные особенности и свидетельствуют о потребности личности к саморазвитию и совершенствованию;
-конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам и дающие возможность осуществлять самоанализ собственных поступков и действий;
-потребность реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;
-собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности;
-достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.
|
|
Предлагаемые структура и содержание программы воспитания и социализации школьников являются рекомендательными. Возможно найти форму программы, в которой будут представлены все разделы во взаимосвязи в виде развернутой таблицы-схемы. За основу составления такой программы можно взять воспитательные задачи.
Общешкольная программа может дополняться, конкретизироваться более частными программами по отдельным проблемам, видам деятельности, для конкретных общешкольных объединений (клуб, музей, кружок, детская организация и др.) Для разработки таких программ можно воспользоваться рекомендациями и примерными программами, которые предлагаются в литературе.[40]
Подчеркнем, что любая предлагаемая в литературе программа требует корректировки или существенной доработки с учетом возможностей, пожеланий, предложений родителей и детей, а также условий, в которых будет реализовываться основной замысел программы.