Уяснив психологический портрет объекта и оценив его особенности, затруднения и устремления, обычно удается выйти на мотивы, способные склонить намеченного человека к сотрудничеству. Чаще всего побуждающими моментами при этом являются:
— политические или религиозные убеждения;
— стремление к власти;
— романтические представления;
— национализм;
— тщеславие;
— преувеличенное мнение о своих способностях;
— месть;
— материальные затруднения;
— страх (компрометации, физического воздействия, за других людей...);
— жадность (как черта характера);
— сострадание (как черта характера);
— любовь-страсть;
— любовь к детям;
— житейские слабости и пороки (пьянство, азартные игры, женщины, гомосексуализм, наркотики, сибаритство...).
Мотивами вербовки "заоблачных" интеллектуалов могут служить их утонченные стремления к:
— тайной власти;
— игре с законами;
— знанию того, о чем не могут знать другие;
— проникновению в тайны...
Полезно знать, что любому человеку трудно преодолеть в себе:
|
|
— любовь-страсть;
— любовь к детям;
— тщеславие;
— страх...
Необходимо помнить, что интенсивность проявления отдельных чувств нередко изменяется во времени и поддается некой коррекции. Сей факт желательно учитывать при отборе конкретных методов воздействия на индивида.
Когда отлично знаешь, что человеку надо и есть возможность дать или отнять это, — легко стать его господином.
Вербовку можно проводить:
— от имени вербующей организации ("прямая вербовка");
— без непосредственного указания, кто вербует, давая, впрочем, некую возможность что-то предполагать ("намекающая вербовка");
— под "чужим флагом", или от имени ничем не примечательной структуры (человека), не вызывающих какой-либо неприязни, а то и порождающих определенную симпатию ("одурачивающая вербовка");
— от имени одной организации с последующим — когда контроль уже получен — раскрытием реального хозяина ("ступенчатая вербовка").
Вербовочный подход бывает:
— "горячим" (когда вербовщик делает прямое предложение о сотрудничестве, иной раз после очень долгой обработки, а другой раз почти сразу);
— "холодным" (когда неведомый объекту человек исподволь "подкатывается" к нему);
— "бесконтактным" (когда влияние на объект осуществляют без непосредственного контактирования с ним, прибегая к письмам, факсу и телефону);
— "обратным" (когда объект сам предлагает свои услуги, хотя обычно ему нужно "подсказать", к кому он может обратиться...).
Во всех указанных вариантах желательно предусмотреть условия для поддержания связи, поскольку даже если человек вначале резко отказался от предложения, то через некоторое время он может передумать.
|
|
Главными методами вербовки являются:
1. Шантаж.
2. Подкуп.
3. Угроза физического воздействия.
4. Угроза любимым людям.
5. Расжигание эмоций (мстительности, недовольства, тщеславия, восторженности, ревности, сострадания...).
6. Убеждение.
7. Зомбирование (психопрограммирование).
8. Особые акции (наркопривязка, секс-мероприятия...).
Практические схемы этих методик и частные рекомендации по их осуществлению представлены в части, разбирающей способы воздействия на человека.