В этом вопросе основными понятиями являются «проектирование» и «моделирование». Проектирование – это вид мыслительной деятельности, определяющий будущий процесс и результат преобразования действительности с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений. Проектирование – это процесс разработки проекта и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме (По И.С. Сергееву). Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать положительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.
В ответе нужно отметить, что объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.
Выделяют три этапа (ступени) проектирования:
I этап- моделирование.
II этап – проектирование.
III этап – конструирование.
Педагогическое моделирование (создание модели) –это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
|
|
Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Моделирование, как составляющая проектирования, имеет следующие функции:
В зависимости от характера получаемого знания:.
1. Реконструирующая (воссоздание качественной специфики
объекта);
2. Измерительная (получение количественных характеристик
объекта);
3.Описательная (обеспечение наглядности и понятности).
4.Интерпретационная (объяснение, обобщение и исчерпывающее
описание).
5. Прогнозирующая (предсказание поведения объекта-прототипа);
6. Критериальная (проверка истинности, адекватности знаний об
объекте);
7. Эвристическая (способствование генерированию новых идей и
гипотез относительно изучаемого объекта и связанных с ним других
объектов реальности. Кроме того, модель, способствуя формализации
данных об объекте, облегчает построение и проверку гипотез и теорий).
8. Познавательно-иллюстрирующая;
9. Обучающая;
10. Развлекательно-игровая.
В ответе следует выделить следующие основные характеристики проектирования в управленческой сфере:
l возможностью проектного замысла нового объекта (педагогической системы, педагогического процесса, педагогической ситуации), новых его качеств и состояний;
l проектной конструктивизацией, что предполагает процедуры анализа, синтеза, конструирования, согласования и конкретизации управленческого процесса;
|
|
l установкой на проектную реализацию объекта;
l связью проектирования с практической деятельностью, противопоставленностью проектирования другим видам деятельности.
Проектирование в управленческой сфере рассматривается как сфера деятельности, проявляющая проектную культуру руководителя и сотрудников ДОУ. Проектная культура характеризуется осознанным присвоением научно-теоретических знаний, методологических подходов, концептуальных методов проектирования в управлении, осмысленным включением в разработку проекта, программы развития ДОУ:концептуальное обоснование, построение образовательного процесса от целеполагания до корреляции собственной образовательной деятельности; формулирование цели и организация действий по ее достижению; выявление проблем, противоречий, причин явлений, выдвижение гипотезы, творческое решение; конструирование и планирование деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач. Проектная культура сотрудника ДОУ характеризуется умением работать в команде, осознанием и принятием во внимание значения проектной деятельности в собственном профессиональном росте и индивидуально-личностном развитии воспитанников как качественных результатов профессиональной деятельности.
В конце ответа можно привести пример проектирования одного из педагогических объектов: педагогической системы, педагогического процесса, педагогической ситуации.
Этапы проектирования педагогического объекта.
1. Анализ объекта проектирования требует прежде всего определить, что мы проектируем: систему, процесс или ситуацию?
2. Теоретическое обеспечение проектирования – это поиск информации: а) об опыте деятельности подобных объектов в других местах; б) об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; в)о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения педситуаций.
3. Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов документов и т.д. Хорошо иметь несколько вариантов каждого документа для выбора наиболее удобной и целесообразной структуры. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педпроцессов или ситуаций. Например, рекомендуется иметь поурочные папки. В них преподаватель накапливает разнообразный материал по отдельной теме для учебной группы, имеющей конкретную специальность.
4. Пространственно-временное обеспечение проектирования связано с тем, что любой проект только тогда получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство. Занятие по изобразительной деятельности, проведенное в зале искусств, изостудии или в обычной групповой комнате – это разные занятия.
Временное обеспечение проектирования – это соотношение проекта со временем по его объему, по темпу реализации, по ритму, последовательности, скорости и т.д. Каждый метод по-своему трудоемкий, содержание тоже требует определенного времени для своей передачи и усвоения. Каждая форма рассчитана на определенную продолжительность.
5. Материально – техническое обеспечение предоставляет педагогическую технику и средства для осуществления непосредственно самой деятельности по проектированию.
6. Правовое обеспечение проектирования – это создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций. Ни один педагогический проект не может нарушить конституции страны и республики, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образованием.
|
|
7. Составление документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т.е. перечня обязательных разделов и их структурного построения.
8. Мысленное экспериментирование применения проекта – это проигрывание в уме созданного проекта, его самопроверка. Мысленно представляются все особенности его проявления на практике, особенности его влияния на участников, последствия этого влияния. Мысленное экспериментирование предполагает предварительную проверку поведения учащихся и педагогов в спроектированной системе, процессе, ситуации, прогнозирование результата в виде предлагаемого проявления индивидуальных качеств.
9. Экспериментальная оценка проекта – это проверка созданной формы проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации. С помощью сторонней экспертизы создается независимая характеристика проекта.
10. Корректировка проекта совершается после терпеливого экспериментирования и широкой экспертной оценки. Получив замечания, определив недостатки, создатели проекта еще раз пересматривают его, редактируют, выправляют, обогащают. Все это и есть корректировка.
11. Принятие решения об использовании проекта – завершающее действие проектирования. После него начинается применение на практике.