Предметно-развивающая среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка. Становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности, обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.
Среда развития ребенка- это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.
Концепция построения предметно-развивающей среды в ДОУ В.А.Петровского
Условия построения предметно-развивающей среды:
· Среда должна обеспечивать безопасность жизни, способствовать укреплению здоровья, закаливания
· Опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия, воспитания
Стратегия и тактика построения жилой среды:
Способы общения - понимание, признание и принятие личности ребенка
Тактика общения: сотрудничество
Позиция взрослого - исходить из интересов, перспектив развития ребенка как полноценного члена общества
Цель: содействовать становлению ребенка как личности
Задачи:
1. Обеспечить чувство психологической защищенности - доверие ребенка к миру, радости существования, психологического здоровья
2. Формирование начал личности (базиса личностной культуры), развитие
3. Развитие индивидуальности ребенка, содействие развитию личности
4. Знания, умения и навыки – средство полноценного развития личности
5. Приобщать ребенка к искусству, создавая условия для эстетического и нравственного развития личности, её гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребёнка
Ведущий вид деятельности дошкольника - игра
Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
· Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
· Принцип активности, самостоятельности, творчества.
· Принцип стабильности-динамичности.
· Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
· Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
· Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
· Принцип открытости-закрытости.
· Принцип учета половых и возрастных отличий детей.
С.Л.Новоселова «Развивающая предметная среда».
Условием развития ребенка - является детская деятельность. Среда ДОУ включает: предметно-игровая среда и архитектурно-ландшафтная среда
Компоненты развивающей среды (все, что образует содержание деятельности ребенка): проекты модули, игрушки, обучающие материалы, спортивный инвентарь.
Кудрявцев В.Т. Предметно-развивающая среда ДОУ
При проектировании развивающей среды - учитывать требование - адекватность творческому характеру деятельности ребенка
Нормативные параметры развивающей среды ДОУ
· Проблемная насыщенность.
· Открытость к изменению, своеобразная незавершенность, приглашающая к активному достраиванию среды, диалогический режим функционирования.
· Необыденность.
· Четкая оформленность в среде предметных источников развития;
· Многофункциональность.
· Приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.
Стеркина Р.Б. раскрывая роль среды в образовании ребенка дошкольного возраста определила требования к развивающей среде, которые явились компонентом государственного образовательного стандарта (1995г.). Временные (примерные) требования к среде развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении-В ДОУ созданы условия: для развития детей младенческого возраста, раннего возраста, для охраны и укрепления здоровья, для художественно-эстетического развития детей, для развития детей в музыкальной деятельности, для развития конструктивной деятельности детей, для развития экологической культуры детей, для развития представлений о человеке в истории и культуре, для формирования у детей элементарных математических, естественно - научных представлений, для развития речи детей, для игровой деятельности детей (определяется перечень оборудования и игрушек)
Среда развития ребенка - это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ
Условия построения предметно-развивающей среды в ДОУ
· -обеспечивает разные виды его активности (умственной, игровой, физической)
· становится основой для самостоятельной деятельности,
· условием для своеобразной формы самообразования ребенка
В 2011 году разработаны «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают принципы:
· информативность, предусматривающая разнообразие тематики материалов и оборудования, активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
· вариативность, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
· полифункциональность, предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
· педагогическая целесообразность, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно - развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
· трансформируемость, обеспечивающая возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
· Учет полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
· принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;
В ФГТ определены Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции, включающие:
· В качестве ориентиров для подбора игр, игрушек, дидактического материала, издательской продукции (далее – игрушки и оборудование) выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе;
· Подбор оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также с целью активизации двигательной активности ребенка;
· Оборудованиедолжно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
· При подборе оборудования и определении его количества педагоги учитывают условия каждого образовательного учреждения: количество воспитанников в группах, площадь групповых и подсобных помещений;
· Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра;
· Оборудование для продуктивной деятельности представлено оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения: набор оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации; оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы;
· Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал: оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания; группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий;
· Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений;
Требования к игрушкам для детей дошкольного возраста.
Игрушки для детей дошкольного возраста должны соответствовать техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков.
Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
· полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления;
· возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры;
· дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля (некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки);
· принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.