Признание ─ нормативно-правовой акт государства, которым оно официально подтверждает возникновение нового государства, выражает свое позитивное отношение к этому и намерению нового государства вступать в отношения с другими государствами.
Признание непосредственно связано с международной правосубъектностью. Признание как правовой институт сформировался с появлением новых государств (распад колониальной системы, федеративного государства и др.). Считается, что признание требуется и при смене общественно ─ политической системы.
Здесь не существует какой-либо формулы выражения признания, но чаще всего речь идет о признании государства в качестве независимого, суверенного, т.е. признание исходит из способности участвовать в международных отношениях и выступать при этом как субъект международного права.
Международное право не устанавливает обязанности представлять признание: это обычно является актом доброй воли со стороны признающего государства. Международной практике известны случаи отказа от признания и это рассматривается как правомерный акт (например, ООН отказало в признании Южной Родезии, т.к. к власти пришел расистский режим). До сих пор не признана так называемая Турецкая Республика Северного Кипра (1983г); Абхазия в силу сохранения территориальной целостности Грузии.
|
|
Исторически сложились две теории признании:
1. Декларативная теория, то есть государство является субъектом международного права с момента его возникновения и признание не наделяет международной правосубъектностью, а лишь констатирует такую правосубъектность.
2. Конститутивная теория базируется на противоположном постулате возникновения государств и правосубъектность возникает только после признания, т.е. ставит правосубъектность в прямую зависимость от признания.
Однако, практика государств выработала две формы признания: юридическая и фактическая. В свое время юридическое признание подразделяется на признание де-юре и де-факто.
· Де-юре ─ полное признание, т.е. установлены международные дипломатические отношения.
· Де-факто ─ юридическая форма признания, является неполной, устанавливаются определенные отношения, но до уровня дипломатических не доходят. От юридического официального признания следует отличать признание фактическое, неофициальное. Оно проявляется в форме постоянных или эпизодических контактов на правительственном или неправительственном уровне.
Признания оформляются актом признающего государства (например, Указ Президента). Признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Иногда на практике признается только правительство, когда к власти приходит правительства не конституционным путем, если оно поддержано народом, устанавливает демократический режим. Проблема признания может возникнуть в ходе национально-освободительного движения потому, что оно реализовано на праве самоопределения народа (Организация Освобождения Палестины).