1. Начните это задание с двух коротеньких ролевых игр, чтобы проиллюстрировать идеи своего выступления. Первая ролевая игра должна послужить примером неудачного общения, а вторая – удачного.
В помощь руководителю. Пригласите еще одного преподавателя или попросите одного из участников помочь вам разыграть сценку. В течение нескольких минут обговорите ситуацию и те роли, которые вы будете исполнять. Используйте одну и ту же ситуацию в обеих сценках. Тема может быть любой. Например, коллега, который берет кредит для вашей совместной работы, или менеджер, который нечетко объясняет вам должностные обязанности
2. Ролевая игра должна длиться не более 1-2 минут. Нет необходимости в дополнительных инструкциях.
3. В первой сценке обе стороны должны продемонстрировать неумение слушать и говорить:
· говорить с раздраженной или извиняющейся интонацией;
· перебивать говорящего;
· избегать встречаться взглядом с собеседником;
· говорить саркастически;
· делать раздражающие движения (ходить неуклюже, сутулиться, заламывать руки);
|
|
· нечетко излагать свою позицию.
4. Во второй сценке обе стороны должны продемонстрировать хорошее умение слушать и говорить. Для этого им следует:
· смотреть друг другу в глаза;
· говорить с доброжелательной интонацией;
· не делать раздражающих движений (сидеть ровно, кивать головой в знак согласия);
· переспрашивать друг друга;
· не перебивать;
· просить уточнить непонятный момент.
«Мозговая атака» (20 минут)
1. После завершения ролевых игр попросите участников вспомнить сделанные во время сценок наблюдения о стиле, манерах общения, жестах друг друга и т.д. Какой тип поведения помогал / мешал общению?
2. На листе ватмана напишите следующее:
Эффективные методики общения
Говорящий Адресат
3. Попросите участников вспомнить первого человека в ролевой игре, который продемонстрировал хорошие навыки общения, и описать те черты поведения, которые помогли ему ясно донести свою мысль. Ответы участников запишите на большом листе под словом «говорящий».
В помощь руководителю. В случае необходимости можно подсказать участникам правильные ответы с помощью наводящих вопросов:
· Обращаясь к адресату, смотрел ли говорящий ему в глаза? Поддерживал ли контакт глазами?
· Не было ли в голосе говорящего агрессии?
· Тщательно ли говорящий подбирал слова, всегда ли говорил коротко, четко и ясно?
· Не говорил ли говорящий саркастически?
· Не были ли движения и жесты говорящего отталкивающими?
4. А теперь попросите участников описать, что делал адресат, чтобы убедиться, правильно ли он понял всю информацию. Запишите ответы на большом листе бумаги под словом «адресат».
|
|
В помощь руководителю. В случае необходимости задайте участникам наводящие вопросы:
· Смотрел ли адресат в глаза собеседнику во время разговора?
· Не перебивал ли адресат собеседника?
· Были ли движения и жесты адресата располагающими? Кивал ли он головой в знак согласия?
· Просил ли адресат уточнить неясные моменты?
· Переспрашивал ли адресат говорящего, чтобы убедиться, что сообщение понято правильно?