Развитие культуры приобретает особое значение в современном мире. Сохранение культурного наследия, бережное отношение к природным богатствам, поддержание самобытных культур разных народов, установление контактов в целях взаимопонимания и обогащения культур, развитие духовных интересов личности - все это становится всемирными и глобальными проблемами, требующими объединения усилий и энергии политиков, деятелей культуры, каждого человека. От уровня культуры существенно зависит успешная реализация социальных проектов и реформ обновления общества, мир и согласие в межнациональных отношениях, совершенствование качества жизни людей.
Реалистический анализ состояния культуры в нашем обществе позволяет утверждать, что из множества проблем самой сложной является проблема дефицита культуры. Дефицит этот вызывает особую тревогу и всеобщее беспокойство, ибо свидетельствует о глубоком духовном кризисе, утрате ценностных ориентиров, о моральной разобщенности, о распространении пороков и жестоких межнациональных конфликтов, об эскалации агрессивности и враждебности, пошлости и безнравственности, о духовной деградации человека. Дефицит культуры обнаруживает себя в серости и ограниченности духовных потребностей, примитивности и душевной невоспитанности, утилитаризме и социальной апатии, отсутствии подлинной интеллигентности, в националистических предрассудках и вседозволенности. Для преодоления психологической инерции, для борьбы с косностью, догматизмом, сталинизмом и идеологическим тоталитаризмом необходим подъем духовных сил, способствующих гуманному оздоровлению общества, изменению духовной атмосферы; поощрение талантов, развитие индивидуальности.
Как справедливо отметил академик Д.С. Лихачев, XXI век - это век гуманитарной культуры, и уже сейчас необходимо готовить к нему молодое поколение. В конечном счете всякая культура гуманитарна, ибо она идет от человека и служит человеку. Культуpa человека любой профессии определяется гуманитарной культурой: его пониманием музыки, поэзии, живописи, архитектуры и т.д. Без общей культуры зачахнут и точные науки, и сама техника. Только гуманитарная культура может стать фундаментом этики, нравственности.
Научно-техническая революция середины XX века вызвала коренные изменения как в производстве, так и во всем обществе:
|
|
• переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Многие традиционные отрасли промышленности - угледобыча, машиностроение и др.- в той или иной степени уступили место высоким и тонким технологиям;
• общество становится постиндустриальным и массовым. Таковым его делает как массовое потребление, так и новейшие СМИ;
|
|
• культура подраздеяется на три основные составляющие: гуманитарную (традиционную), научно-техническую (интеллектуальную) и массовую.
Влияние традиционной гуманитарной культурыв целом падает, тем не менее она сохраняется и продолжает развиваться.
Развитие научно-технической культуры во второй половине XX века отмечено не только грандиозными успехами и достижениями, но и такими проблемами как:
• разрыв между современной наукой и средним уровнем знаний. Наука является доступной для довольно узкого круга людей —интеллектуалов и как культура недоступна подавляющему большинству людей;
• трудности всеобщего освоения компьютера и всего комплекса современной бытовой техники.
При всем многообразии возникших в 50 — 70-е годы течений, к научно-технической и интеллектуальной культуре прежде всего относится неомодернизм, поскольку он непосредственно связан с новейшей техникой и технологиями.
Массовая культура представляет собой совершенно новое явление, порожденное индустриальной и постиндустриальной цивилизацией. Ее родиной стали США. Данная страна имеет довольно короткую историю существования и лишена значительного пласта исторического и культурного прошлого. Будучи не слишком отягощенной историческим и культурным прошлым, Америка оказалась наиболее восприимчивой к культурным возможностям научно-технического прогресса. В этих условиях традиционная гуманитарная культура не получила дол жного развития. В искусстве США не успели создать настоящее классическое искусство. Исключением в этой области является литература, которая по своему художественному уровню не уступает европейской.
Возникновение массовой культуры было подготовлено следующими явлениями и событиями западноевропейской цивилизации и культуры
· книгопечатание (с XV века), изобретателем которого стал И. Гуттенберг, выступало средством распространения высокой культуры - сначала Библии, а затем литературы;
· появляются газеты и журналы (с XVII века);
· изобретена фотография (XIX век) — сначала черно-белая, а затем цветная;
· появляются радио и кинематограф (1895);
· изобретаются телефон и телеграф (XIX век), составившие важную часть современной системы связи;\
· возникает телевидение (в 30-е годы XX века), объединившее в себе все прежние способы коммуникации.
К середине XX века формирование современной системы средств массовой информации и коммуникации завершается, а вместе с ней все необходимое для возникновения массовой культуры.
Массовая культура определяется свойствами и качеством, которые должны соответствовать вкусам массового потребителя — зрителя, читателя, слушателя.
Главное назначение массовой культуры — предоставить развлечение, удовольствие и наслаждение, вызвать психологическое напряжение и острые ощущения, удовлетворить интерес к невероятному, таинственному, необычному, экстравагантному, фантастическому, шокирующему, устрашающему, загадочному.
Отличительные черты массовой культуры:
• соответствует вкусам широкой публики, доступна ей. Этим массовая культура отличается от высокой культуры;
• низкий уровень и качество массовой культуры. В этом плане она отличается от народной культуры. Уровень и вкус последней также могут быть невысокими, однако это компенсируется не поддельной искренностью, подкупающей наивностью, жизненным смыслом;
• создается не народом, но для народа. Ее создают профессионалы, творчество которых - яркая, но безвкусная массовая продукция, а также всевозможные подделки под уникальные вещи;
• паразитирует на народной и высокой культуре. Она эксплуатирует жанры, сюжеты и темы народной и высокой культуры. В качестве примеров можно указать на то, как "Пигмалион" Б. Шоу превратился в "Мою прекрасную леди", а "Ночи Кабирии" Ф. Феллини — в фильм "Милая Чарити";
|
|
• близка к популярной, хотя и не совпадает с ней. Последняя включает в себя лучшие достижения массовой культуры, а также часть высокой, получившую широкий успех у публики;
• как и реклама неразрывно связана с коммерцией и коммерческим успехом. Общие черты с рекламой: простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребителю, склонность к гиперболам и преувеличениям. Обе они движутся в русле единой тенденции. Массовая культура сближается с рекламой, а реклама теснит высокую культуру.
Основными видами и формами, в которых существует массовая культура, являются комиксы, иллюстрированные, рекламные и информационные журналы, видеозаписи, видеоклипы, видео игры, книги в мягкой обложке.
Массовая культура в своей борьбе за потребителя выработала следующие способы:
· в литературе — система бестселлеров с тиражами более 10 млн. экз. ("Крестный отец" М. Пьюзо, "Изгоняющий духов" У. Плэтти);
· в кино и музыке — система "звезд" (Мэрилин Монро, Фрэнк Синатра, Сильвестр Сталлоне, Элвис Пресли, Боб Дилан).
Основными жанрами массовой культуры и массового искусства являются детектив, вестерн, мелодрама, фантастика, секс, эротика, порнография, мюзикл, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы, гангстеризм и т. д.
Эволюция массовой культуры претерпела существенные изменения. В 50 -60-е гг. она подвергалась суровой критике. Ей предъявлялись серьезные обвинения: подавление и стандартизация личности, усреднение индивидуальности, манипуляция общественным сознанием, девальвация исторических, культурных и художественных ценностей, примитивизация вкусов, размывание границ между высоким и низким, подлинным и мнимым, священным и обыденным и т. д. В 70-е годы критика уступает место положительным оценкам и даже восхвалению массовой культуры. Правда, это было характерно главным образом для США. Американский социолог Д. Белл относил к заслугам массовой культуры то, что она устанавливает социальную гармонию, превращает американское общество в единое целое. В 80-е г оды положительный взгляд на массовую культуру начинает преобладать во всех европейских странах, включая ЮНЕСКО, и эта ситуация сохраняется в наши дни.
|
|
Низкая культура отрицательно сказывается на всех явлениях общественной жизни, проявляется в политической безответственности, экономической бесхозяйственности, отсутствии душевного такта, в разжигании межнациональных конфликтов, в губительном отношении к природе, в деградации духовного облика личности. Выход из экономического, политического и духовного кризиса состоит в подъеме культуры всего народа и каждого человека, в придании развитию культуры приоритетного значения. В каждом новом поколении должен постоянно увеличиваться культурный пласт, составляющий основу духовного роста и нравственной устойчивости. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций объявила период до конца века десятилетием культуры. Это предполагает особое внимание всех стран к развитию культуры во всех ее аспектах - материальном и художественном, экономическом и политическом, экологическом и нравственном, философском и религиозном, к формированию духовных потребностей, к умению решать социокультурные проблемы с гуманистических позиций.
Растущий процесс взаимовлияния культур, всемерное развитие национально-этнической самобытности культур в обществе, изучение динамики и диалектики функционирования культур в обществе, формирование духовных ориентации и ценностей человека стимулируют интерес исследователей и практиков к разработке культурологии как науки и отрасли гуманитарного знания.
Современный мир отличается особой напряженностью, динамизмом, противоречивыми тенденциями и альтернативными позициями. Культура обладает большим потенциалом в поиске согласия, утверждения приоритета общечеловеческих ценностей. Высокая миссия культуры не ограничена только глобальными проблемами. Она обращена непосредственно к человеку, его повседневной жизни, определяет ориентиры и смыслы человеческого существования, открывает путь к свободе и творчеству, дает внутренние силы для преодоления жизненных тревог, драм, трагедий, вселяет оптимизм и надежду, способствует раскрытию индивидуальности.