Вопросы и задания. 1. Каков характер категории времени глагола (словоизменительный или классифицирующий)?

1. Каков характер категории времени глагола (словоизменительный или классифицирующий)?

2. С какой категорией глагола наиболее тесно связана категория времени? Почему? Почему глаголы повелительного и сослагательного наклонения, а также инфинитив не имеют временных форм?

3. Какое действие обозначают глаголы настоящего времени и как они изменяются?

4. Определите значение настоящего времени глаголов: настоящее актуальное, неактуальное; повторяющееся, историческое.

1. Строит,

крушит,

кроит

и рвет,

Тихнет,

кипит

и пенится,

Гудит,

говорит,

молчит

и ревет –

Юная армия:

Ленинцы (В. Маяковский)

2. Вдали, над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,

И радуется женский визг,

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск. (А. Блок)

3. Как ныне, сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам…

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник… (А. Пушкин)

Ответьте на следующие вопросы:

– Почему авторы прибегли именно к этим временным формам?

– Какое впечатление создается при помощи глаголов настоящего време-ни в каждом тексте?

– Какие еще значения может иметь настоящее время глаголов?

5. Определите стиль следующих текстов, подчеркните глаголы настоящего времени. Как связаны значения настоящего времени глаголов со стилистической принадлежностью текстов?

5.1. Химические превращения в организме протекают, как известно, с большой скоростью, причем природа не использует для интенсификации процессов ни высокие температуры, ни давление. Катализаторами в живой природе выступают ферменты – белки, своим присутствием ускоряющие реалии. (Энциклопедический словарь юного химика)

5.2. После подписания приговора суд возвращается в зал су-дебного заседания и председательствующие или народный засе-датель провозглашает приговор. Все присутствующие выслушива-ют приговор стоя. Председательствующий разъясняет осуждён-ному или оправданному порядок и срок его обжалования.

5.3. Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в сторону далекую

Седые облака… (С. Есенин)

5.4. – Представляешь… Иду я вчера вечером домой и вдруг навстречу большущая собака.

– Да ну!

– Ага. Темно. На улице ни души, а она идет прямо на меня.

– Ну ты, наверное, со страха пустилась наутек?

– Наоборот. Встала и стою как вкопанная. Боюсь пошевелить-ся.

– А дальше?

– Что дальше? Промчалась она мимо меня, как метеор. Оглядываюсь, а она, оказывается, кошку увидела – и за ней…

(В. Тендряков)

6. Какое действие обозначают глаголы прошедшего времени и как они изменяются? Какая морфема однозначно указывает на данное грамматическое значение? Определите её место в морфемной структуре соответствующих глагольных форм и охарактеризуйте.

7. Определите значения глаголов прошедшего времени в следующих текстах.

7.1. Алексей Мересьев уже не разбирал дороги, не обходил луж, спотыкался, падал, вставал, тяжело ложась на подобранную в лесу палку вперед, покачиваясь и собираясь с силами, и продолжал медленно двигаться на восток. (Б. Полевой)

7. 2. Я, бывало,

Хранила в памяти немало

Старинных былей, небылиц… (А. Пушкин)

7.3. Он хотел было пройти мимо… Но в это мгновение дверь его комнаты отворилась – и в нее вошел Маркелов. (И. Тургенев)

7.4. Каждое утро они с Марусей переплывали на лодке среди льдин дымящийся Днепр, вылезали на правом берегу, просили кого-нибудь из крестьян, едущих на базар, подвезти их до вокзала и оттуда – пешком или на трамвае – попадали в центр. (А. Толстой)

8. Подберите примеры текстов разных стилей, определите цель использования в них форм прошедшего времени.

9. Какое действие обозначают глаголы будущего времени и как образуются соответствующие глагольные формы?

10. Определите значения будущего времени в следующих текстах.

10.1. Ночь будет страшная, и буря будет злая;

Сольются в мрак и гул и небо, и земля,

А завтра, может быть, вот здесь волна седая

На берег выбросит обломки корабля. (А. Фет)

10.2. От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

И в лице твоем, полном движенья,

Полном жизни – появится вдруг

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг. (Н. Некрасов)

10.3. Когда постранствуешь, воротишься домой,

И дым Отечества нам сладок и приятен. (А. Грибоедов)

10.4. Придет, бывало, и говорит: какая ваша жизнь, извозчики. (М. Горький)

11. Образуйте от данных глаголов форму 3-го лица мн. числа наст. (буд.) времени и форму муж. рода прош. времени. Укажите особенности в образо-вании и в морфемной структуре форм прошедшего времени некоторых групп глаголов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: