(дыхательно - артикуляционное упражнение)
Покажите ребенку, как можно свернуть язык трубочкой и высунуть его изо рта. Для этого боковые края языка надо поднять вверх и постараться сомкнуть их. Предложите ребенку самому сделать трубочку из языка и подуть в нее.
Повторить упражнение 3 раза.
Упражнения для постановки звуков
Ш, Ж, Ч и Щ
Описание правильной артикуляции звуков III и Ж
Рот открыт. Губы выдвинуты вперед в форме рупора. Широкий кончик языка поднят и находится за верхними резцами на уровне альвеол (бугорков за верхними зубами), но не касается их. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Язык имеет форму ковша.
Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звуков Ш и Ж, а затем и звуков Ч и Щ, надо научить ребенка выдвигать вперед губы, а широкий кончик языка поднимать вверх, размещая его за верхними зубами. Кроме того надо учиться придавать языку форму ковша или чашечки.
Хоботок-улыбка
(динамическое артикуляционное упражнение)
|
|
Напомните ребенку, как нужно вытянуть вперед хоботком губы (как при произнесении звука У), а затем растягивать их в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую артикуляционную позу удерживать по 2—3 с.
Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Хоботок-улыбка, хоботок-улыбка...», в спокойном темпе. Повторить движение 5-10 раз.
Колечко
(статическое артикуляционное упражнение)
Покажите ребенку, как открыть рот, округлив при этом губы и рупором вытянув их вперед (положение губ, как при произнесении звука О). Удерживайте губы в таком положении 5—10с.
Помассируй язычок
Напомните ребенку, как можно выполнить самомассаж языка.
Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот. Затем положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слоги «та-та-та» в течение 5—10 с.
Затем пошлепать язык губами, произнося при этом слоги «пя-пя-пя».
Лопатка
(статическое артикуляционное упражнение)
Напомните ребенку, как положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно 5—10 с. Затем убрать язык, закрыть рот. Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа. Повторить упражнение 3—5 раз.
Качели
(динамическое артикуляционное упражнение)
Напомните ребенку, как качать язычок на больших, а потом на маленьких качелях.
Большие качели. Язык высунуть изо рта. Широкий кончик языка поднимать к носу, а затем опускать к подбородку.
Маленькие качели. Рот открыт, но язык двигается внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается ко внутренней стороне верхних резцов, затем ко внутренней стороне нижних резцов.
Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», в спокойном темпе, 5—10 раз.