Посвящается 2 страница

А. Маслоу (1908-1970) разработал иерархическую теорию потребностей, выделив пять уровней мотивов поведения в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей: 1) витальные, физиологические потребности (в пище, одежде, жилище, продолжении рода, дыхании, отдыхе, физическом движении и т.д.); 2) потребности в безопасности своего существования (уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, определенном постоянстве и регулярности окружающего социума, гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.); 3) социальные потребности (в социальных связях, принадлежности к коллективу, идентификации себя с другими, общении, участии в совместной трудовой деятельности, заботе о другом и внимании к себе); 4) потребности в самоуважении (в признании достоинства личности со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже, высокой оценке и т.д.); 5) духовныепотребности (в самовыражении через творчество, самоактуализации, реализации собственных способностей, дарований, задатков, талантов, то есть, полном использовании своих возможностей, составляющем смысл жизни каждого человека.

Социальная практика доктрины человеческих отношений основывалась на принципе замены индивидуального вознаграждения коллективным, экономического – социально-психологическим (создание благоприятного морального климата, повышение удовлетворенности трудом, утверждение демократического стиля руководства).

Важная роль в развитии структурно-функционального анализа применительно к проблемам социологии управления принадлежит американцу Р. Мертону (1910 г.р.), который наряду с исследованием явных и латентных функций управления ввел понятие «дисфункции». По его мнению, содержание термина «функция» отражает видимые или скрытые последствия управленческой деятельности, которые способствуют адаптации данной системы к окружающей среде, а «дисфункция» - это такие наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление системы.

Значительный вклад в развитие социологии управления внесли отечественные ученые. А.А. Богданов (1873-1928) в книге «Тектология. Всеобщая организационная наука» изложил разработанную им концепцию универсальных типов и закономерностей структурного преобразования любых систем. Основная идея текстологии как «учения о строительном искусстве» состоит в тождественности организации систем разных уровней – от микромира до биологических и социальных.

Наиболее фундаментальные достижения А.А. Богданова состоят в выявлении классов регулируемых (организуемых) и саморегулируемых (самоорганизующихся) систем, а также в выдвижении идеи биорегулятора – механизма прямого и обратного регулирующего воздействия на систему. Он сумел связать организационную (организующую) деятельность с понятием «интереса» (цели), раскрыть динамику организационных структур с формированием цели организации, которая осуществляется органом управления.

Ученый рассматривал общество как организованное целое, которое является суммой человеческих активностей, развертывающихся в природной среде. По его мнению, каждая отрасль народного хозяйства, предприятие, работник как часть организационной системы выполняет в ней и для неё свою определенную функцию. Он обосновал необходимость разработки модели единого хозяйственного плана для экономики страны, сформулировал важнейшие принципы хозяйства, показал, что устойчивость равновесия всех организационных систем определяется крепостью самого слабого звена.

А.А. Богданову принадлежит заслуга в разработке личной тектологии (науки об организации и дезорганизации жизнедеятельности), в фундаменте которой лежит сознание и самосознание. Он полагал, что познание имеющих всеобщее значение правил, норм и методов организации жизнедеятельности, ведущих к согласию и взаимопониманию, представляет огромную ценность для руководителей.

Важной заслугой выдающегося русского социолога П.А. Сорокина (1889-1968) стала разработка теории социальной стратификации, раскрывающей формы экономической, политической и профессиональной дифференциации конкретной совокупности людей на классы, общности, слои в иерархическом ранге. Он доказал, что любая социальная группа расслаивается именно из-за своего постоянства и организованности. Ученый обосновал идею горизонтальной и вертикальной социальной мобильности, под которой он понимал любой переход индивида (социального объекта) из одной социальной позиции в другую.

Большую роль в развитии одного из важнейших направлени социологии управления – социальной инженерии - сыграли разработки А.К. Гастева (1882-1938), создавшего доктрину «трудовых установок», под которыми понимались как конкретные рефлексы, воспитанные в результате продуманной системы трудовых тренировок, так и общее состояние организма, «настроенного» на восприятие инноваций, а главное – саму динамику перестройки работника на новый организационный лад. Ученый доказывал, что в социальной области должна наступить эпоха точных измерений, с заимствованием у естественных наук экспериментальных методик. Он выдвинул задачу превращения современного предприятия в огромную социальную лабораторию. По его мнению, научный эксперимент и техническая рационализация выступают логическим завершением перестройки самого производства.

Основная идея А.К. Гастева - «внедрение – составная часть внутренней эволюции самого производства» - стала ядром его программы нововведения. За внедрение новых форм организации труда у него отвечал штат специальных инструкторов, которые разрабатывали проект организации, проводили тщательный анализ трудового процесса, применяли новую систему, а затем занимались её отладкой и эксплуатацией. Он считал, что внедрение прогрессивных методов неотделимо от обучения работников новым приемам труда.

В 60-х – 70-х гг. двадцатого века в социологии управления стал все чаще выходить на передовые позиции системный подход, конструктивная роль которого заключается в предоставлении более широких возможностей для исследования перспектив развития определенного объекта, а также для изучения критических переменных и ограничений, возникающих в процессе взаимодействия иерархичного (многоуровневого) объекта с окружающей средой. Большой объем управленческой деятельности сложной системы обычно распределяют как по содержанию, так и по уровням менеджмента. При этом одни из форм распределения управленческой деятельности носят горизонтальный, а другие – вертикальный характер.

В 60-е гг. двадцатого века в социологии управления наряду с системным подходом многими учеными используется также ситуативный подход, в основе которого лежит понимание того, что оптимальный, эффективный менеджмент возможен только тогда, когда внутреннее функционирование организации четко согласовано с требованиями стоящих перед ней задач, с её техническим оснащением, потребностями персонала (внутренние переменные) и внешним окружением (внешние переменные, определяемые с учетом тех конкретных обстоятельств, в которых находится данная система в данное время).

Одновременно с этим в 50 – 70-е гг. двадцатого века интенсивно разрабатывался процессный (функциональный) подход, особенностью которого является повышенное внимание ученых и практиков к самоуправлению и таким управленческим функциям, как планирование, организация, руководство, координация, контроль, мотивация, принятие решений. Компьютеризация управления позволила шире применять в менеджменте количественные и статистические методы анализа и моделирование.

В начале 70-х гг. прошлого века в США возник гуманистический подход в социологии управления, представляющий известный компромисс между двумя направлениями кадрового менеджмента – управлением персоналом (парадигма человеческих отношений) и управлением человеческими ресурсами. Это в определенной мере было связано с превращением работников в собственников предприятий, что переводило отношение «работодатель – наемный работник» на такой уровень, где в отношения взаимной ответственности включаются также другие акционеры, органы государственной власти, потребители.

Согласно данному подходу, который фокусируется на человеческой стороне организации, культура рассматривается как процесс создания реальности, которая позволяет людям определенным образом осознавать события, действия, ситуации и придавать конкретный смысл и значение собственному поведению. При этом эффективное организационное развитие понимается не только как изменение структур, технологий и навыков, но и как изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей.

В современном менеджменте выделяют также неклассическое направление, к которому относятся синергическая (инициирующее-резонирующая) модель и «деятельностный подход». Синергетика ориентирует управление на использование законов самоорганизации в целях повышения эффективности управляющего воздействия, открывает новые принципы построения сложного эволюционного целого из частей, то есть создания таких многоуровневых развивающихся структур из простых, когда сформированная система обладает уже иным качеством, не сводимым к сумме качеств её отдельных элементов.

При этом управление рассматривается с точки зрения определения потенциально возможных вариантов эволюции системы, выбора одного из них и инициирование предпочтительных для управляющего возможных путей её саморазвития. Синергетическое представление об управлении основывается, таким образом, на резонансном воздействии на систему или выводе её на собственный, желательный для менеджмента аттрактор развития.

В соответствии с «деятельностным подходом» социальной организацией можно управлять, опираясь на творческий потенциал людей. При этом процесс управления разделяется не просто на субъект и объект, а на определенные этапы изучения ситуации и осуществления выбора, приобретая протяженный во времени и инновационный характер, когда циклы расчетов и формализации сменяются циклами демократических процедур и креативного развития.

Еще одним перспективным направлением современной социологии управления является экзистенциональный менеджмент, который акцентирует значение личных переживаний и жизненных ситуаций субъектов действия, не поддающихся эмпирической верификации.

В последние годы развивается также инновационный менеджмент, суть которого можно определить как способ управления, который помогает человеку лучше использовать собственные возможности. Одной из его разновидностей являются такие рефлексивно-инновационные методы (помогающие открыть отдаленные горизонты совершенствования социальных систем и придать им новый импульс управленческого саморазвития на наиболее глубоком уровне), как создание средств, позволяющих организовать особое психологическое пространство (иномир), которое по своим формальным характеристикам максимально отдалено от реальности и является максимально неопределенным для профессионального и личностного жизнетворчества.

Другим направлением в области инновационных подходов является реинжиниринг как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в таких решающих показателях деятельности организации, как стоимость продукции, её качество и других.

Здесь следует также упомянуть и неоинституциональный подход в социологии управления, который рассматривает процесс формирования и изменения структуры как рациональный, экзогенный, инвайроментально-адаптивный процесс приспособления организации к внешней среде, описываемый в терминах балансовых моделей и ориентированный на запланированный итог.

В завершение отметим, что поскольку в двадцать первом веке темпы изменения общественных условий ускоряются, возрастающую актуальность приобретает использование инновационных социальных технологий в сфере управленческой деятельности.

Глава 3. Социальная сущность управления

Законы истории, в отличие от законов природы, пробивают себе дорогу через разрозненные социальные действия людей, наделенных сознанием и волей. В связи с этим в известном смысле можно утверждать, что человек сам творит свою историю, руководствуясь в своей деятельности определенными идеалами, ценностями и целями, избирая конкретные средства для их достижения. Основой всей жизнедеятельности людей является их стремление к удовлетворению своих материальных и духовных потребностей на основе общественного производства, которое возможно только при определенных естественных и исторических условиях.

Естественными условиями общественного производства являются природные условия (экология) и население, а историческими (созданными человеком) условиями выступают средства труда (техника), употребление и совершенствование которых становится специфической характеристикой человеческой жизнедеятельности. Люди, определенным образом занимающиеся производством средств к жизни, вступают в определенные общественные (экономические, социальные, политические, правовые, нравственные, идеологические, управленческие и др.) отношения, которые существуют объективно.

Постоянно происходящие на протяжении всей истории цивилизации качественные изменения производительных сил требовали соответствующего преобразования общественных отношений. В связи с этим апробация новых форм взаимодействия, сплочения и согласования поведения людей (на основе разделения, специализации и кооперации труда) становилась эффективным средством совершенствования социума. Однако далеко не всегда консолидация общества осуществлялась в направлении духовно возвышающего индивидов объединения на началах истины, добра и красоты.

Именно поэтому в процессе развития социума все более возрастает значение целеполагающей и ценностно-ориентирующей управленческой деятельности, определяющей такие источники, альтернативы и перспективы дальнейшего самодвижения цивилизации, чтобы её историческое развитие не совершалось с немалыми издержками дегуманизирующего характера.

Следует подчеркнуть, что управленческое воздействие осуществляется для такого изменения состояния, параметров, свойств объекта управления, которое связано с совершенствованием содержания и реализацией интересов и потребностей общностей, социальных групп и индивидов, регулированием направленности их деятельности в целях прогрессивного развития общества.

Итак, общество в целом и каждая из его подсистем вплоть до отдельной личности в процессе своего функционирования и развития нуждаются в осуществлении управления, закономерности которого призвана выявить наука. При этом важно понимать, что законы, которые формулирует социология и психология управления, регулируют поведение людей и их групп, определяют отношения между личностями и/или общностями, проявляются в деятельности людей и их объединений.

Здесь необходимо отметить основные признаки социального закона: а) любой из них может вступать в действие только при наличии определенных условий; б) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений; в) условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно. Поскольку законы социологии управления применяются конкретными людьми и в конкретных условиях, то они проявляются как законы-тенденции.

Классификация законов социологии управления может быть проведена по различным основаниям. По степени общности различают законы, определяющие функционирование и развитие всей социальной системы как целого, и специфические законы, характерные для определенного этапа развития общества или его части: отдельного элемента социальной системы, сферы, структуры, общности, института и т.д.

Социология управления рассматривает под особым углом зрения законы жизнедеятельности, общие для различных типов социальных систем (не только современных, но и прошлых), анализирует важнейшие параметры всех социально-экономических формаций и цивилизаций, поскольку любое социальное явление выступает лишь определенным моментом осуществления целостности бытия общества в его исторически особом виде. Важно подчеркнуть, что характер управления неуклонно изменялся, всегда выступал в конкретных формах, связанных со спецификой каждого этапа развития общества.

К компетенции социологии управления относятся также и законы преобразовательной деятельности (осуществляемой в соответствии с социальным прогнозом, проектом, планом, изобретением и т.д.), которые направлены на совершенствование конкретного социального процесса, социальной структуры или социальных отношений.

Целесообразно также разграничивать выявляемые данной наукой законы развития социальных систем и законы их функционирования, несмотря на то, что развитие не может осуществляться иначе как через функционирование данных общественных отношений. Однако развитие является не только эволюцией в пределах данного социального организма при сохранении его основных особенностей, но и превращением из одного качественного состояния в другое, иначе говоря, коренной перестройкой социальной системы, иногда даже гибелью конкретного общественного организма, когда на его обломках складывается новый социальный строй.

Законы функционирования (организации, строения, структуры) выражают существенные взаимодействия элементов (частей) субъекта социального процесса или субъекта как целого со средой обитания. Результатом этих взаимодействий становится единство, целостность социального субъекта, устойчивое воспроизводство самой его организации и структуры. Данные законы характеризуют определенность способа распределения и соединения материала объекта науки или социального явления как его предметного выражения, а соответственно этому – закрепление тех или иных функций за возникшими организациями субъекта социального процесса.

Законы же развития характеризуют основные особенности процесса изменений социального субъекта. Результатом этих изменений является постоянное обогащение содержания рассматриваемого социального явления. Данные законы преимущественно выступают в качестве тенденций, выявляющих продвижение изучаемого объекта к его зрелым формам. Таким образом, и законы функционирования, и законы развития раскрывают действие одних и тех же сил конкретного субъекта социального процесса, однако первые показывают необходимость и определенность именно этой организации сил исследуемого субъекта, а вторые – определенность и необходимость той или иной тенденции изменения.

В социологии управления выделяют законы статистические и динамические. Различие между ними заключается в мере соотношения необходимого и случайного в процессе, который подчиняется их действию. Существенной характеристикой статистических законов является то, что они выступают в качестве тенденций и выражают направленность изменений за определенный промежуток времени или свойства системы как целого на основе вероятностной связи её элементов, раскрывают внутренние, необходимые связи массовых явлений случайного характера, имеющих общее основание (процессы демографии, товарного производства и др.).

Динамические же законы вскрывают причинные связи явлений и выступают предельным случаем статистических законов в условиях, когда вероятность фактически становится достоверностью (зависимость производительности труда от квалификации работника и уровня используемой техники, обусловленность положения человека или группы характером распределения условий труда в обществе и др.).

Социология управления изучает законы функционирования и развития общества как социальной системы. При этом под социальной системой понимается большая упорядоченная совокупность явлений и процессов, которые стали реальностью в результате действий групп людей или отдельных индивидов. Эти явления и процессы могут быть более или менее тесно связаны друг с другом, способны взаимодействовать между собой и образуют единое целое.

Важно, однако, иметь в виду, что, во-первых, процессы функционирования и развития социальных систем совершаются через возникновение и разрешение внутренних и внешних противоречий.

Во-вторых, социология управления особое внимание обращает, прежде всего, на специфические характеристики взаимодействия различных сторон жизни общества (экономики, политики, права, морали, религии и др.) и составляющих его общностей (социально-классовых, профессиональных, религиозных, этнонациональных, половозрастных, территориально-поселенческих, культурно-мировоззренческих, социально-политических и др.). Анализируя каждый конкретный процесс, социология управления рассматривает его с позиции общей теории социологии, в связи со всеми другими сферами жизнедеятельности субъекта общественной жизни.

В-третьих, в социологии управления большое значение придается взаимосвязи и взаимодействию общественного бытия и общественного сознания, материальной и духовной сторон деятельности индивидов во всех ранее указанных областях совместной жизни людей.

В-четвертых, важно иметь в виду, что определенный способ связи (взаимодействия) элементов, то есть индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статусы) и выполняющих определенные социальные функции (роли) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей, образуют структуру социальной системы, которая рассматривается в социологии управления в трех взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных аспектах – структурном, функциональном и динамическом.

Существует сложная иерархия социальных систем, качественно различающихся между собой. Суперсистемой является общество, важнейшими элементами которого выступают его экономические, социальные, политические и идеологические структуры, взаимодействие элементов которых институализирует их в соответствующие социальные системы. Каждая из этих систем (экономическая, социальная, политическая, идеологическая, управленческая и др.) занимает определенное место в суперсистеме, с большей или меньшей степенью эффективности выполняет определенные функции и, в свою очередь, включает в собственную структуру бесконечное множество социальных систем менее общего порядка.

Системообразующими качествами социальной системы являются: цель, структурная иерархия и управление. Для социальной системы характерны обязательное наличие границ управляемости и неопределенность функционирования, что связано с неоднозначностью вариантов её развития в условиях действий больших масс людей, обладающих различными потребностями, интересами и целями.

Социология управления способна анализировать социальную систему под специфическим углом зрения в пяти ракурсах: 1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств; 2) как социальное взаимодействие, следствием которого становится формирование социальных отношений и образование группы; 3) как групповое взаимодействие, в основе которого лежат определенные общие обстоятельства, связанные с возникновением и функционированием конкретной социальной общности; 4) как иерархия социальных статусов (которые занимают личности, включенные в деятельность данной социальной системы) и социальных ролей (функций), которые выполняют люди на основе данных социальных позиций (в рамках конкретной организации); 5) как совокупность социальных ценностей и норм, определяющих характер и содержание деятельности элементов данной системы (в рамках конкретного социального института).

Важно лишь учитывать, что разграничение видов социальных систем достаточно условно и определяется исходя из задач исследования и опыта аналитика. Одна и та же социальная система может в равной мере рассматриваться и как социальная группа, и как элемент социального управления (самоуправления) или контроля, и как социальный институт, и как социальная организация. Однако не подлежит сомнению, что все социальные объекты, расположенные на макро-, микро- и на объективно-субъективных континуумах, образуют сложную систему связей, управляющую потребностями, интересами и ценностями людей.

Содержание управленческой деятельности обычно складывается из четырех элементов: 1) организационно-административные усилия, связанные с приемом и передачей информации, доведением принятых решений до исполнителей и контролем их выполнения; 2) аналитический и конструктивный труд, предполагающий правильное восприятие и оценку соответствующих решений; 3) информационно-технические процедуры, то есть документационные и формально-логические операции; 4) воспитательная деятельность, включающая в себя не только профессиональное обучение каждого из работников и всего персонала организации, формирование некоего «корпоративного духа» (например, лояльности к собственной фирме, её достижениям, планам, программам развития), но и, прежде всего, создание коллектива и ориентация его на ценности, идеалы и нормы гуманистической культуры.

В связи с этим в системе управления как совокупности управленческих органов, подразделений и исполнителей можно выделить три основные подсистемы. В первую, структурно-функциональную подсистему входят следующие три блока: 1) управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления; 2) интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности; 3) информация и информационное обеспечение коммуникации в системе управления.

Во вторую, информационно-поведенческую подсистему включаются четыре элемента: 1) управленческие теории; 2) формальные и неформальные отношения управленческих работников с представителями внешнего окружения; 3) информированность персонала, носители информации, методы распространения информации; 4) уровень развития организационной культуры объекта и субъекта управления и самоуправления (как федерации, региона, муниципального образования или фирмы в целом, так и отдельных работников управленческого звена).

Третья, подсистема саморазвития должна содержать такие компоненты, которые способны решить три задачи: 1) разработка, практическое применение и постоянное выявление степени эффективности стимуляторов, побуждающих систему управления к самосовершенствованию; 2) регулярный анализ характера функционирования системы управления с точки зрения соответствия реальных ресурсов её потенциальным возможностям оптимального решения тех новых задач, которые возникают в связи с изменениями в окружающей среде; 3) изучение и реализация новых тенденций и направлений развития (опыта, методов, форм и т.д.) систем управления в мировой практике.

Эффективность системы управления определяется степенью и качеством достижения цели управления в долгосрочной перспективе (с учетом имеющихся ресурсов). Высокая эффективность достигается далеко не всегда, поскольку на деятельность социальной системы влияют многочисленные разновеликие и разнонаправленные факторы, которые трудно поддаются анализу и учету.

Как показывает практика, работники управления постоянно сталкиваются с необходимостью согласования нередко достаточно противоречивых, часто завышенных интересов и целей немалого количества своих подчиненных. Поэтому при выработке оптимальных управленческих решений важно четко различать по масштабу и характеру основные виды целей организации (индивидуальные, групповые, коллективные или общественно значимые) и отдавать безусловный приоритет более масштабным, не создавая, однако, почву для возникновения социальных конфликтов.

Глава 4. Основные принципы управления

и виды управленческих отношений

В процессе управления люди вступают в специфические отношения, называемые управленческими. Они образуют относительно самостоятельный вид общественных отношений между управляемой и управляющей системами, а также в рамках последней по поводу эффективности воздействия субъекта на объект управления посредством использования людьми средств, форм и приемов деятельности, проистекающих из познанных законов развития общества и закономерностей управления. В качестве объектов управления могут выступать социальные институты, социальные общности или отдельные личности, взаимодействующие между собой с целью реализации собственных интересов.

Деятельность субъекта и объекта управления по структуре практически адекватны друг другу, различие состоит лишь в направленности и содержании этой деятельности, что и формирует своеобразную дополняющую систему отношений между ними. Управляющий в процессе своей деятельности процессуально дополняет деятельность управляемого, воздействуя на последнего посредством всех имеющихся энергетических, информационных или материальных ресурсов. При этом субъект, находящийся в позиции управляющего, вовсе не обязательно находится в ней постоянно.

Возможен вариант взаимоуправления, когда на различных этапах деятельности лидируют разные персоны. В этом управление принципиально отличается от руководства и администрирования, поскольку на каждом этапе деятельности управляет тот, кто чувствует себя более уверенным, компетентным и осведомленным в области, где развертывается данный этап деятельности.

Содержание управления заключается в формировании критериев и перспективных показателей развития объекта, выявления возникающих в нем проблем, разработки и применения методов их решения с целью достижения определенного состояния и параметров общественных отношений и процессов. В масштабах социума управление имеет многоуровневую структуру со специальными функциями, критериями, методами на каждом уровне.

В целом управление предстает как сознательная деятельность людей, опирающаяся на социальные закономерности, которые определяют характер и результаты человеческого поведения. Люди могут и обязаны познать механизм проявления этих закономерностей и использовать это в интересах общественного прогресса, поскольку у них есть возможность разрабатывать варианты и определять приоритеты того или иного образа действий в зависимости от конкретных условий социальной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: