В пунктах 1.7 и 1.8 определяются соответственно предмет и объект исследования.
В пункте 1.9 выдвигаются основные гипотезы исследования. Основная гипотеза обычно обосновывает наиболее вероятный способ решения поставленной цели исследования и формулируется с использованием материала, содержащегося в пункте 1.3. Каждая из остальных пяти рабочих гипотез должна согласовываться с соответствующей задачей исследования и высказывать предположение о возможном результате исследования при её осуществлении. В гипотезы не следует включать понятий, не получивших интерпретации на уровне социальных показателей и их замеряемых индикаторов. Важно также, чтобы гипотеза была доступной для понимания, не содержала неопределенных терминов, не противоречила установленным научным фактам и могла быть проверена посредством разработанного инструментария (анкеты и др.). Необходимо указать, с помощью каких инструментов (вопросов анкеты и др.) может быть проверена каждая из пяти гипотез.
И задачи, и рабочие гипотезы должны найти возможно полное отражение в инструментарии, например, в вопросах анкеты, в названии которой следует лаконично выразить тему исследования. При подготовке анкеты целесообразно ограничить количество вопросов, чтобы все ответы на них заняли не более 20 минут.
|
|
Во втором, методико-процедурном разделе программы, в пункте 2.1 определяются методы сбора эмпирической информации (это может быть определенная форма опроса, анализ документов, наблюдение, эксперимент, тест и т.п.). В пункте 2.2 – указываются место, время проведения исследования и название инструментария (анкеты и т.д.). В пункте 2.3 дается характеристика инструментария, то есть производится, например, классификация вопросов анкеты (по содержанию, форме, оформлению, типу шкал и т.д. с указанием общего количества и номеров конкретных вопросов каждой номинации). Здесь же указывается, как осуществляется кодирование ответов на вопросы анкеты: сплошная нумерация позиций по всей анкете (от начала до конца) или по каждому вопросу отдельно.
В пункте 2.4 обосновывается объем, тип, единица наблюдения и география выборочной совокупности, применяемой в социологическом исследовании (при опросе респондентов). В пункте 2.5 определяется метод обработки эмпирических данных: ручной или машинный. В пункте 2.6 раскрывается практическая значимость исследования.
В качестве приложений к программе социологического исследования необходимо подготовить: анкету и/или иной инструмент (пункт 2.7), рабочий план проведения исследования (список организационно-технических мероприятий) (пункт 2.8) и библиографию (список использованной литературы) (пункт 2.9).
|
|
После проведения полевого исследования, в ходе которого осуществляется сбор эмпирических данных, приступают к их обобщению в третьем, аналитическом разделе программы. Он должен содержать не менее пяти таблиц (примерно по одной к каждой из пяти гипотез исследования), предназначение которых – осуществить группировку данных, полученных после обработки эмпирической информации.
После этого целесообразно осуществить анализ и интерпретацию выявленных социальных признаков с помощью математико-статистических методов, которые применяются для выявления закономерностей управленческой деятельности: производится расчет средних величин (обобщение изучаемых совокупностей признаков, сравнение уровней отдельных признаков и их совокупностей), выявление структуры значений и колебание (вариации, дисперсии) признака относительно его среднего значения. В дальнейшем могут применяться различные виды анализа взаимосвязи признаков (корреляционный, регрессионный, факторный и др.).[19] От умелого использования математико-статистических методов анализа собранной эмпирической информации зависит глубина сформулированных теоретических выводов (применительно к каждой из задач социологического исследования) и ценность практических рекомендаций.
глава 12. Современное россиЙское общество
как объект и субъект управления
Для определения уровня развития всех сторон общественной жизни социологи разрабатывают сотни специальных показателей. Показатель характеризуется как средство анализа конкретных социальных явлений, которые со стороны своего предметного содержания воплощают моменты развития в соответствующей области и которым можно придать нормативно-оценочное значение в силу того, что они уже вошли в сферу социальной практики, и общество выработало определенную позицию об их социально-желательном состоянии.
Для относительно полного измерения такого сложного образования, как общество, необходима многомерная, многоуровневая система показателей, приближение которых к предельно-критическим величинам означает, что социум находится в состоянии кризиса, и для укрепления его стабильности объективно необходимо изменение политического курса.
Поскольку контролировать все переменные происходящих в социуме сложных и многообразных процессов вряд ли возможно, целесообразно для повышения эффективности управления четко определить и отслеживать предельно-критические величины системы основных (около двух десятков) показателей развития общества для проведения анализа современной ситуации в России и оценки последствий так называемых «реформ».
Одним из важных показателей развития экономики является динамика валового внутреннего продукта (ВВП). В качестве критического уровня падения ВВП в мирное время представляется корректным принять показатели Великой депрессии, когда объем ВВП США в 1929-1933 годах снизился на 30%. В России он снизился за годы «реформ» более чем вдвое. Это больше, чем за годы Первой мировой войны (25%), иностранной интервенции и гражданской войны (23%), Великой Отечественной войны (21%).
Показателем поддержания достойного уровня жизни является ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности в долларах США), по которому Россия занимала в 2010 году 55 место в мировом рейтинге, по сравнению с ведущими странами по этому критерию возник 4-6-кратный разрыв. Жизненный уровень населения нашей страны низкий, Россия остается страной бедных людей. Занимая 11,5% мировой территории, РФ производит менее 3% мирового ВВП (в отличие от 18,9% США, 10,7% Японии, 8,5% Китая, 5,9% Германии). В 1994 г. наша страна была на 10-м месте по валовому внутреннему продукту, в то время как в 1970 г. она была второй (после США), а в 1986 г. - третьей (после США и Японии).[20]
|
|
Падение производства в России по скорости и глубине беспрецедентно. Объем промышленного производства снизился в два с лишним раза, прекратили работу около 75 тысяч предприятий, фактически не построено ни одного крупного современного завода, в некоторых отраслях производства спад составляет до 80-90%. РФ сможет занять достойное место на мировом рынке только при возрастающих объемах экспорта продукции обрабатывающей промышленности (более 45%) и высокотехнологической, наукоемкой продукции (более 15%). К сожалению, пока эти доли слишком малы (соответственно около 10 и 1%).
Под угрозой находится самообеспечение населения России продуктами питания. Производство основных продуктов питания за указанный период времени уменьшилось на 30-40%, в том числе мяса - на 72%, молочной продукции - на 68%. В мировой практике в качестве критического принято считать 30-процентный уровень потребления импортных продуктов питания, после которого возникает стратегическая зависимость от импортеров. Россия закупает сейчас около половины потребляемых продуктов питания, а крупнейшие города (Москва, Санкт-Петербург и др.) на 80% зависят от поставок продуктов питания (нередко невысокого качества) из-за рубежа.
Еще одним важным показателем экономической безопасности является доля инвестиций в ВВП страны. Спад капиталовложений (ежегодно из России за рубеж «утекают» десятки миллиардов долларов) в три с лишним раза превысил предельно допустимый для воспроизводства основных фондов, технологий, и в этих условиях страна не в состоянии обеспечить воспроизводство современной индустриальной экономики.
Угрожающим, с точки зрения устойчивости экономического развития и перспектив технологической модернизации российской промышленности представляется консервация преимущественно топливно-сырьевой структуры российского экспорта (около 80% общего объема). Россия сможет занять достойное место на мировом рынке только при возрастающих объемах экспорта продукции обрабатывающей промышленности (более 40%) и высокотехнологической, наукоемкой продукции (10-15%).
|
|
Автор относит вызревание одной из причин отмеченных кризисных явлений в нашей стране к началу второй половины ХХ века, когда не было принято во внимание, что развернувшаяся в мире научно-техническая революция требовала пересмотра традиционных приоритетов экономической политики, реформирования производственных отношений для того, чтобы дать дополнительный импульс развитию производительных сил.
Вместо этого расходы на науку и образование в России были сокращены более чем вдвое: с 39% расходов бюджета в 1950 г. до 18% - в 1960 г., а в дальнейшем, особенно в 90-е годы, данный процесс еще более ускорился. Так, в 1997 году доля науки в расходной части бюджета составила 2,88%, а в 2008 – 2,39%, хотя в соответствии с Федеральным законом «О науке и научно-технической политике» она должна быть не менее 4%.
Доля науки в ВВП снизилась с 5-7% в дореформенный период до 0,34%[21], несмотря на то, что опыт продвинутых стран мира, которые, ориентируясь на общие тенденции развития цивилизации, интенсивно наращивали интеллектуальный потенциал, свидетельствует: доля государственных ассигнований на науку не может быть ниже 2% совокупного национального дохода (в Израиле она составляет 3,5%, Японии – 3,05%, США – 2,75%, Германии – 2,26%).
В итоге количество научных организаций в 90-е гг. значительно уменьшилось по сравнению с тем, что было в 1940 г., встает вопрос не только о выживании науки в России, но и о том, как выйти из ситуации, когда происходит фактическая деиндустриализация страны. Так, если в 70-е годы производительность труда в России была где-то на уровне 20-30-х мест в мире, то в 90-е гг. ее производительность ушла к 70-му месту.
По уровню же финансирования образования наше государство с одного из первых мест в мире (в дореформенный период) опустилось за 70-ю строку. Если в 1970 г. ассигнования на образование составляли 20,3% расходов госбюджета, в 1980 г. - 11,1%, то в 90-е годы – менее 4%. (В 2008 году они составили менее 5%, хотя по Закону РФ «Об образовании» должно быть не менее 10%). Между тем в Японии и США ассигнования на образование составляют около 14%. В ряде стран мира, развивающихся самыми быстрыми темпами, послесреднее образование получали от 70% до 89% молодежи, у нас - около 40%. В России учились в вузе или техникуме каждый тридцатый житель, в США - каждый двадцатый.
Принятая модель реформирования экономических отношений, в том числе избранная схема приватизации, криминализация производственных отношений привели к снижению производительности труда и вызвали негативные изменения в отношении населения к труду как средству существования и нравственной ценности.
Важнейшим следствием углубления социально-экономического кризиса становится безработица. Рассчитанное по методике Международной организации труда (МОТ) число безработных составляет свыше 10% активного населения. Но эти данные не учитывают колоссальную по масштабам скрытую безработицу. С ее учетом реальный уровень безработицы оценивается в полтора раза выше. В западных странах 8-10-процентный уровень безработицы квалифицируется как тревожный. В России ситуация усугубляется тем, что Государственный фонд занятости способен обеспечить реальную поддержку занятости при уровне безработицы не более 3%. Социологи доказали: повышение безработицы на один процент ведет к росту преступности на 5 % и увеличению числа суицидов также на 5%.
Разразившийся системный кризис общества усилил процесс такого имущественного расслоения социума, при котором богатство и бедность концентрировались на разных его полюсах. Степень социального расслоения измеряют децильным коэффициентом (отношением доходов 10% наиболее обеспеченных к доходам 10% наименее обеспеченных), который для сохранения социальной консолидации не должен превышать десятикратной величины. В России, по официальным данным, 10% наиболее обеспеченных слоев населения получают доходы, в 15 раз превышающие доходы 10% наименее обеспеченных, но если учитывать скрываемые нелегальные доходы, децильный коэффициент возрастет почти втрое, что чревато социальной нестабильностью. Одно из последних исследований ИСПИ показало: 10% жителей страны купаются в роскоши, а остальные едва сводят концы с концами.
С началом экономических реформ реальные доходы россиян снизились, по оценкам специалистов - в 2-3 раза. Социальная практика экономически стабильных стран показывает, что на пороге бедности по объективным причинам могут проживать не более 10% населения. И в то же время прожиточный минимум необходимо гарантировать каждому члену общества. В нашей стране около четверти населения имеют доходы ниже прожиточного минимума, исчисление которого до сих пор вызывает споры у специалистов, считающих, что реальная доля людей, живущих в крайней бедности, превышает 40%.
Неблагоприятны и показатели соотношения средней и минимальной заработной платы: в целом по России последняя в 2009 году составляла лишь 14% от средней, в то время как в социально ориентированном обществе она обычно не ниже 40%.
Минимальное отношение средних пенсий и средних зарплат, установленное Международной организацией труда, также не должно быть менее 40%, в России оно в два раза меньше. «Нормативная» доля оплаты труда составляет не менее 60% от стоимости производимой продукции. В России этот показатель - 18%.
Процессы старения и депопуляции населения, характерные для многих передовых стран Запада, не воспринимаются большинством исследователей трагически. Однако для России эти тенденции, во-первых, имеют качественно отличные от других стран причины: резкий рост смертности происходит на фоне небывалого (практически в два раза) падения рождаемости, а во-вторых, увеличение смертности среди населения трудоспособного возраста, особенно мужчин. В западноевропейских странах, США и Японии последний показатель в 2,5-4 раза ниже, чем в России. Смерть от несчастных случаев, отравлений, травм занимает первое место в структуре причин смертности россиян в трудоспособном возрасте.
Если в развитых странах мира средняя продолжительность жизни населения составляет 75-82 года, то в России в 2010 году она равнялась 67,2 года (до «реформ» было 72 года), а для мужчин – 59 лет (по данным социологов и ещё меньше - 55 лет).
По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) минимальные расходы на здравоохранение равны 5% расходов бюджета, в России величина этого показателя составляет в бюджете 3,3, а фактическое исполнение бюджета по этой статье было значительно ниже. По уровню расходов на здравоохранение в 2010 году Россия занимала 112-114 место в мире вслед за Марокко и Эквадором.
Несмотря на остановку многих предприятий, ухудшается экологическая ситуация вРоссии за счет хищнической эксплуатации природных ресурсов и отмену отчислений из прибыли частных собственников на восстановление загрязнённой окружающей среды. Почти пятая часть территории страны относится к зонам экологического неблагополучия,
Почти 2/3 населения России живут в условиях опасного загрязнения воздуха. Около 75% открытых водоемов считаются загрязненными, одну четвертую из которых очистить практически невозможно. Во многих регионах России повышен радиационный фон.
За годы «реформ» резко выросла алкоголизация населения. По оценке экспертов ВОЗ, потребление 8 литров абсолютного алкоголя на человека в год является критическим порогом, за которым наступает физическая деградация народа. По официальным данным, в России уровень потребления алкоголя достиг 15 литров на человека в год, а по оценкам социологов, с учетов неучтенных продаж, фальсификата, самогона и спиртосодержащих жидкостей – составляет 32 литра. Увеличилось до шести миллионов количество наркоманов, большинство из которых - молодые люди до 30 лет, причем на учет ставится незначительная доля лиц, потребляющих наркотические средства.
В последние годы в России стала общенациональной проблемой опасность накопления девиантного поведения,фактически идет криминализация всей системы общественных отношений. В мировой практике критическим считается уровень преступности равный 6 тыс. преступлений на 100 тыс. населения. У нас в местах заключения находится вдвое больше людей, чем до «реформ» (около миллиона, это самое большое число в мире), за последние несколько лет ежегодно фиксируется более трех миллионов преступлений, при этом латентная преступность в стране достигает примерно двух третей от общего объема, таким образом, можно предполагать, что в современном российском обществе происходит более 7 тыс. преступлений в расчете на 100 тыс. населения.
Разрушение и деформация традиционных гуманистических ценностей общества сопровождается ростом чрезвычайных и стрессовых ситуаций, следствием которых является эскалация психического травматизма населения. До революции 1917 года в России фиксировалось 3 самоубийства на 100 тыс. населения, критическим уровнем, по оценке ВОЗ, считается 20 суицидов на 100 тыс. населения, в РФ этот показатель превышен вдвое. На региональном уровне критический по мировым меркам уровень самоубийств был превышен в 3,5–4 раза. Например, в Республике Алтай, Читинской, Кировской, Архангельской областях, в Удмуртии, Башкирии он составлял 69–85 суицидов на 100 тыс. жителей. Возрастает количество психически больных людей. Семь из каждых десяти россиян нуждаются в помощи психиатра.
В большинстве стран доля граждан, радикально отвергающих существующую политическую систему, обычно невелика и составляет 15-20%. Более высокий уровень, а в России он достигает отметки 47%, ставит легитимность политического режима под сомнение. Уровень доверия населения к деятельности центральных органов власти в политически стабильном обществе, как правило, не опускается ниже 25%. В противном случае, считается, что власть потеряла доверие населения.
Величина этого показателя связана с экстраполяцией необходимого уровня поддержки кандидата его избирателями на выборах. Этого уровня доверия населения деятельность высших органов власти в России не получает.
Индекс радикальной оппозиции не должен превышать 10%. Десятипроцентная величина радикально ориентированной, инновационной часто берется как предельно критическая величина. Считается, что доля резко отличающихся по каким-то важным характеристикам людей не должна превышать 10%, иначе целостность и управляемость всей общности ставится под угрозу. Например, допустимая доля «маргиналов», людей живущих за чертой бедности равна этой величине. В немецкой армии, чтобы избежать «дедовщины» в батальоне «Берлин», количество переселенцев из бывших советских республик не должно было превышать 10% от общего числа военнослужащих[22]. В Голландии доля мигрантов на определенной территории (иногда даже в доме) не может быть больше этой величины.
Сходным образом для массового внедрения инноваций в повседневную жизнь необходимо, чтобы они получили распространение среди 10% населения. Так, пока уровень интернетизации населения не достигнет 10%, считается, что нет условий для массового внедрения новых технологий[23].
Местоположение России в международном рейтинге процветания также свидетельствует о том, что наша держава находится в обвале и у неё большие проблемы с властью: в 2010 году в списке стран даже с самым плохим управлением российское государство занимало 101-е место из 110.
Распространение коррупции также является показателем делегитимации власти. По оценкам международных экспертов, в 2010 году Россия являлась не только первой по уровню коррупции в Европе, но и одной из самых коррумпированных стран в мире.
Снижение ценности человеческой жизни, растущее осознание социальной несправедливости в ситуации формальной свободы всех граждан отчуждает членов общества от власти, переключает их внимание на борьбу за выживание всеми доступными и возможными методами, вызывает страх перед будущим.
Рубеж веков и тысячелетий неизбежно становится временем подведения определенных итогов и раздумий о том, «куда несет нас рок событий». В этих условиях неизбежно усиливается внимание к исследованию проблемы измерения уровня и направленности общественного развития, которая долгое время не получала однозначного ответа в философско-социологической литературе, что во многом объясняется сложностью социума как субъекта и объекта управления.
Появление первого интегрального количественного показателя - индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) полностью сменило систему взглядов на уровень жизни населения каждой отдельно взятой страны. Основным достоинством данного индекса стала переориентация систем ценностей на совершенствование человеческих возможностей, а не экономического роста, как это было ранее. Данный метод расчета уровня жизни был разработан для проведения сравнительного анализа уровня качества жизни в страновом аспекте и определении места каждой страны в мировой классификации.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни с 1993 года используется в рамках ежегодных докладов Программы развития ООН (ПРООН) по развитию человеческого потенциала. В качестве сводного индикатора он рассчитывается как средневзвешенный нескольких индексов и вычисляется на основе трех показателей:
- Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР) — оценивает долголетие.
- Уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся в начальных, средних и высших учебных заведениях (1/3 индекса).
- Уровень жизни, измеряемый основе реального ВВП на душу населения при паритете покупательной способности (ППС) в долларах США.
Уточним содержание этих трех компонентов ИРЧП:
Продолжительность предстоящей жизни при рождении – это число лет, которые может прожить новорожденный, если в течение его жизни уровень смертности будет соответствовать уровню, который имел место при его рождении.
Процент грамотного взрослого населения – это доля населения в возрасте 15 лет и старше, которое может с пониманием как прочитать, так и написать краткий простой текст, касающийся их повседневной жизни.
Валовой контингент учащихся – количество учащихся определенного уровня обучения, независимо от того, принадлежат ли они к возрастной группе, соответствующей этому уровню.
Реальный ВВП на душу населения (ППС в долл. США) – показатель ВВП на душу населения страны, конвертированный в доллары США, с учетом паритета покупательной силы валюты страны.
Паритет покупательной силы (ППС) – покупательная сила валюты страны: число единиц этой валюты, необходимое для покупки аналогичной представительной корзины товаров и услуг, которую можно закупить на доллар США в Соединенных Штатах Америки. ППС позволяет осуществлять типовое сравнение действительных уровней цен с учетом временной динамики; иначе обычный обменный курс может содействовать завышению или занижению покупательной силы.
Так как в ИРЧП объединяются натуральные и стоимостные показатели, то каждый показатель индексируется в пределах от 0 до 1. Значение ИРЧП применительно к какой-либо стране показывает пройденный ею путь в направлении достижения возможного значения 1 и позволяет вести сопоставление с показателями других стран.
Индексы определяют отклонения показателей региона от минимальных и максимальных значений соответствующих показателей. При расчетах ИРЧП для каждого из указанных трех показателей установлены фиксированные минимальные и максимальные значения. На данный момент ИРЧП рассчитывается для 179 стран, которые подразделяются на три группы: страны с высоким (0,8…1), средним (0,5…0,8) и низким (0…0,5) уровнем развития.
Два года требуется службам ООН, чтобы собрать статистику по странам, привести к единому знаменателю показатели душевого размера ВВП стран, пересчитав их по паритету покупательной способности (ППС) из национальных валют в доллары США.[24]
Каковы же показатели развития российского общества? По индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) наша страна сместилась с 26-го места в 1990 г. на 65-е место в 2010 г.
США, которые мы небезуспешно догоняли, занимали в 1990 г. 19-ю позицию, а ныне наше отставание составляет 61 позиция (вместо прежних семи позиций). В 1995 году Россия была даже на 114 месте вследствие резкого сокращения ВВП и повышения смертности.
Внутри сложного по своей структуре комплексного показателя ИРЧП можно выделить один важнейший компонент, по сути дела объединяющий в себе все остальные. Таковым является средняя продолжительность жизни, по которой РФ занимает лишь 121 место. Показатель долголетия стал значительно ухудшаться за время так называемых «реформ», начиная с 1992 года, когда он равнялся 70 годам.
И если средняя продолжительность жизни в России на 15 лет меньше, чем в группе развитых стран, да к тому же обнаруживает тенденцию к дальнейшему уменьшению, соответственно должен решаться вопрос и о степени прогрессивности нашей страны. Ибо, как выразился поэт А. Вознесенский, «все прогрессы реакционны, если рушится человек».
В России демографическая ситуация близка к катастрофе: население страны ежегодно сокращалось при президенте Ельцине примерно на один миллион человек, а при президенте Путине ежегодная убыль составляла 700-800 тысяч россиян. По расчётам специалистов, общая убыль русского народа за двадцать лет «реформ» составила 18 миллионов человек.
Причина вымирания нации – резкое ухудшение благосостояния и деморализация подавляющего большинства населения, вызванные развалом государства, хищнической политикой разграбления страны и культурной деградацией народа.
Таким образом, в связи с трансформацией российского общества, сопровождавшейся быстрым распадом социальных основ повседневного существования людей, происходит не только беспрецедентное для мирного времени вымирание народа, прежде всего русского, но и падение уровня и качества жизни абсолютного большинства населения, что ведёт к дезорганизации, деградации и дегуманизации социума, росту преступности и падению нравов.
Ныне уже не только отдельные ученые, но и все более широкие круги общественности приходят к выводу, что в результате беспощадного «эксперимента на выживание», проведенного в конце двадцатого века над гражданами великой державы, достигшей в советский период своего наивысшего в истории уровня развития[25], наше Отечество оказалось отброшенным далеко назад по всем основным показателям: геополитическим, оборонным, демографическим, экономическим, социальным, культурным и нравственным.[26]
Большинство народа разуверилось в способности бюрократии, обслуживающей интересы российских нуворишей, предложить научно обоснованную и достаточно привлекательную концепцию преображения страны.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что общественное мнение все чаще отторгает навязываемый выбор перспектив развития, ограниченный рамками иллюзорной дилеммы «хороший капитализм - плохой социализм», «передовой Запад – отсталый Восток» и т.п., как неадекватный современному уровню мироощущения и мировоззрения, основанному на осмыслении общецивилизационных закономерностей, практики всех развитых стран и многовекового исторического опыта России.
В последние годы идейный вакуум стремятся заполнить таким одномерным и односторонним конструктом, как теория модернизации, которая представляет собой совокупность различных, нередко эклектичных и слабо обоснованных (с точки зрения социального характера человека) концепций научно-технологического, экономического и политического развития, разработанных в западной социологии. При этом сущность модернизации определяется императивом обновления производства (путем введения инновационных технологий и/или организационно-управленческих элементов) и требованием утверждения меритократической системы вознаграждения.
В соответствии с таким истолкованием теории модернизации развитие всего мира определяется следующим образом: несколько «передовых» государств занимают лидирующее положение, а весь остальной мир их догоняет, стремится следовать заданному «идеалу» англо-саксонского образца. При этом либеральная демократия объявляется естественной формой политической организации гражданского общества, свободный рынок – формой капиталистического хозяйствования, а культура, избавленная от истинных духовных ценностей, ориентирует на материальное обогащение и становится секуляризированной.
Если же понимать модернизацию в широком смысле как изменение, усовершенствование социума (в единстве всех его сторон) применительно к новым требованиям и условиям, то нельзя не видеть, что (при рассмотрении социальных институтов, межличностных связей и ценностных предпочтений) эта концепция ограничивается лишь декларативными пожеланиями, а не определением конкретных критериев, социальных приоритетов, показателей и индикаторов развития гуманистической, социальной и экологической сфер жизнедеятельности общества.
Между тем трансформация России на рубеже веков диктует необходимость более глубокого изучения социальной реальности и поиск таких ориентиров преображения страны, которые отражали бы интересы большинства народа, способствовали повышению его творческого, инновационного потенциала в процессе ускоренного преобразования общества на началах истины, добра и красоты.