На каждый вопрос теста можно ответить следующим образом:
почти всегда - 2 балла
в большинстве случаев - 4 балла
иногда - 6 баллов
редко - 8 баллов
почти никогда - 10 баллов.
1. Стараетесь ли вы "свернуть" беседу в тех случаях, когда ее тема (или собеседник) неприятны вам?
2. Раздражают ли вас манеры собеседника?
3. Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?
4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым человеком?
5. Перебиваете ли вы собеседника?
6. Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседниккоснулсянеприятной для вас темы?
9. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?
10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон, с оттенком пренебрежения или иронии по отношению к собеседнику?
Подсчитайте общее количество баллов. Максимальная способность слушать оценивается 100 баллами. Если вы набрали 62 балла, то вы - слушатель выше среднего уровня. Вообще, чем больше баллов, тем в большей степени у вас развито умение слушать. Проведенные эксперименты показали, что средний балл слушателей — 55.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азбука делового общения. Встречи. Переговоры. Переписка. М., 1991.
2. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. М., 1990.
3. Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма М.,1989.
4. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1978.
5. Андреев В.И. Деловая риторика: практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казань, 1993.
6. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов. М., 1995.
7. Александрова 3.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: русский язык, 1986.
8. Балашова Л.В., Милехина Т.А., РисинзонС.А., Орлова Н.М. Русский язык и культура общения для деловых людей. Саратов: Слово,1997.
9. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете.М., 1994.
10. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2001.
11. Вербицкая ЛА. Давайте говорить правильно. М., 1993.
12. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура.М., 1990.
13. Голуб И.Б., Розенталь Д.Е. Секреты хорошей речи. М., 1993.
14. Горелов И.Н., Житников В.Ф., ЗюзькоМ.Ф., ШкатоваЛ.А. Умеете ли вы общаться? М., 1991.
15. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.
16. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. Учебник для студентов - нефилологов. Саратов, 2001.
17. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983.
18. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.: Высшая школа, 1988.
19. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981.
20. Горелов И.Н., ЖитниковВ.Ф., Зюзько М.Ф., Шкатова Л.А.Умеете ли вы общаться? М., 1991.
21. Горелов И.Н., Енгалычев В. Безмолвный мыслизнак: Рассказы о невербальной коммуникации, М., 1991.
22. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 2001.
23. Деловая корреспонденция и документация, М., 1991.
24. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научныйстильречи. Оформление научной работы. М., 1991.
25. Дмитриева О.И., Орлова Н.М. Русский язык и культура речи, Саратов: Научная книга, 2002.
26. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. М., 1978.
27. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1986.
28. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. М., 2000.
29. Кохтев Н.А. Основы ораторской речи. М., 1992.
30. Культура русской речи: Учеб. для вузов / Под ред. Л.К. Грудиной, Е.Н. Ширяева М., 1999.
31. Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1989.
32. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М., 1993.
33. Львова С.И. Язык в речевом общении. М., 1991.
34. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово.М.,1996.
35. Мучник Б.С. Культура письменной речи. М., 1996.
37. Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования.Ростов-на-Дону, 1997.
38. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986 и другие издания.
39. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. М.,1989 и др. издания.
40. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.
41. Снелл Ф. Искусство делового общения. М., 1990.
42. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992.
43. Стешов А.В. Как победить в споре: О культуре полемики. Л.,1991.
44. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1987.
45. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1976.
46. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник / Под. ред. К.С. Горбачевича. Л., 1973.
47. Федосюк М.Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов. М., 1999.
48. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.
49. Ханин М.И. Практикум по культуре речи или как научиться красиво и убедительно говорить: Учеб. пособие. СПб., 2002.