В отличие от теории трудовой ценности К.Маркса, отождествлявшей категории «ценность» и «стоимость», продолжатели идей родоначальников отечественной экономической науки указывали на неправомерность смешения этих понятий в научных исследованиях. Они подчеркивали, что между данными категориями имеется существенное различие. Действительно, если понятие «стоимость» выражает необходимые для создания товара затраты (что себе стоит производство товара), то категория «ценность» является отражением единства затрат, или издержек производства (стоимости), и полезности созданного товара.
Отождествление ценности и стоимости означает, по сути дела, не только недооценку, но и полное игнорирование потребительной стоимости (полезности) вещи. По мнению большинства экономистов, такой подход не может быть признан научным, так как полезность блага является неотъемлемым условием его продажи – купли.
Абстрагирование от полезности (потребительной стоимости), по примеру Маркса[290], и сведение ценности товара к «воплощенному» в нем абстрактному труду наемных рабочих допускали Н.И.Зибер, А.А. Исаев, Н.А.Каблуков, Н.А.Карышев, А.И.Чупров, отстаивавшие исключительно трудовое начало меновой стоимости товара. В работах Н.Х.Бунге, И.В.Вернадского, Ю.Г.Жуковского, В.Ф.Залеского, И.И. Кауфмана, Д.И.Пихно, Л.З.Слонимского, Л.В.Федоровича, Б.Н. Чичерина[291] и др. в процессе дискуссий с вышеупомянутыми авторами защищался научный подход к ценности, учитывающий ее обе стороны – стоимость и потребительную стоимость (полезность).
|
|
Исследование ценообразования на рынках