Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся к практическим занятиям

Практические занятия наилучшим образом способствуют реализации принципа связи обучения с реальной жизнью, теории с практикой. Они взаимосвязаны с лекционными и семинарскими занятиями и направлены на моделирование процесса отработки действий, максимально приближенных к практике.

Проведению практических занятий по отдельным темам курса предшествует проведение по этим же темам теоретических занятий (лекций, семинаров), что позволяет закрепить полученные теоретические знания, а также выработать необходимые навыки и умения использовать теоретические знания при решении практических ситуаций.

План проведения практического занятия включает в себя: организационную часть, краткий (фронтальный) опрос обучающихся по теоретическим вопросам темы, решение ситуационных задач, обсуждение решений этих задач и подведение итогов практического занятия в целом. Определяя указанные выше этапы проведения практического занятия, осуществляется распределение и учебного времени. Также, в плане указываются: цели занятия; общее время, отведенное на все занятие; место проведения; материально-техническое обеспечение; методы проведения занятия, в том числе активные и интерактивные; способы активизации и рекомендуемая курсантам и слушателям литература для изучения темы.

Перед проведением любого практического занятия преподаватель непосредственно сам к нему готовится: изучает литературу по теме, необходимые нормативные акты, судебную практику, а также обеспечивает подготовку к занятию и обучающихся, осуществляя консультации по возникшим вопросам при изучении ими материалов темы. Цели практических занятий по трудовому праву сводятся к тому, чтобы обучающиеся были проверены в усвоении основных положений изучаемых тем, чтобы они закрепили полученные теоретические знания и смогли отработать практические навыки разрешения практических ситуаций. А, в конечном счете, чтобы курсанты и слушатели смогли бы использовать теоретические знания и практические навыки на практической работе, умели бы правильно применять нормы трудового права. Кроме этого ставятся и воспитательные цели, направленные на повышение правосознания и укрепление правовой культуры обучающихся.

Сама же методика проведения практического занятия по трудовому праву реализуется в следующих этапах:

1. Организационная часть. В ходе которой преподаватель выясняет готовность учебной группы к занятию, проверяет наличие обучающихся и предметов материального обеспечения (учебная литература, трудовые кодексы, конспекты, задачники и т.д.) необходимых для проведения занятия. В этой же части занятия преподаватель напоминает курсантам и слушателям: название изучаемой темы, вид занятия, его цели, учебные вопросы, порядок и методы проведения с распределением времени. Указывается учебная литература и нормативные источники, которые допускаются к использованию обучающимися во время проведения практического занятия и решения ситуационных задач. На вводную часть занятия затрачивается не более пяти минут времени.

2. Основная часть. Она включает в себя краткий (фронтальный) опрос студентов по теоретическим вопросам темы и решение ситуационных задач с разбором этих решений. Опрос по теоретическим вопросам темы, как правило, длится около 20 минут времени, в ходе которого преподаватель проверяет степень усвоения обучающимися основных теоретических положения изучаемой темы и готовность их к данному практическому занятию. В ходе опроса преподаватель задает устные вопросы всем обучающимся учебной группы, но отвечают на них курсанты и слушатели по желанию или по вызову преподавателя. Ответы даются с места стоя. Остальные курсанты и слушатели внимательно выслушивают ответ своего товарища, а затем, по желанию, вносят в него дополнения и поправки. После обсуждения каждого вопроса, преподаватель делает соответствующие замечания по ответам каждого выступившего с выводами по теоретическому материалу.

На решение практических ситуаций уходит, как правило, около 60 минут времени. Происходит это следующим образом: преподаватель предоставляет курсантам и слушателям текст задачи (фабулу), в течение 2-3 минут обучающиеся осмысливают содержание фабулы, а также находят в ТК РФ нормы, необходимые для правильной юридической оценки ситуации. Затем, преподаватель заслушивает мнения курсантов и слушателей по вопросам задачи, привлекая к этой работе как можно больше обучающихся. При этом от курсантов и слушателей требуется не только юридическая оценка описанного в задаче обстоятельства, но и указание всех обязательных признаков, указывающих на такую оценку. Допускается свободный обмен мнениями, дискуссии, опрашиваются курсанты и слушатели меньшей активности в целях привлечения их к работе. На решение и обсуждение каждой задачи уходит 10-12 минут времени. После решения каждой из предложенных задач преподаватель по результатам обсуждения коротко дает заключение.

3. Заключительная часть. В ходе которой преподавателем подводится итог всего занятия. Подведение итогов длится около 10 минут. Отмечаются курсанты и слушатели, показавшие хорошие знания по теме и показавшие слабые знания. Кроме этого, преподаватель уясняет, весь ли материал понятен, нет ли каких-либо вопросов по материалам данной темы. Объявляются оценки. Коротко напоминаются вопросы темы, вызвавшие у обучающихся наибольшие сложности при ответах и даются рекомендации по их дальнейшему изучению. Под запись в конспект дается задание на самоподготовку, объявляется об окончании занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: