Поведение потребителей – это деятельность, непосредственно вовлеченная в совершение покупки, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней.
Для более упрощенного понимания поведения потребителей используется модель, во внутреннем содержании которой лежит процесс потребительского решения, состоящий из следующих стадий:
§ осознание потребности, когда у потенциального покупателя появляется желание в определенном товаре;
§ предпокупочные процессы, которые включают в себя оценку и сравнение альтернативных товаров, и определение способов совершения покупки;
§ принятие покупательского решения и совершение покупки;
§ послепокупочные процессы, которые включают в себя оценку покупателем своих действий, его отзывы о товаре в общении с другими людьми, совершение повторных покупок и др.
Помимо исследования внутреннего содержания потребительского процесса, необходимо принимать во внимание также влияние множества факторов: социальных, культурных, экономических, ситуационных и др. Общая схема анализа потребительского поведения изображена на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Аналитическая схема поведения потребителей.