Под полезностью понимается способность продукта удовлетворять потребность человека. В свою очередь полезность зависит от предпочтений и вкусов людей и запаса блага, чем больше у человека конкретного блага, тем меньше его полезность для него. Больше всего ценится 1-е потребляемое благо или то, которого у человека ещё нет, но ему бы очень хотелось его иметь..
Полезность - особое свойство, которое проявляется на потребительском рынке.
Т. к. вкусы людей различны, то и полезность приобретаемых благ субъективна, измерить ее сложно, но возможно, потребность измеряется в абстрактных единицах – ютилях (utile), либо в денежном выражении.
Не практике полезность измеряется в денежном выражении. Деньги измеряют полезность в силу того, что обладают высокой ликвидностью. Следовательно, покупатель сопоставляет полезность денег, которые он теряет при покупке с полезностью приобретаемого товара. Различают два вида полезности: общую (ТИ) и предельную (МИ)
Предельная полезность – это полезность, которую приносит потребителю каждая следующая единица конкретного блага. По мере того, как количество приобретенного товара растет, предельная полезность каждой дополнительной его единицы уменьшается, а общая полезность возрастает.
|
|
Общая полезность –это сумма предельных полезностей.
Количество товара | МИ | ТИ |
- | - |
Падение предельной полезности совпадает с тем, что общая полезность возрастет.
Графически кривая предельной полезности является также линией спроса. Если покупка растянута во времени, то кривых предельной полезности может быть несколько, в этом случае наименьшая полезность выражается приближением к осям ординат.
U
Множественные акты
| |||||
| |||||
|
Q
Следующим фактором, оказывающим влияние на потребительское поведение, является цена. Она проявляет себя в точном соответствии с действием экономического закона спроса, т.е., чем выше цена, тем ниже величина спроса и наоборот.
Доход является неценовым фактором и оказывает прямое влияние на потребительский спрос по принципу: чем выше доход, тем больше потребительский спрос.
Первые 2 фактора определяют желания потребителя, а 2 последних – его возможности.