Культурно-исторические особенности

Россия сегодня населена представителями разных национальностей. Однако культура и цивилизация страны называются русскими, поскольку в их основе заложены национально-психологические особенности, черты характера русского народа. Черты характера народа - это черты характера большинства населения страны. В настоящее время часто применяется понятие менталитет (ментальность). Под ним подразумевают глубинные основания личностных и общественных отношений к различным сторонам жизни, поведения и поступков. Различают менталитеты индивида, отдельных социальных слоёв и общества в целом (народа, нации, социума). Установлено, что менталитет социума обладает большей инертностью, чем менталитет социального слоя, тем более индивида. Заметные изменения менталитета социума могут занимать сотни лет, его основные черты сохраняются, по мнению некоторых, тысячелетиями. В основе национального менталитета лежит национальная культура, отражённая в традициях, морали, истории, религии, философии, науке, искусстве, образовании.

Первой чертой русского менталитета следует считать коллективизм, традиции подчинения личности общему делу, без которых в суровых природных и социальных условиях невозможно было бы выжить.

«Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить, но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность» (философ И.А.Ильин).

Только благодаря коллективизму выросла, защитилась и существует до сих пор русская цивилизация. Благодаря коллективизму русского народа другим евразийским народам было выгодно в суровую эпоху безжалостных захватчиков присоединяться к мощной, жизнеспособной России.

«При большом разнообразии географических условий для народов Евразии объединение всегда оказывалось гораздо выгоднее разъединения. Дезинтеграция лишала силы, сопротивляемости; разъединиться в условиях Евразии значило поставить себя в зависимость от соседей, далеко не всегда бескорыстных и милостивых... Евразийские народы строили свою государственность, исходя из принципа первичности прав каждого народа на определённый образ жизни. На Руси этот принцип воплотился в концепции соборности и соблюдался совершенно неукоснительно» (Л.Н.Гумилёв).

На причинувторой из основных черт русского менталитета – терпимость и уважение к иным национальностям – указал В.О.Ключевский:

«В образовании великорусского племени (русские: великороссы – 9/13, малороссы – 3/13, белорусы – 1/13) совместно действовали два фактора: природа страны и племенная смесь… Обширная восточноевропейская равнина, на которой образовалось русское государство, в начале своей истории не было на всём своём пространстве заселено тем народом, который доселе делает её историю… Восточная ветвь славянства, потом разросшаяся в русский народ, вступает на русскую равнину … со склонов Карпат. При распространении великороссов по равнине происходило перемешивание племён, а не завоевание края, не порабощение или вытеснение туземцев»

Благодаря этой черте стало возможным объединение евразийских народов именно в российский суперэтнос, стало возможным взаимное восприятие лучших черт и достижений соседей, необходимое для долговременного выживания. Ни один из соседних, затем присоединившихся народов русские не искоренили и не обратили в рабство - как индейцев и негров представители Западной цивилизации в США.

Третьей основной чертой русского менталитета является стремление к социальной справедливости (говорим о чертах большинства народа, куда может не входить властная элита). Это стремление естественно сопутствует коллективизму.

«Характерно русским явлением называется… признание греховности всякого богатства и роскоши… Богатый стыдился своего богатства, потому что в России абсолютный характер частной собственности всегда отрицался. Для русского сознания важно не отношение к принципу собственности, а отношение к живому человеку» (философ Н.А.Бердяев).

Соотношение личностных и общественных начал отличает русский менталитет от, например, западноевропейского, возникшего и существующего в более благоприятных условиях (мягкий климат, компактность территорий, выход к незамерзающим морским коммуникациям, историческая преемственность многовековой культуры римлян, защищённость восточными соседями от нашествий диких племён). Для обеспечения жизнеспособности в условиях, более насыщенных опасностями, от сообщества требуется б о льшее сплочение. Это можно отобразить на шкале соотношения черт индивидуализма и коллективизма в менталитете (см. рис.), имея в виду, что крайние положения – абсолютный индивидуализм или абсолютный коллективизм – для человеческого общества в принципе невозможны.

       
   


Западный Русский

менталитет менталитет

       
   
 


ИндивидуализмКоллективизм

 
 


Шкала соотношения черт индивидуализма и коллективизма

Рис. Соотношение черт в менталитете

Отмеченные черты русского народа объясняют свойственную ему духовность. Духовность можно определить как способность индивида подняться над своими личными интересами и действовать вопреки им, на пользу общества, в соответствии с иррациональной частью мировоззрения - Верой.

«Многое в русском мышлении чуждо и малопонятно западным людям… Русский индивид сложнее и богаче в своей глубине, во внутренней своей жизни… Характерная черта русского духа – искать всеобщего спасения, нести в себе ответственность за всех; его историческая миссия – дело мирового объединения» (Н.А.Бердяев).

Приоритет духовности в русском менталитете связывают с православием, затем со всей самобытной национальной культурой (с великой русской литературой, прежде всего), вобравшей в себя культуру всех национальностей, объединившихся в русский суперэтнос. Наконец, с идеей коммунизма – социальной справедливости.

Коллективизм,подчинение личности общему делу, имеет и обратную сторону. Русский человек скорее ощущает единство сообщества, к которому он принадлежит, чем себя в этом сообществе. Государственная власть до сих пор представляется ему как главный стержень всей общественной жизни. Признание приоритета совместных действий ведёт к подчинению и вере в харизматического лидера-вождя, сужает мотивацию человека к самостоятельным действиям, определённым образом сковывает его инициативы. Это зачастую затрудняет нахождение и реализацию оптимальных путей развития нации. Коллективистский русский характер предопределяет не всегда оправданную готовность подчиняться авторитету власти и вождя. И ещё: «Национальная скромность, самокритика и самоосуждение составляют нашу несомненную черту» (философ Б.П.Вышеславцев).

Для русского менталитета характерен ряд пословиц:

«Не в силе Бог, а в правде»;

«От трудов праведных не наживёшь палат каменных»;

«Не быть рабом и не стать господином»

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».

В целом, можно сказать, что единство и жизнестойкость в суровых природных и исторических условиях русскому народу придавало следование принципу

«Выживать сообща и не за счёт других».

Русская цивилизация с характерным для неё менталитетом объединила к настоящему времени представителей многих национальностей. Есть большой смысл в том, что за рубежом всех представителей России называют русскими, будь они по национальности татары, ингуши, евреи, башкиры, калмыки. Русскими часто называют даже грузин, армян, казахов и других бывших советских граждан, потому что за долгое время жизни вместе с русскими они приобрели черты неповторимого русского менталитета.

«Я умудрялся от эпизода до эпизода забывать, что я еврей. Не потому, что не хочу или стесняюсь быть евреем, а потому, что ощущаю себя человеком русской культуры по рождению, воспитанию, образованию…» (поэт А.Б.Кушнер).

Русский менталитет плохо совмещается с современными достижениями в обеспечении индивидуального комфорта, с принципами индивидуальной конкуренции, с транснациональной экономикой, основанной на рыночной системе. Но, хорошо соответствуя принципам устойчивого развития, он может стать духовной основой выживания России, как локальной цивилизации, в будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: