Задания для работы в аудитории. Проанализируйте предложенный ниже сценарий праздника «Масленица» с точки зрения использования различных методов и приемов подачи материала

Задание 1.

Проанализируйте предложенный ниже сценарий праздника «Масленица» с точки зрения использования различных методов и приемов подачи материала. Выделите все встречающиеся в нем, определите целесообразность и эффективность их использования.

МАСЛЕНИЦА

Действующие лица:

Скоморохи

Воевода

Сказочница

Зима

Снежинки

Ряженые

Оформление и атрибуты праздника

1. Плакаты: «Прощай, зима!», «Здравствуй, весна!», «Привет, масленица!».

2. Большая снежная гора.

3. Чучело масленицы.

4. Канат, вёдра с водой, лыжи, санки.

5. Блины и ароматный чай на травах.

Праздник рекомендуется проводить на улице возле крыльца школы.

С шумом и смехом появляются скоморохи.

1-й скоморох. Ха-ха-ха! Глянь-ка, сколько кругом зевак собралось!

2-й. А чего они сошлись, сами не знают. Лучше бы дома сидели.

3-й. Нет, это они на дармовые блины понабежали!

1-й. Слушайте, братья, вот что я знаю. Ехал один наш мужик лесом в слободу на ярмарку за покупками. В яр спустился, глядь — лисы хоровод водят. И все такие наряженные. И чего это они?

2-й. Да, это что! Я вот что знаю. У бабки Агафьи мыши развеселились, бегают из угла в угол да посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они?

3-й. Интересно. Только я ещё интереснее новость знаю. В одной школе народ собрался: нарядились, бегают, шумят, смеются. И чего это они?

Появляются Воевода, Сказочница и ряженые.

Воевода. Я отвечу на ваши вопросы. Лисы водят хоровод — зиму провожают и весну поджидают. Мыши играют — зиму провожают и весну поджидают. И ребята в школе суетятся, готовятся зиму проводить и весну встретить, на масленой недельке душистым чаем и сытными блинами полакомиться.

Сказочница. Веселые русские песни попеть да в игры-потешки поиграть!

Ой! Смотрите, сама матушка-Зима к нам на праздник идет!

Появляется Зима со Снежинками, кланяется.

Зима. Низкий поклон вам, добрые миряне! Поморозила я вас на славу. Довольна моя душенька. А, может, на вас еще морозца напустить?

Ряженые. Нет-нет!

Зима. А раз нет, то порадуйте меня, повеселите. Покажите свою силу и ловкость, да удаль молодецкую!

Скоморохи проводят игры: перетягивание каната, метание снежков в цель, бег на одной лыже, соревнования саночников и др. Воевода, Сказочница и Зима награждают победителей этих игр.

Зима. Ах! Спасибо вам! Порадовали вы меня, повеселили. А теперь моя очередь вас позабавить.

Зима вместе со снежинками исполняет хороводную песню «Зимушка-зима».

Воевода. Матушка-Зима! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за зимние каникулы и праздники Нового года и Рождества Христова, за катания на санках и лыжах.

Сказочница. Даже за сильные морозы спасибо, на то ты и матушка-Зима. А теперь дозволь нам сестрицу твою младшую — Весну-красну встретить.

На санях, запряженных тройкой лошадей, появляется Весна с подружками - русскими красавицами с цветами. Их, с веселым шумом, бегут встречать ряженые и скоморохи. Весна и ее окружение поднимаются на крыльцо, а Зима и снежинки уезжают под звон колокольцев.

Весна. Здравствуйте, жители провинциальные, ближние и дальние::

Немцы-лекари, евреи-аптекари,

Французы, итальянцы, заграничные американцы!

Российские баре, астраханские татары!

Господам купцам, безусым молодцам,

Бледнолицым современным девицам -

Мое нижайшее почтение!

Выходи и стар, и млад! Запевай-ка песни в лад!

Песни пой и пляши, веселись от души!

Долго я шла к вам, люди добрые, соскучилась. Принесла с собой цветов, бабочек и жуков, звонкоголосых птичек, а также хлопоты огородные. А еще привела самый сытный праздник русский и свою подружку — Масленицу. Встречайте!

Под русскую песню «Пряники» ряженые выносят украшенную яркими лентами и платками соломенную Масленицу.

Весна.

Душа ты моя, Масленица!

Касаточка ты моя, перепелочка.

Выезжала честная Масленица

На широк двор, во велик град

На семидесяти семи санях козырных

Душой потешиться,

Умом повеселиться,

Речью насладиться.

Сказочница.

Душа ты моя, Масленица!

Перепелиные косточки,

Бумажное твое тельце,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь.

Приезжай к нам в гости

На дубовой лодочке

На горах кататься,

В блинах поваляться.

Весна.

Дорогая наша гостья, Масленица!

Авдотьюшка Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная триаршинная,

Лента алая двуполтинная,

Платок беленький новомодненький,

Брови черные наведенные,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые головастые.

Ряженые исполняют русскую песню «Ой, блины-блины».

Весна. Дорогие гости! А знаете ли вы, что праздник Масленица корнями уходит в языческую Русь. В старину этот праздник отмечался очень широко. Заранее готовились снежные горки и качели, устанавливались балаганы для скоморохов, выставлялись столы с самоварами и горячими блинами, сладостями и медовухой. Недаром в народе про Масленицу говорят, что:

Скоморохи:

1-й. «Масленица — объедуха, деньгам — приберуха».

2-й. «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить».

3-й. «Масленица без блинов, что свадьба без невесты».

Весна. И праздновали Масленицу на Руси целую неделю с плясками, играми, угощениями. Деревня к деревне в гости шла показать себя, поэтому первый день масляной недели и называли «Встреча».

Ряженые исполняют песню «Из барских ворот».

Сказочница. Во второй день — «Заигрыш». С утра и стар, и мал готовились к представлениям скоморохов, катанию с гор и прочим шумным весельям.

Весна. И я приготовила вам забавы. Ну-ка, разомните ноги!

Скоморохи устанавливают чучело Масленицы на горе, на которой проводятся соревнования: кто дальше съедет; кто сбежит с горы с полными ведрами воды, не расплескав ее; кто влезет на высокий столб за подарком.

Воевода. Среда называлась «Лакомка». А ну, подходи кто проголодался, посоревнуемся: кто больше за минуту съест блинов, у которой хозяйки самый большой или самый толстый блин, кто больше всех выпьет кружек чая?!

Весна. Четвертый день масленичной недели назывался «Широкий четверг» или «Разгул». В этот день славилось возрождение солнечных дней, будто и блин поспел от Солнца. Начало калядованию: ряженые ходили по домам с песнями, бубнами и возили Масленицу на санях.

Ряженые исполняют русскую народную песню «Во кузнице».

Воевода. В пятницу — «Тещины вечерки» и в субботу - «Золовкины посиделки». В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков. Пренебрежение этими обычаями считалось ужасным оскорблением, и обида могла остаться надолго и даже стать причиной вечной вражды.

Сказочница. Заканчивалась Масленица «Прощеным воскресеньем». Все просили друг у друга прощения, в знак примирения целовались, а потом при всем народе сжигали чучело Масленицы. Ведь в соломе таилась бурная сила растительности, которую люди желали передать полям на благо себе.

Скоморохи:

1-й. Прощай, Масленица-пересмешница!

Тырь-тырь-монастырь.

Ты лежи, лежи, старуха,

На осиновых дровах,

Три полена в голове!

Воевода поджигает чучело Масленицы. Скоморохи, прыгая вокруг огня, поют:

2-й.

Масленица загорела,

Всему миру надоела,

Обманула, провела,

Годика не дожила,

До поста довела.

3-й.

Шла сторонкою ты к нам

По заулочкам-закоулочкам.

Несла блинов чугуны,

Надорвала животы.

Воевода.

Блинов напекла, сама все пожрала,

А нам редьки хвост дала на Пост.

Весело гуляла, песни играла,

Протянула до Поста. Гори, Сатана!

Все хором. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Весна. Дорогие мои! Масленица целые охапки сытных блинов принесла, да реки чая из душистых трав заварила. Подходите, насладитесь ими, а потом поедем на лошадях по родному краю кататься!

Сказочница.

Вот и праздничку - конец. Кто пел, плясал — молодец!

Воевода.

Я на том веселье был,

Блины ел, чай пил.

По усам текло, и в рот немного попало…

Задание 2.

Прочитайте текст «Социально-культурные комплексы и Центры досуга». Разработайте на его основе по вариантам фрагмент учебного занятия (лекционного или практического) с использованием различных методов и приемов обучения. Определите цель данного занятия, задачи, систему способов подачи материала, укажите, какое оборудование вы планируете использовать на таком занятии.

Вариант 1: методы устного изложения знаний и активизации познавательной деятельности учащихся.

Вариант 2: методы закрепления изучаемого материала.

Вариант 3: методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала.

Вариант 4: методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков.

Вариант 5: методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Социально-культурные комплексы и Центры досуга

СКЦ и Центры досуга - это государственное учреждение культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы.

Основными задачами СКЦ и ЦД являются:

- создание условий для активного отдыха населения;

-предоставление возможностей творческой самореализации личности или коллектива художественной самодеятельности;

- оказание услуг населению (в т.ч. платных);

- методическая помощь организаторам КДД школ, клубов, других организаций;

- игровая и концертная деятельность.

СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции:

1. Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы)

2. Физкультурно-оздоровительные организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом.

3. Образовательные организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности.

4. Стимулирование творческой активности проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ.

5. Досуговое общение проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов.

6. Информационные оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.

А также СКЦ и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.

Осуществляя свои творческие задачи, СКЦ и ЦД ставят перед собой главную цель в работе: создание единой концепции, определяющей качественную сторону культурно-массовой работы города, внедрение новых прогрессивных форм работы, сохранению, совершенствованию и развитию самодеятельных коллективов. Основными направлениями деятельности Социально-культурного центра является: развитие культурной жизни города, создание благоприятной культурной среды, поддержка различных форм социально-культурной деятельности населения города, удовлетворение общественных потребностей в культурно-досуговой деятельности, развитие народного творчества. Основная задача Центров досуга – предоставление платных услуг населению и создание условий для активного отдыха.

СКЦ и ЦД имеют свой устав, руководит ими директор, но в обсуждении всех проектов принимают участие представители всех объединений СКЦ и ЦД. Художественный совет контролирует работу директора.

На базе СКЦ и ЦД могут действовать следующие кружки, объединения и коллективы художественной самодеятельности:

1. Хоры и капеллы

2. Хореографические коллективы

3. Ансамбли песни и пляски

4. Самодеятельные театральные коллективы

5. Вокальные группы

6. Эстрадные студии

7. Студии и театры моды

8. Кружки по интересам для взрослых и детей (прикладные, творческие, технические)

9. Цирковые труппы

Методический отдел СКЦ и ЦД занимается разработкой сценариев и подготовкой и организацией досуговых, концертных и иных программ. В обязанности материально-технического и административно-хозяйственного отделов входит обеспечение КДД необходимыми материалами. При СКЦ и ЦД необходимы художник-оформитель (разработка и изготовление декораций), заведующий музыкальным оформлением (запись музыкальных фонограмм, подбор музыки к сценариям, муз. Оформление концертов, спектаклей, игровых программ, утренников, вечеров отдыха.

Литература

1. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий [Текст] / В.С.Аванесов. – М.: Центр тестирования, 2002.

2. Введение в специальность [Текст] / Под ред. Л.М.Рувинского. – М., 1988.

3. Ключникова, Т.Н. Контроль знаний: методическое пособие [Текст] / Т.Н. Ключникова. – Орел: Изд-во ОРАГС, 2004.

4. Косогова, А.С. Обучение и воспитание в высшей школе: учеб. пособие [Текст] / А.С.Косогова. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос.пед. ун-та, 2003.

5. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики [Текст] / Ч.Куписевич. – М., 1986.

6. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я. Лернер. – М., 1981.

7. Львова, Ю.Т. Творческая лаборатория учителя [Текст] / Ю.Т. Львова. – М., 1992.

8. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования [Текст] / А.Н. Майоров. – М.: Изд-во «Народное образование», 2000.

9. Натанзон, Э.Ш. Приёмы педагогического воздействия [Текст] / Э.Ш. Натанзон. – М., 1972.

10. Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в условиях ее значительного увеличения: сборник статей [Текст]. – Орел, 2005.

11. Пидкасистый, П.И. Портнов, М.Л. Искусство преподавания [Текст] / П.И.Пидкасистый, М.Л.Портнов. – М.: Российское пед. агентство, 1998.

12. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [Текст] / П.И.Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. – М.: Пед. общество России, 1999.

13. Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учебник для студентов вузов [Текст] / В.П. Пугачев. – М.: Аспект Пресс, 2001.

14. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.

15. Сценарии весенних праздников [Электронный ресурс]: Сценарии. – Электр. данные.– [200-?]. – Режим доступа: https:// inks-vesna/prazdniky/1/scenarii

16. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст] / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: