Художественная культура Древнего Рима

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя чужие достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и последующее развитие Европы.

Римляне, переняв у греков их сельскохозяйственные орудия, существенно их совершенствовали. Они добавили к плугу колеса, резец и отвальную доску, изобрели жатку, стали использовать молотильные цепи и серпы современной формы. Рим - родина оконного стекла. В Помпеях найдены бронзовые рамы с остатками стекла размером 100 х 70 см. Римские мастера усовершенствовали колесный транспорт: повозку дополнили поворотный передок и оглобли.

В римской архитектуре большое значение играло жилое строительство. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Главные типы жилых построек – домусы – городские дома римской знати, виллы – богатые загородные дома и инсулы – многоквартирные многоэтажные здания. Количество этажей в них доходило до восьми, пока в середине первого века н. э. не был издан специальный закон, в целях пожарной безопасности запрещавший строить в Риме дома, высота которых превышает 18 метров.

Кроме частного, в Риме велось и широкое общественное строительство. Общественные сооружения римлян порожают монументальностью и размахом. К ним относятся театры,амфитеатры, стадионы, термы (общественные бани), базилики (административные сооружения). Дворцы императоров и знати отличались не меньшим размахом и еще большей роскошью. име Риме

Этрусские традиции в архитектуре определили использование таких конструктивных элементов, как арки, своды и купола. Римские строители широко использовали бетон – этот материал, отличавшийся дешевизной и прочностью, как никакой другой, отвечал духу римского практицизма. Использование бетона заметно расширило конструктивные возможности архитектуры. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги и т. д. Многие их этих сооружений и сейчас находятся в прекрасном состоянии и продолжают приносить пользу.

Из бетона был сооружен и фундамент знаменитого амфитеатра Флавиев - Колизея. Невиданные размеры дали название этому сооружению (колоссальный). Колизей, предназначенный для гладиаторских боев и прочих ярких зрелищ, поражает не только смелым архитектурным решением, но и инженерными замыслами. Достаточно сказать, что арена по большим праздникам превращалась в громадный бассейн, размеры и глубина которого позволяли разыгрывать небольшие корабельные баталии.

Почти целиком из бетона построен и Пантеон (II в.), купол которого диаметром 43 метра сохранялся неповрежденным до середины ХIХ века. Цилиндрическая форма и купольное перекрытие, восходившие к традициям этрусского зодчества, передавали главную идею этого сооружения – идею единства. Пантеон был сооружен в то время, когда Римская империя достигла предела своего территориального расширения – Европа, Азия, Африка – три части света объединились в границах одного государства. Смешение верований, языков, традиций ставило проблему объединения, ассимиляции. Храм, посвященный «всем богам», должен был стать «духовным пристанищем» для всякого римского гражданина, независимо от его происхождения. Построенный в период правления Адриана, Пантеон был оформлен со свойственной римскому искусству пышностью – стены изнутри облицованы дорогими породами камня, рельефные квадраты – кессоны – на потолке по центру были первоначально украшены золотыми цветами – розетками. Снаружи облик храма более суров – гладкие стены не имеют окон (в соответствии с традициями римского зодчество помещение освещается единственным отверстием в потолке), вход предваряет пышный колонный портик. Скульптурные украшения, вносившие некоторое разнообразие в строгое решение экстерьера, не сохранились.

Несущим элементом в римских постройках, как правило, являлась стена,

Колонны выполняли лишь декоративную функцию. В храмовом строительстве Чаще всего использовался пышный коринфский ордер, а также тосканский - гладкие колонны, которые, так же как ионические, имели базу. В императорский период возникают комбинации различных типов капителей. Древнейший тип римского храма - круглый.

Бетон обладал замечательной прочностью, но низкими художественными достоинствами, поэтому здания в Риме принято было облицовывать – покрывать сверху другим материалом. В республиканском Риме для облицовки чаще всего использовался кирпич, начиная с эпохи Августа строители переходят на мрамор и другие породы камня, обладающие декоративными свойствами. Ордерная система, взятая римлянами у греков, так же переосмысливается, как чисто декоративная (начало этому было положено еще в эллинистическом искусстве). Несущим элементом в римских постройках, как правило, являлась стена, колонны выполняли лишь декоративную функцию. В храмовом строительстве распростроняется тип ложного периптера, стены которого декорировались приставленными к ним полуколоннами. Излюбленным ордером в Риме становится коринфский, а так же его усложненный вариант – композитный ордер.

Особого размаха римское строительство достигает во II – III веках. В этот период уделяется внимание провинциям – на территории Европы до сих пор сохранились римские мосты и триумфальные арки. Эти специфические сооружения воздвигались по случаю военных побед. Наиболее известным памятником является арка Тита в Риме (I в.). Она отличается благородством и строгостью пропорций, умеренностью декора. В поздний период арки становятся тяжеловесными, массивными (арка Севера).

В эпоху Империи «облицовывание», в основе которого лежит стремление «выдать одно за другое», становится принципом не только в архитектуре, но и в декоративно-прикладном искусстве и, даже, в живописи. Конструкция и декор существуют в римском искусстве достаточно автономно – простые традиционные формы предметов служат основанием пышному, иногда причудливому, декору.

Римская монументальная живопись так же стремилась к созданию видимостей, иллюзий. Не случайно ее развитие начинается с имитации дорогих пород мрамора. В начале нашей эры круг тем значительно расширяется и от имитации мрамора живописцы переходят к созданию сложных композиций, имитирующих иногда несуществующие архитектурные элементы и целые пространства – выход в сад, открывающуюся панораму и т. д. Примером могут служить росписи дома Ливии.

Несомненным успехом римской скульптуры можно считать портрет. Начало этому жанру положили этруски, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом; в этой традиции - не только стремление сохранить память об облике человека, но и отношение к личности как социально значимому идеалу. Резкая индивидуализация черт исключала возможность сглаживания, идеализации формы, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты внутренней - духовной. Поскольку духовные, нравственные идеалы в обществе подвергались постоянному пересмотру, эволюционировал и портрет. Скульптурным образам республиканской эпохи свойственны лаконичные формы, резкость линий. Императорский Рим Августа вернулся к художественным идеалам Греции, привнеся в них постепенно свою рассудочность, парадность и помпезность. В дальнейшем эти две тенденции соединились и родился новый жанр - смелые обобщенные портреты, которые передавали индивидуальные черты и в то же время создавали целостный образ личности. Римский портрет эпохи Антонинов сделал доступным для созерцания сложный внутренний мир человека.

Скульпторы в этот период отказались от фронтальных композиций и постепенно – от излишней детализации: в лице выделялось самое характерное, скупые линии и крупные формы делали портрет монументальным и экспрессивным одновременно. Изменялся портрет и по передаваемому настроению: от силы и жестокости до созерцательности и самоуглубленности. Особое внимание уделялось изображению глаз как средоточия внутренней жизни образа. Именно в эпоху Антонинов скульпторы, работавшие, преимущественно в мраморе, стали использовать прием процарапывания окружности глазного яблока и высверливания зрачка. Игра светотени в углублении создавала эффект глубины и особой выразительности взгляда. Состояние задумчивости, внутренней сосредоточенности прекрасно передано в портрете императора-философа Марка Аврелия. Меланхолической грустьюпроникнут и образ негра Мемнона, любимого ученикафилософа Геродота Аттика. К времени правления Септимия Севера относится портрет его супруги Юлии Домны, в котором выразительность облика и острота взгляда граничат с гротеском.

Начало римской литературе положили греки своими переводами на латынь «Одиссеи» и других произведений классики (Ливий Андроник, Луцилий). Первым действительно выдающимся литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров, создавая классические сюжеты комедии положений. Более психологичны характеры и сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра. Его «серьезная» комедия представляет собой переработку греческой (например, Менандра). Но если в «родных» комедиях зрителю все было известно с самого начала и его забавляло неведение персонажей, то Теренций ставил зрителя в такое же положение, что и героев пьесы, появился элемент непредсказуемости. Однако современники ценили Теренция более как стилиста - за чистоту языка.

Различие культур греческой и римской проявлялось в стадиях развития и в качестве личностного сознания. Ориентации на греческие культурные эталоны Сципионов противостояла италийская ориентация Катона. В своем творчестве он не только упорно сохранял приемы народного красноречия, но и защищал римский уклад жизни от эллинской изнеженности роскошью. Воспринимая литературу прежде всего как средство передачи социально значимой информации, Катон не понимал общее гуманитарное содержание греческой культуры.

Формирование личностного сознания на римской почве началось лишь в период разложения республики. Как мы убедились на примере греческой культуры, признаком этого процесса является появление лирики, которое свидетельствует об интерес к внутреннему миру человека.

Авторы римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и свои духовные переживания они облекали в готовые эллинистические формы. Первым из плеяды выдающихся лириков был Катулл. Как и другие поэты его круга, он писал большие «ученые» произведения и легкие небольшие стихотворения. И в тех, и в других особое внимание он уделял отделке формы. Содержание составляли вариации на темы малоизвестных мифов, которые позволяли развивать любовную тематику.

В течение последующих лет расцвет литературы был связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Тяготение к формализму и легкость сменяются углублением содержания и обращением к классической гармонии. Интерес к художественной литературе возрастал в Риме по мере угасания политической борьбы, которая в республиканский период поглощала духовные силы общества.

Август стремился управлять литературным процессом, поставить литературу на службу государственным интересам. Как исполнение государственного заказа можно расценивать создание Вергилием «Энеиды» - эпической поэмы о мифическом предке римской аристократии и самого Августа. Как «Илиада» - осмысление единства греческой нации, так «Энеида» - это осознание единства Рима. Именно в «Энеиде» чистой нотой зазвучал римский патриотизм.

Поэты лирики продолжали катулловское направление, стояли в оппозиции Вергилию и Горацию (последний стал теоретиком официозного классицизма). У Овидия сама мифология служит стилистическим приемом, который поднимает любовную игру до уровня обожествления (а значит, выше государственного). В условиях, когда Август провозгласил возврат к суровым обычаям предков, любовные элегии расценивались как кощунство - остаток жизни Овидий провел в ссылке.

Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматургии Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе «нового стиля»: затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.

Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали развитию прозы. Плодотворным итогом софистической практики явилось возникновение малых прозаических форм - писем (художественных и псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман.

Исторические повествования, ставшие весьма распространенными в Риме, были призваны компенсировать отсутствие собственной мифологии. Развитие личного лирического начала в литературе, а такое преобладание обыденного утилитарного сознания в духовной жизни породили интерес к вполне земным приключениям и любовным переживаниям («Дафнис и Хлоя» Лонга). Заметная деградация личности и чувств нашли отражение в литературе, переживании ее героев - это страдания собственника, лишенного собственности.

Вершиной античной прозы можно назвать роман сатирический, роман-пародию (Лукиана, Апулея, Петрония).

В эпоху империи все больше распространялись различные учения мистического характера - неопифагореизм, неоплатонизм, которые постепенно приближали рациональную философию к религии. Весьма популярными были религии Востока, египетские культы. Поисками единственно необходимой религии была занята большая часть населения огромной империи.

Бытовая утварь римлян была более разнообразна, чем в Греции – широко использовалась бронзовая и стеклянная посуда. Были специальные приспособления для подогрева воды и отапливания помещений, принципом действия напоминающие самовар. Одежда, как и в Греции, была не сшитая (у мужчин - туника и тога, у женщин - туника и стола); широкое распространение получили разнообразные плащи.

Достижения римской материальной культуры стали основой технического развития Западной Европы в эпоху средневековья.

Вопросы и задания:

1. Назовите наиболее развитый жанр римской скульптуры? Какие религиозные представления инициировали его появление?

2. Перечислите жанры римской литературы. Какова была ее социальная роль?

3. Какие римские сооружения до сих пор используются в практических целях?

4. Назовите элементы характерные для римской архитектуры.

Литература:

1. Боннар, А. Греческая цивилизация. Алпатов, М.В. Всеобщая история искусств. В 3-х томах, Т. 1 [Текст] /

2. М. В. Алпатов. М.-Л.: Искусство 1949. – 386с.

3. Всеобщая история искусств. В 6-ти томах. [Текст] / М., 1960.

4. Грибунина, Н.Г. История мировой художественной культуры [Текст] / Н. Г. Грибунина. Тверь, 1993. Ч. 1-2.

5. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств [Текст] / Н. А. Дмитриева. М.: Галарт – АСТ-ПРЕСС, 2004. – 623с.

6. Воскобойников, В. Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие [Текст] / В. Н. Воскобойников. М.: Изд-во Московского гос. ун-та культуры, 1995. – 288с.

7. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций [Текст] / Г. Д. Гачев. М.: Academia, 1998. – 311с.

8. Гомбрих, Э. История искусства [Текст] / Э. Гомбрих. М.: АСТ, 1998. – 687с.

9. Зарецкая, Д. М. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток: Учебное пособие для учащихся ст. классов школ, гимназий, лицеев, студентов вузов [Текст] / Д. М. Зарецкая, В. В. Смирнова. М.: Айрис-пресс, 2004. – 304с.

10. История мировой культуры / Научная разработка и сост. Ф. С. Капицы; Под ред. Л. В. Кашинской, В. В. Славкина. [Текст] / М., 1996. – 245 с.

11. История мировой культуры: Курс лекций / [Текст] / Издательство РГГУ; М., 1998. –289 с..

12. Карпушина, С. В. История мировой культуры: Учебник для вузов. [Текст] / С. В. Карпушина, В. А. Карпушин.– М.: Nota bene, 1998. – 535с.

13. Кулаков, В. Е. Религии мира: Методическое пособие для учителя. [Текст] / В. Е. Кулаков. - М

14..: АРКТИ, 1997. – 182с.

15. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / М., 2001.

16. Розанов, В. В. Религия и культура. В. В. Розанов. [Текст] / М.: АСТ, 2001. – 640с.

17. Яковлев, Е. Г. Искусство и мировые религии: Учебное пособие для студентов. [Текст] / М.: Высшая школа, 1977. – 345 с.

A. Литература ко всему курсу

1. Алексеев, В.П. История первобытного общества [Текст] / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. – М.: Прогресс, 1990. – 291с.

2. Алпатов, М.В. Всеобщая история искусств. В 3-х томах [Текст] / М. В. Алпатов. – М.-Л.: Искусство 1949. – 386с.

3. Брей, У. Археологический словарь [Текст] / У. Брей, Д. Трамп. – М.: Прогресс, 1990. – 368с.

4. Белецкий, П.А. Китайское искусство [Текст] / П. А. Белецкий. – Киев.: Гос. изд. изобр. исск. и муз. лит. УСРР 1956. - 253с.

5. Белицкий, М. К. Забытый мир шумеров [Текст] / М. К. Белицкий. – М.: Наука. 1980. -397с.

6. Белявский, В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический [Текст] / В. А. Белявский. – М.: Мысль, 1971. – 319 с.

7. Бэшем, А. Чудо, которым была Индия [Текст] / А. Бэшем. – М.: Наука. 1977. – 616 с.

8. Боннар, А. Греческая цивилизация [Текст] / А. Боннар. – М.:

9. Алпатов, М.В. Всеобщая история искусств. В 3-х томах, Т. 1 [Текст] / М. В. Алпатов. – М.-Л.: Искусство 1949. – 386с.

10. Воскобойников, В. Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие [Текст] / В. Н. Воскобойников. – М.: Изд-во Московского гос. ун-та культуры, 1995. – 288с.

11. Виппер, Б. Р. Введение в историческое изучение искусства [Текст] / Б. Р. Виппер. М., 1985.

12. Всеобщая история искусств. В 6-ти томах [Текст] / М.: Искусство.1960.

13. Грибунина, Н.Г. История мировой художественной культуры. [Текст] / Н. Г. Грибунина. – Тверь, 1993. Ч. 1-2. – 478 с.

14. Голант, В.Я. Народ-мудрец [Текст] /В. Я. Голант. – Л.: Учпедгиз. 1959. – 136с.

15. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций [Текст] / Г. Д. Гачев. – М.: Academia, 1998. – 311с.

16. Гомбрих, Э. История искусства [Текст] / Э. Гомбрих. – М.: АСТ, 1998. – 687с.

17. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств [Текст] / Н. А. Дмитриева. – М.: Галарт – АСТ-ПРЕСС, 2004. – 623с.

18. Древний Восток и мировая культура [Текст] / М.: Наука. 1981. – 181 с.

19. Замаровский, В. Их величества пирамиды [Текст] / В. А. Замаровский. – М.: Наука. ГРВЛ. 1986. – 431 с.

20. Зарецкая, Д. М. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток: Учебное пособие для учащихся ст. классов школ, гимназий, лицеев, студентов вузов [Текст] / Д. М. Зарецкая, В. В. Смирнова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 304с.

21. Зедльмайр, Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства [Текст] / Г. Зедльмайр. – СПб.: Аксиома, 2000. – 272с.

22. История мировой культуры / Научная разработка и сост. Ф. С. Капицы; Под ред. Л. В. Кашинской, В. В. Славкина. [Текст] / М., 1996. – 245 с.

23. История мировой культуры: Курс лекций / [Текст] / Издательство РГГУ; М., 1998. – 289 с.

24. Карпушина, С. В. История мировой культуры: Учебник для вузов [Текст] / С. В. Карпушина, В. А. Карпушин.– М.: Nota bene, 1998. – 535с.

25. Кочетов, А.Н. Буддизм [Текст] / А. Н. Кочетов. М.: Наука 1965. – 200 с.

26. Кулаков, В. Е. Религии мира: Методическое пособие для учителя [Текст] / В. Е. Кулаков, М.: АРКТИ, 1997. – 182с.

27. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / М., 2001. – 421 с.

28. Леви-Строс, К. Печальные тропики [Текст] / К. Леви-Строс. – М.: Мысль, 1984. - 220 с.

29. Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта [Текст] / М. Э. Матье. - М.: 1961. – 593с.

30. Мириманов, В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира [Текст] / В. Б. Мириманов. М.: АО "Согласие", 1997. - 327 с.

31. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общей редакцией Л. М. Мосоловой [Текст] СПб.: Издательство «Лань» 2001. – 288с.

32. Розанов, В. В. Религия и культура [Текст] / В. В. Розанов. – М.: АСТ, 2001. – 640с.

33. Тайлор, Э. Миф и обряд в первобытной культуре [Текст] / Э. Тайлор. – М.: Русич, 2005. - 624с.

34. Фрезер, Дж. Золотая ветвь [Текст] / Дж. Фрезер. – М.: Эксмо, 2006. - 347с.

35. Целлар, К. Архитектура страны фараонов: жилище живых усопших и богов [Текст] / К. Целлар. – М.: Стройиздат 1990. – 160с.

36. Яковлев, Е. Г. Искусство и мировые религии: Учебное пособие для студентов [Текст] / Е. Г. Яковлев. – М.: Высшая школа, 1977. – 345 с.

Учебное издание

Бобылев Борис Геннадьевич

Ковалева Елена Витальевна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: