Киевская Русь

Киевская Русь – первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода становления феодализма. Это колыбель государственности трех братских народов – русских, украинцев и белорусов, а также одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и Севера.

Образование Древнерусского государства было длительным процессом, многовековым развитием славянского общества.

Предпосылки образования государства у восточных славян (рис. 8):

1) социально-экономические предпосылки: на смену подсечному земледелию, связанному с коллективным трудом пришло пашенное земледелие; совершенствование орудий труда (железные сошники, плуги) привело к тому, что родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной «соседской» общине; хозяйственная самостоятельность отдельных семей приводила к имущественному расслоению общины; отделение ремесла от других видов хозяйствования, рост внутренней и внешней торговли; создание специального аппарата для управления общиной;

2) политические предпосылки: необходимость расширения территории; объединение племен в племенные союзы; необходимость совместной обороны от кочевников (с VI в. борьба с аварами, с VIII в. – с хазарами и т.д.);

3) духовные предпосылки: формирование древнерусской народности; единство языка, традиций, обычаев; языческая религия.

Условная дата создания Киевской Руси – 882 г., когда объединились два княжества: Киевское и Новгородское. Столицей государства стал г. Киев.

Основные периоды образования Древнерусского государства (рис. 9):

1. Период объединения восточнославянских племен в единое государство, создания аппарата государственной власти, военной организации, осуществления внешней политики (2-я пол. IX в. – кон. Х в.). В этот период происходило объединение всех восточнославянских (и части финских) племен под властью князя киевского; приобретение заморских рынков для русской торговли; охрана торговых путей; защита границ русской земли от нападений кочевников.

2. Период расцвета Древнерусского государства, его наивысшего военного могущества, расцвета культуры и окончательного утверждения феодальных отношений, период крещения Руси (кон. X в. – сер. XI в.). Расцвет Древнерусского государства приходится на время княжения Владимира I (980-1015 гг.) и Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). В этот период происходило: вхождение в состав Киевской Руси восточнославянских земель; укрепление государственного аппарата; обеспечение защиты русских земель от набегов печенегов.

Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. На Руси началось каменное строительство, широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Создается первый свод законов – «Русская Правда», который предусматривал неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам (рис. 10).

Большое значение для страны имело принятие христианства – оно стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития Руси, поставив её между Западом (католичеством) и Востоком (исламом); явилось основой всей последующей русской культуры; укрепляло государственную власть и территориальное единство Руси; уравнивало Русь и расширяло связи с христианскими странами; помогало перенимать культуру античных народов.

3. Период упадка, ослабления Древнерусского государства, феодальная раздробленность (2-я пол. XI в. – нач. XII в.). Ярослав перед смертью (1054 г.) разделил свои владения между сыновьями и завещал им не враждовать, а помогать друг другу. Киев достался Изяславу, Чернигов – Святославу, Переяслав – Всеволоду, Владимир-Волынский – Игорю, Смоленск – Вячеславу. Три старших брата составляли «триумвират» по управлению Русью. Они продолжали укреплять границы государства, в 1060 г. разгромили тарков, но в 1068 г. были разбиты половцами. Это поражение привело к междоусобным войнам.

В 1097 г. наиболее популярный на Руси князь Владимир Мономах созывает Любечский съезд князей, на котором было принято решение прекратить усобицы. Но усобицы продолжились и после Любечского съезда.

Владимир Мономах (1113 – 1125 гг.), став киевским князем после восстания киевлян, дополнил «Русскую Правду» новыми статьями, которыми регламентировались переход в холопство и правовое положение закупов, упорядочивалось взимание процентов ростовщиками, улучшалось положение купечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: