Кризисы власти. Нарастание кризиса государственного управления и местного самоуправления

Первый кризис – апрельский. Разразился из-за выступления лидера кадетов министра иностранных дел П.Н. Милюкова с нотой о продолжении войны до победного конца. Против этого официального заявления выступили рабочие и солдаты в Петрограде, Москве и ряде других центров. По стране прокатилась волна массовых антивоенных демонстраций под лозунгами «Долой министров-капиталистов!», «Долой Милюкова!». П.Н. Милюков и А.И. Гучков (военный министр, лидер октябристов) вынуждены были уйти в отставку. В состав Временного правительства вошли лидеры умеренных социалистов (эсер В.М. Чернов, меньшевик И.Г. Церетели и др., всего 6 человек), стремившиеся авторитетом своих партий укрепить позиции буржуазной власти. Петроградский Совет выразил полное доверие новому составу кабинета.

Второй кризис – июньско-июльский. Дестабилизация обстановки в стране и недоверие правительству были вызваны неудачным наступлением русских войск на Юго-Западном фронте и заявлением кадетов о своем выходе из состава правительства (в знак несогласия с намерением министров-социалистов пойти на некоторые уступки Центральной Раде, настаивавшей на автономии Украины еще до созыва Учредительного Собрания). Новый министерский кризис разразился на фоне массовых антивоенных демонстраций в Петрограде, в которых принимали участие вооруженные солдаты и рабочие. Повсюду звучал большевистский лозунг «Вся власть Советам!». Правительство расценило происшедшие события как заговор большевиков, демонстрации были расстреляны войсками, большевики объявлены вне закона как «немецкие шпионы» (многие руководители были арестованы). Состав Временного правительства вновь изменился (в него вошли лидеры меньшевиков и эсеров из Петросовета, председателем стал А.Ф. Керенский). Эсеро-меньшевистские верхи Советов признали за новым правительством «неограничеснные полномочия для восстановления дисциплины в армии, решительной борьбы со всеми проявлениями анархии», на фронте восстанавливалась смертная казнь и военно-полевые суды. Власть сконцентрировалась в руках Временного правительства, с двоевластием было покончено.

Третий кризис – августовский. Министерский кризис был вызван попыткой мятежа Верховного главнокомандующего генерала Л.Г. Корнилова, который 25 августа двинул войска на Петроград и потребовал отставки Временного правительства. Целью правого государственного переворота было установление открытой военной диктатуры, разгром вооруженных рабочих отрядов и Советов. А.Ф. Керенский в надежде упрочить собственные позиции на политической арене обвинил Корнилова в попытке «установить государственный порядок, противоречащий завоеваниям революции» и, тем самым, получил мощную поддержку Советов, профсоюзов, социалистических партий (включая большевиков). Мятеж был подавлен при активном участии большевиков (был создан Комитет народной борьбы с контрреволюцией, железнодорожники саботировали переброску корниловских войск, туда направились сотни революционных агитаторов ). Надо особо отметить, что в условиях прямого военного столкновения леворадикальных сил с правыми Советы проявили себя самым эффективным общественно-политическим институтом. Они приводили в боевую готовность воинские части, брали в свои руки средства связи, переподчиняли себе вооруженные силы на местах и энергично подавляли открытые очаги реакции. Именно Советы оказались в центре борьбы против корниловщины. С конца августа руководство Советами постепенно переходила к большевикам, началась большевизация Советов.

Министры-кадеты, не желавшие участвовать в расправе над мятежным генералом подали в отставку. Правительство, фактически, распалось, и у власти с 1 сентября стала Директория, куда наряду с политиками (А.Ф. Керенский, М.И. Терещенко, А.М. Никитин) впервые вошли военные (генерал А.И. Верховский, адмирал Д.Н. Вердеревский). Россия 1 сентября была провозглашена республикой. 25 сентября было сформировано третье коалиционное правительство (10 мест было у социалистов, 6- буржуазных политиков, министр-председатель - А.Ф. Керенский), в декларации которого от 26 сентября было заявлено о желании стать «твердой властью» и силой остановить «волны анархии». 2 октября правительство утвердило Положение о предпарламенте, получившем наименование Временного Совета Российской республики. Этот политический институт мог придать государственному развитию страны форму парламентской республики, но превратился в бесправный орган, место бесплотных и изнурительных дискуссий.

Режим А.Ф. Керенского нарушил окончательно хрупкий баланс сил в стране. Керенский бесконтрольно распоряжался высшей государственной властью: издавал указы и постановления по самым различным вопросам государственной и общественно-политической жизни; запрещал или ограничивал деятельность политических партий; закрывал газеты и журналы; разрешал и запрещал съезды и совещания; самолично раздавал государственные должности и назначал послов. Он был ослеплен головокружительной карьерой (его изображали национальным героем, спасителем Отечества) и утратил способность к критическому самоанализу и правильной оценке событий, не желал вносить каких-либо перемен ни в политику, ни в структуру власти. Правые силы обвиняли Керенского в беспринципности и политическом коварстве, развале армии.

Правительство Керенского не имело необходимой опоры на местах. Осенью 1917 г. распались комитеты общественных организаций, давшие массовую поддерж­ку правительству весной. Был дискредитирован институт прави­тельственных комиссаров. В сложившихся условиях многие комиссары думали, прежде все­го, о себе, о сохранении своей жизни и старались держать воинские команды поближе к собственной персоне, под рукой, не отпуская их даже в самые беспокойные места. Многие комиссары бросали должности. Вместо института комиссаров на полити­ческой арене основательно обустраивался главный их соперник — Советы рабочих и солдатских депутатов, причем делали они это де­монстративно, без видимого сопротивления со стороны властей. Управлявшая на местах номенклату­ра партии эсеров раскололась, как и сама партия эсеров, на две партии — правых (В.М. Чернов) и левых эсеров (М.А. Спи­ридонова).

И в этой ситуации власти оказались перед прямой и молниеносно нараставшей угрозой удара с левого, большевистского фланга. Реальная власть в столице все больше концентрировалась в руках большевистского Петросовета.

Кризис государственного управления и местного самоуправления к осени 1917 г. проявился:

1. В распаде общественных исполнительных комитетов и дискредитации института правительственных комиссаров.

Начала ослабевать роль общественных исполнительных ко­митетов, из них стали уходить и леворадикальные, и буржуазно-поме­щичьи элементы. Организации и учреждения, базировавшиеся на поддержке широких слоев населения, теряли под собой почву и ослабева­ли. Основная масса общественных исполнительных комитетов к моменту решающей схватки за власть была ликвидирована.

Был ослаблен и дезорганизован институт правительственных комиссаров, назначенных Временным правительством по рекомен­дации партии кадетов (к маю 1917 г. насчитывалось 57 губернских и 353 уездных комиссара, в основном кадеты и октябристы) В расшатывании власти комиссаров главную роль сыграли социа­листические партии, прежде всего, меньшевики и эсеры. Они решили заменить назначенных комиссаров на «правильно» избран­ных (т.е. на основании всеобщего избирательного права). С весны до осени 1917 г. они вели кампанию против «назначенных» и невольно, таким образом, способствовали ослаблению власти центра на местах. В дискредитации власти комиссаров роковую роль сыграл и продовольственный кризис (комиссары, как правило, возглавляли местные продовольственные органы). Массы населения возлагали на них ответственность за начавшийся в стране голод, дороговизну, растущую анархию.

2. В процессе нарастания советизации России и кризис земского и городского самоуправлений.

Ослабление органов власти Временного правительства усиливало власть Советов (к октябрю 1917 г. их насчитывалось около 1429). Временное правительство противопоставляло Советам местные органы самоуправления (губернские и уездные земские собрания, городские думы и их управы, которые были созданы на территории всей России, а ранее отсутствовали в национальных окраинах). Однако роль самоуправления все больше брали на себя Советы, а введенные летом 1917 г. в волостях и национальных окраинах земства не успели развиться. Органы местного самоуправления оказались сильно политизированными, отошли от своих непосредственных функций заботы о нуждах населения, потеряли связь с избирателями, с народом. В дни корниловского мятежа на городские думы пала тень причастности к его организации и сочувствия корниловцам. Выступление кадетов на стороне корниловских мятежников — одна из причин того, что не городские думы, а Советы стали центрами борьбы с корниловщиной (при них возникли «ревкомы — комитеты спасения Родины и революции»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: