Среди психологических «пружин» человеческой активности на поле боя важное место занимают суеверия, символика и мифы.
Знание психологических механизмов, функций и форм суеверий, мифов и символов, доминирующих у офицеров и солдат, позволяет правильно строить систему психологического обеспечения боевых действий частей и соединений.
Суеверие — предрассудок, в силу которого многое из происходящего представляется проявлением сверхъестественных сил, предзнаменованием будущего.
Очень четко и образно подметил природу суеверия Спиноза. Он подчеркивал: «...Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается»
В связи с этим представляется более верным выделить суеверия в самостоятельное явление, классификационно разместив его между предрассудками, с одной стороны, и неврозом навязчивых состояний, с другой стороны.
В соответствии с принятой нами методологической позицией суеверия представляют собой своеобразный квазиресурс, расширяющий психологические возможности участника боевых действий.
Например, человек, верящий в «волшебную» силу талисмана, может спать более спокойно, не испытывать различного рода фобий, активно действовать в бою до тех пор, пока талисман с ним. И напротив, он практически утрачивает качества бойца в случае его утери.
Суеверия в боевой обстановке манифестируются в формах ношения амулетов и талисманов, предчувствия, загадывания, табу, обязательных для исполнения обычаев, обрядов, ритуалов, молитв, заговоров, мифов, фатализма и т. п.
Используя положения Толкового словаря русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, дадим определения перечисленным феноменам.
Амулет — предмет, носимый на теле и считаемый магическим средством против болезни, несчастья.
Очень близким к амулету по содержанию является понятие «талисман».
Талисман — предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу. В отличие от амулета талисман больше ориентирован не на обережение человека, а на увеличение его радости, счастья, добра, удачи и т. д.
Амулеты и талисманы бывают «на все случаи жизни» и оберегами от конкретных несчастий. Как средства оберега амулеты использовались участниками боевых действий во все времена.
Загадывание — предположение о наступлении какого-либо события в связи с наступлением или не наступлением другого события.
Как показывает изучение, военнослужащий как бы играет с судьбой и это приносит ему временное удовлетворение. В том же случае, когда загадывание завершается успешно, он получает мощный ресурс спокойствия, уверенности в своей неуязвимости, бесстрашия.
Предчувствие — чувство ожидания чего-нибудь предстоящего и неизвестного. По существу предчувствие представляет собой предположение (допущение события, вероятность появления которого еще не известна), дополненное чувством тревожного ожидания. Подмена предположения предчувствием особенно часто осуществляется в обстановке опасности и нервного напряжения.
Многие воины предчувствуют ранение или смерть. Возможно срабатывают психологические механизмы виктимного поведения, но предчувствия нередко сбываются. Виктимология — область научного знания, исследующая влияние поведения жертвы на формирование причин покушения на нее.
Молитва — текст, произносимый при обращении к Богу, к святым.
В боевой обстановке используются не столько канонические тексты молитв, сколько молитвы, подсказанные мамой, бабушкой, придуманные самими военнослужащими. Часто это собственно не молитва, а обещание Богу верить в него безрассудно и быть его верным рабом, если произойдет или не произойдет то или иное событие.
Обычай — традиционно установившиеся правила общественного поведения.
Примером обычая, проявляющегося в форме суеверия, является существовавшее в Афганистане правило не допускать военнослужащих, подлежащих замене в ближайшие месяцы, к участию в боевых действиях.
Примета — явление, случай, который в народе, социальной группе считается предвестием чего-нибудь.
Е. С. Сенявская приводит одну из примет, имевшую место в одном из разведывательных батальонов, действовавших в Афганистане. «Если раненый, находящийся в полуобморочном состоянии, притронется к своим гениталиям, значит наверняка умрет»
Ритуал — порядок обрядовых действий, церемониал.
В боевой обстановке многие воины совершают ритуалы при подготовке к бою. При этом строго отслеживается порядок выполнения действий по подготовке оружия, снаряжения, экипировки, к занятию боевой позиции, наличие одних и тех же элементов обмундирования или снаряжения, в том числе давно пришедших в негодность (например, истертая до дыр тельняшка), и т. д.
Обряд — совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции. Особенно четко соблюдаются на войне обряды приема пополнения, убытия в отпуск, прощания с погибшими товарищами и др.
Табу — запрет (светского или религиозного характера), налагаемый на какое-нибудь действие, слово, предмет, употребление или упоминание которых неминуемо влечет за собой социальные или «религиозно-мистические» санкции в виде наказания, болезни или смерти.
Фатализм — представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п.
Многие участники боевых действий спасаются от травмирующих размышлений о будущем с помощью веры в то, что все решает судьба, которая представляет человеку лишь конкретный случай, когда он может погибнуть, в других же случаях смерть обойдет его стороной. Фатализм на войне поднимается до уровня определенного мировоззрения.
Суеверия и приметы, бытовавшие во время войны в Афганистане, заимствованные из опыта прошлых войн, частично видоизмененные и дополненные «исконно афганскими»:
а) система табу (запретов) на определенные действия накануне боевых операций (не бриться, не надевать чистое белье, не дарить никому своих вещей, не разговаривать на определенные темы);
б) выполнение определенных ритуалов после возвращения с боевых операций («вернулся в часть — посмотрись в зеркало»);
в) традиции и обычаи в отношении погибших (не занимать койку, не убирать вещи и фотографию в течение 40 дней, традиционный третий тост; не носить вещи погибшего, ничего не брать с мертвых, не показывать на себе место,куда ранили другого, и т. п.);
г) хранение амулетов и талисманов (не обязательно религиозных символов, хотя часто талисманами служили ладанки и нательные крестики);
д) молитвы (не обязательно традиционные, часто — у каждого свои, самодеятельные);
е) коллективные привычки, выработанные по принципу целесообразности и в дальнейшем закрепленные традициями боевого подразделения;
ж) придание каким-либо (как правило, выходящим за рамки уставов и инструкций) рациональным действиям дополнительной мистической нагрузки-обоснования;
з) традиции, присущие определенному воинскому коллективу, часто связанные с военной специальностью.
Значимыми механизмами регуляции поведения участников боевых действий являются мифы и символы.
Миф (от греч. mythos — предание, сказание) — повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В них переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.
Мифы в переносном смысле — ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепции, представления. С точки зрения ресурсного подхода к пониманию психологических возможностей участника боевых действий миф — это разновидность квазиресурса, позволяющего найти веру и мотивацию там, где ее на самом деле нет.
В боевой обстановке они могут возникать как спонтанно и передаваться по каналам неофициальной коммуникации («солдатский телеграф»), так и целенаправленно формироваться органами психологического обеспечения.
Мифы, свернутые в своем содержании, максимально обобщенные, возведенные в ранг общественной или групповой ценности, становятся символами.
Символ (греч. symbolon — знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема) — знак, связанный с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.
Символом на войне становятся подвиги сослуживцев, почетные звания, принадлежность к определенной социальной группе (например, Героев России), конкретные победы своих войск, боевые знамена воинских частей, отдельные командиры и т. д.
Учитывая то, что символы воспринимаются как социальная ценность, притягательны и заразительны в эмоциональном отношении, возбуждают желание обладать ими, входить в социальную группу обладателей и, следовательно, способны продуцировать мотивы боевого поведения и повышать боевую активность военнослужащих, командирам, военным психологам следует внимательно изучать спонтанно возникшие и искусственно создавать боевые символы.
Следует внедрять в повседневную боевую жизнь ритуалы, которые трансформировали бы фрустрацию, тревогу, отчаяние (связанные, например, с неуспешным боем, гибелью боевых товарищей и т. д.) в чувство лютой ненависти к врагу, страстное желание отомстить, страх (возникающий, например, при ожидании боя) в высокий наступательный порыв. Эффективными средствами таких трансформаций являются такие ритуалы, как клятвы на могилах боевых товарищей, мобилизующие митинги перед боем и др.
Таким образом, боевое поведение военнослужащих полидетерминировано. В его мотивацию, наряду с широкими социальными, групповыми и индивидуальными мотивами, вплетены суеверия, субъективные продукты осмысления мифов и символов военного времени. Знать и учитывать психологические механизмы и эффекты их проявления значит во многом уметь управлять боевой активностью военнослужащих.