Методы обучения в учреждении интернатного типа

Во вспомогательной школе так же, как и в массовой, учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения. Здесь используются методы и приемы обучения, принятые в массовой школе, а также некоторые методы и приемы из других областей дефектологии, например, логопедии, наряду с этим, разрабатываются специфические методы и приемы.

Недостатки развития познавательной деятельности умственно отсталых учащихся, особенно мышления и речи, не позволяют использовать такие методы, как школьная лекция и учебные дискуссии, диспуты. В то же время коррекционная направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглялно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления.

Поэтому в процессе обучения используются некоторые продуктивные виды самостоятельной работы, элементы проблемного обучения (создание простейших проблемных ситуаций, эвристические беседы), но применение их ограничено.

Умственно отсталые дети-сироты, как правило, плохо подготовлены к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого (чем в массовой школе) включения в процесс обучения методов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и т. д. Игровые методы находят свое применением в старших классах, они часто используются для закрепления пройденного.

В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности умственно отсталых детей-сирот. Ученики, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается детьми, не запоминается, а, следовательно, важно сочетать эти методы. Однако в связи с тем, что у детей связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом, требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь.

Нередко своеобразие того или иного метода заключается в специфике применяемых приемов. Например, для запоминания изучаемой буквы учитель-дефектолог может использовать приемы обводки букв, складывание их из отдельных элементов, раскрашивание и т.п.

Большое значение имеет сочетание разных методов, это может зависеть не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности учащихся, но и состава класса. Неоднородность состава, обусловленная типологическими особенностями детей, требует поисков различных сочетаний методов для успешного обучения всех детей с нарушениями в развитии, находящихся в интернатном учреждении. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока. Следует отметить, что специфика применения методов и приемов наиболее отчетливо проявляется в процессе преподавания каждого учебного предмета.

Педагогу интернатного учреждения необходимо обеспечить развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, включая создание в учреждении атмосферы психологического комфорта; оптимизацию жизнедеятельности интерната, гуманизацию и оптимизацию отношений; эмоциональную насыщенность и мажорный стиль жизни, свободу ребенка в выражении чувств, атмосферу совместного переживания и эмоционально-волевого напряжения. При отсутствии данного условия нормальное развитие ребенка-сироты и успешное принятие им социальных ценностей будут значительно затруднены, а в отдельных случаях невозможны.

Педагогу интернатного учреждения необходимо разрабатывать и реализовывать технологии воспитания, направленные на принятие детьми-сиротами социальных ценностей адекватных конкретным ценностям. Так, чтобы обеспечить успешное принятие ребенком ценностей семьи и семейных отношений, можно разработать программу семейного воспитания и обеспечить взаимодействие воспитанников с братьями и сестрами, возможно организовывать размещение ребенка во временной семье («погружение в семью») и т.д. Для принятия воспитанниками ценности «Отечество» возможно организовывать деятельность по изучению и восстановлению памятников отечества и культуры, например, реализовывать программы культурно-образовательных маршрутов по историческим и памятным местам родного края, можно организовать музей истории Школы-интерната и работу в нем воспитанников и др. Чтобы воспитанники осознали и приняли ценность общения, можно организовать тренинги общения. Однако главным условием принятия данной ценности будет включение детей в многообразные виды деятельности, которые создавали бы естественные условия для общения и т.д. Необходимо обеспечивать вариативность и преемственность деятельности по принятию социальных ценностей на всех этапах развития ребенка. Это позволит поддерживать его интерес в процессе осуществления различных форм и видов деятельности (что естественным образом развивает в нем мотивацию) и в процессе реализации многообразия ценностно-ориентированных программ, обеспечивая непрерывность процесса образования и воспитания.

Педагогу интернатного учреждения необходимо включать деятельность по принятию социальных ценностей детьми-сиротами в контекст деятельности школы-интерната по принятию воспитанниками остальных групп базисных ценностей (духовно-нравственных, эстетических, религиозных, интеллектуальных), так как все ценности связаны между собой и образуют единую иерархию ценностей. Так социальные ценности тесно связаны с нравственно- эстетические и нравственные – с интеллектуальными и т.д. Поэтому и организуемая ценностно-ориентированная деятельность должна отличаться многообразием направлений (иметь направленность на различного рода ценности), «Система ценностей и эмоциональных переживаний должна быть достаточно полной, чтобы обеспечить необходимый уровень для образованного человека. Чем шире присвоенный спектр ценностей, тем духовно богаче данная личность или общество. Кроме того, широта эмоциональных переживаний обеспечивает нормальное психическое развитие ребенка. Многообразие проявления чувств зависит от многообразия реальных жизненных отношений человека, которые в них выражаются и видов деятельности, посредством которых они осуществляются» (С. И. Маслов).

Педагогу интернатного учреждения необходимо сосредоточить внимание на организации развивающей среды, чтобы она способствовала принятию социальных ценностей детьми-сиротами, в частности, направить усилия на создание многовариативности среды интерната, таких основных средовых архетипических форм как «дом», «храм», «мастерская» и др., что будет способствовать принятию воспитанниками различных социальных ценностей.

Главным условием успеха в воспитании является личностно-профессиональный рост педагогов детских домов и интернатов, их ориентация на гуманистические ценности, включая ценности педагогические. Необходимо руководствоваться тем, что личность педагога может существенно изменить или свести на нет влияние содержания методов и форм гуманистической образовательно-воспитательной программы на формирование личности ребенка. Поэтому, прежде всего, здесь необходимо начать с себя формируя, свою собственную систему гуманистических ценностей, т.е. развиваться и растит вместе с ребенком, «Что же назвать хорошей жизнью? - писал Толстой - степени хорошества есть безграничные, но одна есть общая и главная черта хорошей жизни: это стремление к совершенствованию в любви. Вот это самое, если есть в воспитателях и если этим заразятся дети, то воспитание будет не дурным».

В штат специалистов интернатных учреждениях включен педагог-дефектолог, который осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Педагог-дефектолог проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функции. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию.

Педагог-дефектолог способствует формированию обшей культуры личности ребенка, его социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ; реализует образовательные программы; комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся воспитанников. Педагог-дефектолог изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

Педагог-дефектолог должен соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников. Он обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Педагог-дефектолог должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативно-правовые акты, Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию: анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство: основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: