Пути коррекционно-педагогической помощи детям-сиротам при переходе в новую социальную среду

Анализ основных проявлений трудностей детей в период адаптации позволил выделить два типа дезадаптивного поведения: "выраженно-агрессивный тип" и "избегающий тип ".

При анализе полученных данных отмечалось, что у детей, имеющих поведение, соответствующее в привычной социальной среде активному неуравновешенному, пассивному уравновешенному и, особенно, пассивному неуравновешенному типам, под воздействием фрустрирующей ситуации возникало дезадаптивное поведение.

Сопоставление поведения детей в привычной ситуации (в доме ребенка) с основными проявлениями психологических трудностей детей в период адаптации позволило выделить некоторые поведенческие особенности, настораживающие в отношении изменения поведения детей в стрессовой ситуации. Это дало возможность с достаточной степенью достоверности прогнозировать изменения поведения детей в новых условиях воспитания.

Параллельно после поступления в специальный детский дом для детей с нарушениями интеллекта было проведено обследование умственного развития детей по методикам Е.А.Стребелевой, что позволило установить индивидуальные показатели умственного развития каждого ребенка в изменившийся социальной среде. Произведя количественную оценку умственного развития детей, мы условно поделили их на 3 группы. Индивидуальные показатели умственного развития остальных детей, принимавших участие в эксперименте оценить не представлялось возможным из-за "захваченности" этих детей своими аффективными переживаниями и отказа от контакта со взрослым.

Сопоставление индивидуальных показателей умственного развития детей с проявлениями их психологических трудностей в период адаптации позволило увидеть связь между изменением поведенческих реакций и индивидуальными показателями их умственного развития: как правило, у детей с дезадаптивным поведением отмечалось нежелание и невозможность выполнять интеллектуальные задачи в стрессовой ситуации.

Наблюдения за поведением и состоянием детей велись до полного окончания адаптации. При этом основным показателем конца адаптационного периода считалась стабилизация поведения и нормализация индивидуальных показателей умственного развития ребенка.

Достаточно короткий адаптационный период (в пределах 1-1,5 месяцев) был отмечен у детей, поведение которых в изменившихся условиях воспитания соответствовало "Выраженно-агрессивный тип" и "Избегающий тип ".

Адаптация в пределах 3-4 месяцев была характерна для детей, имеющих, в основном, поведение, сходное с пассивным уравновешенным пассивным неуравновешенным типом. Наиболее длительный период адаптации (до 5-6 месяцев) наблюдался у детей, имеющих дезадаптивное поведение.

Социальная адаптация умственно отсталых детей, воспитывающихся в интернатных условиях, в период перехода из дома ребенка в дошкольный детский дом проходит крайне тяжело. Нарастание тяжести аффективного реагирования в стрессовой ситуации влияет на изменение индивидуальных показателей умственного развития детей, поэтому аффективно-поведенческие расстройства могут привести к эффекту кажущегося "утяжеления" диагноза. Отсюда следует, что диагностика психического развития детей-сирот должна проводиться лишь после окончания адаптационного периода. Очевидна необходимость усиления раннего начала целенаправленной работы по эмоционально-личностному развитию детей. В первую очередь, проведение этой работы требуется тем детям, у которых в привычных условиях воспитания отмечаются тревожащие тенденции поведения. Кроме того, представляется необходимым поиск организационных форм взаимосвязи домов ребенка и специальных детских домов для детей с нарушениями интеллекта, а также разработка адекватных методов коррекционно-педагогической поддержки детей-сирот в адаптационный период.

Методологической основой проектирования комплекса мероприятий по предупреждению выраженных адаптационных трудностей у умственно отсталых детей-сирот четвертого года жизни стали подходы Л.С.Выготского к рассмотрению аффекта и интеллекта в динамическом единстве. В нашем педагогическом эксперименте эта проблема находит свое решение на этапе построения конкретного содержания индивидуальной работы по предупреждению трудностей адаптации умственно отсталых детей четвертого года жизни и их личностной поддержки в новых условиях воспитания. Основополагающим подходом к поддержке детей в период адаптации стала поуровневая система психологической помощи детям с нарушениями эмоционального развития (О.С.Никольская).

Задачи, обеспечивающие взаимосвязь в работе дома ребенка и детского дома, а также разработаны формы взаимосвязи дома ребенка и специального детского дома, которые внедрялись в практику работы данных учреждений: взаимосвязь и взаимодействие специалистов в изучении воспитанников, изучение передового педагогического опыта, совместное решение педагогических задач, коллективные просмотры режимных моментов и занятий, взаимные посещения, расширенные педагогические советы.

Кроме того, были предложены основные направления педагогической работы, обеспечивающие преемственность:

Организационная работа, направленная на изменение позиции сотрудников дома ребенка и специального детского дома по отношению к переводу воспитанников в новую социальную среду и оказание им психолого-педагогической поддержки.

Методическая работа по обучению сотрудников дома ребенка и специального детского дома по изучению детей методам наблюдения и психолого-педагогического обследования (поведение, умственное развитие).

Практическое использование психолого-педагогических технологий сотрудниками учреждений и обучение их приемам психологической поддержки детей в адаптационный период.

Современная практика общественного воспитания детей-сирот, рассматриваемая нами на примере процесса адаптации, свидетельствует об отрыве процесса воспитания от обучения, о доминировании образовательных ценностей над соционально-эмоциональным развитием умственно отсталого ребенка-сироты, что приводит к усугублению проблем его личностного развития.

Дисгармоничность в развитии когнитивной и аффективной сфер психики ребенка-сироты ведет к сложностям определения природы нарушений развития (их первичности или вторичности), особенно в данном случае бывает трудно дифференцировать "вторичные и третичные дефекты" (В.И.Лубовский).

Анализ ситуации перевода умственно отсталых детей-сирот четвертого года жизни в новые условия воспитания при отсутствии специально организованной поддержки позволил описать благоприятные варианты адаптации у детей и неблагоприятные. Благоприятные варианты адаптации характеризовались снижением эмоционального фона настроения, общего уровня социальной и познавательной активности, инициативности в контактах со сверстниками и взрослыми и незначительным снижением индивидуальных показателей умственного развития. Неблагоприятные варианты адаптации были представлены двумя типами поведения. Выраженно-агрессивное поведение характеризовалось следующим комплексом адаптационных трудностей у детей: нарастанием выраженной агрессивности, крайним проявлением негативизма и страхов, нарастанием тревожности. Избегающее поведение представляло комплекс трудностей, связанных с активным отказом от контактов со взрослыми и детьми, нарастанием отстраненности, замкнутости, негативизма, самоагрессии. Дезадаптивное поведение было сопряжено с выраженными нарушениями познавательной активности и невозможностью принятия познавательных задач в игровых и учебных ситуациях.

Комплекс коррекционно-педагогических мероприятий по предупреждению трудностей адаптации детей-сирот дошкольного возраста позволяет нормализовать эмоциональное состояние детей, поведение, социальную и познавательную активность в новых условиях воспитания.

Таким образом, рассмотрев проблему социальной адаптации детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, отмечаем следующее: дети, воспитывающиеся в интернатном учреждении, подвергаются социальной депривации, которая выражается в отставании физического развития и, в еще большей степени, в нарушениях психического развития ребенка.

Особенно страдают в ситуации социальной депривации дети, изначально имеющие отклонения в интеллектуальном развитии. Неблагоприятный опыт социальных взаимодействий, усваиваемый ребенком с интеллектуальной недостаточностью в условиях психической депривации, приводит к возникновению вторичных нарушений психосоциального развития и углублению социально-психологической дезадаптированности личности.

Особые проблемы в отношении дезадаптированности существуют у умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста, которые из-за большей сензитивности данного возраста к депривационным факторам любого рода при изменении привычной среды дети переживают тяжелейший психический стресс.

Причиной подобного феномена является несовершенство системы помощи детям-сиротам, которая ориентирована, в основном, на развитие когнитивной сферы этих детей. В гораздо меньшей степени уделяется внимание развитию аффективной сферы и личностным проблемам, которые имеются у детей, воспитывающихся в интернатных условиях.

На современном этапе развития общества социальную адаптацию детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью необходимо считать одной из первостепенных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: