Данная проблема определятся во многом способностью человека управлять собственным вниманием в условиях большого объема информационных сообщений. Одним из способов концентрации внимания – это умение точно определить, какого рода информация требуется в данной ситуации. В зависимости от того, какая информация более актуальна в данный момент времени включается или процесс слышания (восприятие звуков, слов и предложений, т.е. физиологически речь как таковую) или слушания (восприятие не только информационного сообщения и его смысла, но и коммуникатора).
Эффективность процесса слушания возрастает, если реципиенту удается ответить на вопрос: «Для чего я это слушаю?», т.е. сформулировать цели получения информации (понимание, оценка и др.). Именно, по мере их усложнения происходит переход от слышания к слушанию, при котором увеличиваются энергетические затраты на адекватность понимания сообщения:
1 – способность слушать, т.е. процесс слышания, как базовый для звукового восприятия;
|
|
2 – слушать, чтобы понять содержание информационного сообщения;
3 – слушать, чтобы запоминать содержание сообщения;
4 – слушать, чтобы проанализировать и оценить содержание информационного сообщения;
5 – слушать, чтобы помочь другим людям высказаться.
Опираясь на данную схему необходимо выявить цели, которые ставит перед собой слушатель в конкретной ситуации и поставить цель, значит определить какой уровень слушания адекватен данной ситуации, какие энергетические затраты требуются от человека. Психологи часто связывают проблему слушания (слушателя) с его неспособностью определит уровень, который соответствовал бы данной ситуации. Поэтому, чтобы эффективно управлять этим процессом, коммуникатор должен определять и направлять реципиента на соответствующие цели слушания и настраивать его на определенный уровень.
Поставленные цели слушания требуют от слушателя владения определенными навыками работы с информацией, а также умения включать волевое регулирование, т.е. управлять собственными эмоциями.
В процессе слушания принято выделят 3 стадии:
На первой стадии (поддержка) главная цель – дать возможность человеку выразить свою позицию. Для достижения этой цели необходимо использовать следующее: глухое молчание (видимо отсутствие реакции), поддакивание («ага», «угу», кивание), «эхо-реакция» (повторение последнего слова), эмоциональное сопровождение («ух», «ах», «здорово»).
На второй стадии (уяснение)главная цель – убедиться в правильности понимания реципиентом коммуникатора. Для этого могут задаваться уточняющие, наводящие, открытые или закрытые вопросы, используется «парафраз» (передача содержания высказывания партнера другими словами).
На третьей стадии (комментирование)главная цель – высказывание слушателем своего мнения по поводу услышанного. Это может быть совет, рекомендация, оценка и т.д.
Таким образом, слушание рассматривается как активный процесс, требующий от реципиента (слушателя) сложившихся навыков и волевых усилий, чтобы в целом процесс взаимодействия был эффективным.