Основная часть

А. Теоретическая часть:

1. Дислалия как самостоятельное нарушение звукопроизношения.

2. Классификация дислалии по этиологическому признаку. Причины механической и функциональной дислалии.

3. Классификация дислалии по лингвистическому принципу.

4. Вопросы дифференциации возрастных особенностей звукопроизношения и дислалии.

5. Симптоматика дислалии. Фонологические и антропофонические нарушения.

6. Общая характеристика видов дислалий в зависимости от нарушенных групп звуков

Б. Практическая часть:

1. Прослушайте четверостишья с разновидностями дислалии. Охарактеризуйте вид нарушенного звукопроизношения (например: сигматизм или парасигматизм, шипящий или свистящий, разновидность свистящего сигматизма). Данную работу можно организовать по группам. Каждая группа предлагает свое четверостишье, произносимое с определенными нарушениями звуков.

2. Изучите карты логопедического обследования произносительной стороны речи ребенка. Дайте характеристику дислалии по следующей схеме:

· простая или сложная дислалия;

· мономорфная или полиморфная;

· акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая;

· фонологическое или антропофоническое нарушение звукопроизношения;

· разновидности дислалии (сигматизм, ротацизм и т. д.).

3. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля.

Карточка 1.

Для нарушения речи не характерно:

1) Самостоятельно не исчезают, а закрепляются.

2) Безграмотность речи.

3) Несоответствие возрасту говорящего.

4) Оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка.

5) Являются диалектными особенностями языка данной местности.

Карточка 2.

Фонетическим дефектом является:

1) [с]- межзубный;

2) [р]-горловой;

3) отсутствие звука [л] в речи;

4) замена [т]= [с];

5) [л]- двугубный.

Карточка 3.

Фонетико-фонематическим дефектом является:

1) замена [т’]= [т];

2) смешение [ш]= [с];

3) [л]- двугубный;

4) отсутствие звука [р] в речи;

5) замена [р]= [л].

Карточка 4.

Фонематическим дефектом является:

1) замена [к]= [т];

2) смешение [р]= [л];

3) отсутствие звука [л] в речи;

4) замена [л]= [j];

5) [л]- межзубный.

Литература:

1. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. – М., 1989, с.66 – 102.

2. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1968, с. 35-43, с. 271 – 337.

3. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс, М., 2003.

4. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.

5. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. А. Основы логопедии. – М., 1989, с. 32 – 75.

6. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. С. – Пб., М., 1996, с. 174 – 277.


План

практического занятия по курсу

«Логопедия» (раздел «Дислалия»),

для студентов дневного (заочного) отделения,

обучающихся по специальности 050715.65 Логопедия

с дополнительной специальностью

050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология

Тема: Обследование состояния звукопроизношения у детей с дислалией.

Цели:

1. Закрепить теоретические представления о направлениях и содержании обследования при дислалии.

2. Сформировать у студентов умение отбирать материал и приемы для организации обследования звукопроизношения.

3. Отработать у студентов практические действия по обследованию звукопроизносительной стороны речи.

Форма работы: организация деловых игр, просмотр и анализ логопедического обследования произносительной стороны речи детей на базе ДОУ.

. Оборудование: дидактический материал для обследования звукопроизношения, шпатели, индивидуальные зеркала, спирт, вата.

План проведения занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: