Упражнение 1. Пользуясь соответствующей учебной и справочной литературой, дайте определение терминам метафора, эпитет, риторический вопрос, антитеза, инверсия, парцелляция. Найдите в публицистических текстах и выпишите по три примера на каждое из этих языковых явлений
Упражнение 2 (контрольное). Подберите самостоятельно текст, созданный в рамках публицистического стиля речи. Оптимальный объем текста – 1–2 печатные страницы. Сделайте полный письменный стилистический анализ данного текста, доказав его принадлежность к публицистической речи. При выполнении упражнения пользуйтесь приведенными ниже планом и образцом анализа текста.
План стилистического анализа публицистического текста
1. Стиль текста.
2. Жанр текста.
3. Доминирующая цель (информационная или воздействующая).
4. Тема / проблема, которой посвящен текст.
5. Стилевые черты и языковые особенности текста.
5.1. Понятность текста:
– преобладание общеизвестных слов (указать, из какой сферы: политика, экономика, культура и т.п.);
– присутствие терминов (указать, понятны ли, объясняются ли);
5.2. Актуальность текста:
– присутствие слов, обозначающих актуальные понятия;
– присутствие новых заимствований.
5.3. Объективность изложения:
– присутствие имен собственных, названий (в т.ч. сокращенных);
– присутствие цифровых данных;
– присутствие ссылок, цитат, прямой речи.
5.4. Выраженность точки зрения, отношения автора:
– использование оценочной лексики;
– ведение авторской речи от 1 лица единственного числа (с местоимениями я, мой).
5.5. Призывность, агитационность текста:
– присутствие глаголов в повелительном наклонении при обращении к публике;
– использование восклицательных фраз-призывов.
5.6. Эмоциональность, выразительность изложения:
– присутствие сниженной разговорной лексики и жаргонизмов;
– использование лексических художественных средств (сравнений, метафор, эпитетов);
– использование фразеологизмов, пословиц, разговорных оборотов;
– присутствие газетных клише образного характера;
– использование прецедентных имен, прецедентных текстов;
– использование авторских неологизмов;
– использование синтаксических средств выразительности (включенных в авторскую речь вопросительных предложений, риторических вопросов, восклицательных предложений, разговорных синтаксических структур, антитез, инверсий, парцелляции).
5.7. Консервативность, стандартизованность:
– присутствие газетных клише;
– присутствие клише-канцеляризмов.
5.8. Незначительная грамматическая усложненность текста:
– преобладание глаголов в личной форме;
– небольшое число причастных и деепричастных оборотов;
– не очень длинные цепочки однородных членов;
– преобладание недлинных предложений с небольшим количеством осложняющих конструкций;
– присутствие сопровождающих материалов (фото, иллюстрации и пр.);
– особенности визуального оформления (заголовки, подзаголовки, рамки, шрифтовое разнообразие и пр.).
6. Вывод.
Текст
У реформаторов нет права на ошибку –