Л.И. РЮМШИНА
Психология человеческого существования:
Бытийная роль и функции общения
( учебное пособие)
Ростов-на-Дону
Рецензент:
Рюмшина Л.И.
Психология человеческого существования: бытийная роль и функции общения: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2008. – 105 с.
Учебное пособие «Психология человеческого существования: бытийная роль и функции общения» разработано с учетом требований, предъявляемых к написанию подобного типа работ. В нем поднимаются важные вопросы, связанные с междисциплинарной областью знаний «Гуманистическая психология». В связи с этим в его содержании рассматриваются теоретико-методологические вопросы гуманистической психологии, приводятся знания различных наук, что может способствовать не только лучшему понимания данной дисциплины, но и осмыслению многих проблем, поднимаемых различными науками, в том числе и психологическими отраслями (психологией личности, социальной психологией и др.). Особое внимание уделяется культурно-историческому анализу общения, истории развития представлений о бытийной роли общения как в зарубежной, так и отечественной психологии.
Состоит учебное пособие из введения, трех учебных модулей, заключения и списка литературы.
Учебное пособие «Психология человеческого существования: бытийная роль и функции общения» может быть использовано в процессе обучения студентов психологического факультета ДО и ОЗО при изучении спецкурса «Гуманистическая психология», «Психология человеческого существования: от диалога к манипуляции» и другие.
Введение
В учебном пособии «Психология человеческого существования: бытийная роль и функции общения» поднимаются важные вопросы, связанные с междисциплинарной областью знаний «Гуманистическая психология». В связи с этим в его содержании рассматриваются теоретико-методологические вопросы психологии, приводятся знания различных наук, что может способствовать не только лучшему понимания основ гуманистической психологии, но и осмыслению многих проблем, поднимаемых различными науками, в том числе и психологическими отраслями (психологией личности, социальной психологией, исторической психологией и др.). Особое внимание уделяется истории развития представлений о бытийной роли общения как в зарубежной, так и отечественной психологии, культурно-историческому анализу общения.
Общие положения
Роль общения в жизни человека, групп и человечества в целом переоценить трудно. По сути то, что мы привыкли называть социальностью психики и есть результат процесса общения. Поэтому в психологии нет другой категории, которая была бы наделена такой значимостью, как категория «общения». Без общения нет личности, группы, общества, культуры, которая сама может быть рассмотрена как опосредованное и деперсонализированное общение. Без общения не было бы и человечества. Поэтому неслучайно, что «общение – герой любого времени и любой теории и концепции», независимо от того идет ли речь о теории личности, теории мотивации и т.д., хотя и присутствует там незримо.
Общение – редкая научная категория, которая для обычного, несведущего в науке человека является не абстракцией, а реальностью, самой жизнью. Вся человеческая жизнь – общение. Общение с собой, Другим, другими, культурными и историческими источниками и т.д. Отсутствие или дефицит общения тяжело переживается человеком, а в детстве, как известно, может привести к почти необратимым последствиям.
Что касается науки, то общение выступает и как предмет, объект, но пожалуй, самое важное - оно выступает методологическим принципом и основой любого исследования. Через общение можно определить все остальные принципы, будь то принципы советской психологии (деятельности, историзма и др.), либо гуманитарной парадигмы (развития, открытости, целостности ( холизма ); уникальности; принцип единства становления и бытия человека; принцип позитивности и развития; самодетерминированности; активности. Оно является своего рода основанием деления парадигм на экспериментальную и гуманитарную, где оно непосредственно участвует в ее определении, принимая форму диалога, что и является отличительной особенностью гуманитарного подхода.
Как можно заметить из литературных источников, ввиду сложности и емкости феномена общения толкование его как понятия зависит от исходных теоретических оснований исследования. Следует отметить, что общение трудно однозначно определить также потому, что оно – экзистенциальное явление.
Осознание того, что общение – универсальное условие человеческого бытия, где проявляется и переживается человеческая сущность, пришло в науку рано. Благодаря усилиям представителей экзистенциально-гуманистической психологии (Дж. Бюдженталя, А. Маслоу, Р. Мэя, К Роджерса, В. Франкла и др.), такой ракурс рассмотрения общения становится приоритетным и в психологии. Однако его экзистенциальная роль и онтологические функции долгое время ускользали от внимания исследователей и по-прежнему не изучены в полном объеме.
Онтология – раздел философии (от греч. [онто] - сущее, [логос] – учение), т.е. философское учение о Бытие как таковом. Онтопсихология - наука, изучающая внутреннюю сущность человека с позиций ее соответствия человеческой природе, законам Бытия. Именно это соответствие делает позитивным, гармоничным, нравственным и духовным существование человека. Что касается общения, то в онтопсихологии общения научному поиску его экзистенциального содержания, функций, выполняемых в жизни отдельного человека и человечества в целом, отводится центральное место. Целью данного учебного пособия как раз и является раскрытие и обоснование бытийной роли и функций общения.