Преступности несовершеннолетних

Лекции – 2 ч.

Семинары – 2 ч.

План:

1. Понятие и общая характеристика правонарушений и преступности несовершеннолетних, их социальная и правовая оценка

2. Причины и условия преступности несовершеннолетних

3. Предупреждение преступности несовершеннолетних

Методические рекомендации к теме:

При подготовке к семинару и практическим занятиям необходимо правильно понять и оценить преступность несовершеннолетних, рассматривая ее как особый вид преступности, представляющий важную криминологическую проблему.

Подвергая рассмотрению основные показатели преступности несовершеннолетних, следует выделить две подгруппы несовершеннолетних правонарушителей мужского и женского пола - 14-15 и 16-17 лет, а применительно к молодежной преступности - соответствующие подгруппы 18-24 и 25-29 лет. Значимо также отметить, что антиобщественные поступки лиц, не достигших 14 лет, во многом определяют перспективы преступности несовершеннолетних.

Следует помнить об обстоятельствах, в силу которых статистические показатели не полностью отражают реальную картину преступности подростков. Это объясняется высокой латентностью семейно-бытовых преступлений несовершеннолетних, не всегда обоснованной практикой освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия, возрастными ограничениями уголовной ответственности несовершеннолетних за многие антиобщественные посягательства и др.

Постигая структуру преступности несовершеннолетних и молодежи, особенности совершения ими различных преступлений, необходимо обратить внимание на специфическую мотивацию, характерную для многих краж, грабежей, разбоев, хулиганств и насильственных преступлений, совершаемых ими. Основные показатели преступности несовершеннолетних и молодежи требуется сравнивать с аналогичными показателями преступности взрослых.

Существенным является криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников. Значимы данные об особенностях психики несовершеннолетних, их нравственно-правовых взглядах и представлениях, во многом определяющих и объясняющих их преступное поведение. Знание этих особенностей требуется для эффективного осуществления общей и индивидуальной профилактики подростковой преступности. Столь же важно для организации эффективной профилактики преступности несовершеннолетних выявление причин и условий их антиобщественного поведения (неблагоприятных условий нравственного формирования подростков в семье, учебном и производственном коллективах, бытовом окружении и т.д., а также специфических для подростков криминогенных ситуаций).

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие и признаки преступности несовершеннолетних и молодежи.

2. Какие преступления наиболее часто совершаются несовершеннолетними?

3. Какие факторы оказывают отрицательное влияние на формирование личности несовершеннолетних преступников?

4. Укажите особенности личности несовершеннолетнего преступника.

5. Укажите непосредственные субъективные причины преступности несовершеннолетних и молодежи.

6. Каковы основные направления в борьбе с преступностью несовершеннолетних?

7. Какое значение для профилактики правонарушений и преступности среди несовершеннолетних имеют меры по укреплению семьи?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: